Социальное государственное обеспечение

Полезная информация в статье: "Социальное государственное обеспечение" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

17. Государственное социальное обеспечение

Государственное социальное обеспечение — система финан­совых отношений государства с физическими лицами по поводу расходования фонда социальной защиты населения и других социальных фондов.

Средства социального обеспечения направляются на следу­ющие виды расходов: выплату различных пенсий и пособий; выдачу бесплатных и льготных путевок на санаторно-курорт­ное лечение; организацию отдыха детей в летний период; содер­жание домов инвалидов и престарелых граждан; протезирова­ние инвалидов и других граждан; осуществление мероприятий по обучению и трудоустройству инвалидов и др.

Средства фонда содействия занятости расходуются на: фи­нансирование мероприятий по социальной поддержке незанятого населения; профессиональную подготовку, повышение ква­лификации и переподготовку безработных; предоставление кре­дитов для сохранения и создания рабочих мест; научно-техни­ческое обеспечение программ занятости и содержание органов Государственной службы занятости.

В сферу государственного социального обеспечения входит также и социальная помощь — форма со­циальной защиты, предусматривающая денежные выплаты, натуральную помощь и индивидуальные услуги гражданам на основе проверки нуждаемости. Основу финансирования соци­альной помощи составляют бюджетные ассигнования, которые выделяются в распоряжение органов социальной защиты.

Среди всех видов государственного социального обеспече­ния основное место принадлежит пенсиям и пособиям.

В соответствии с законодательством в нашей рес­публике могут назначаться и выплачиваться следующие виды пенсий: трудовые (пенсии по возрас­ту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; за особые заслуги перед республикой) и социальные.

Социальные пенсии назначаются нетрудоспособным граж­данам, не имеющим права на получение трудовой пенсии. Это могут быть мужчины и женщины старше соответственно 60 и 55 лет, не имеющие рабочего стажа, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет; инвалиды и др.

Пособия в Республике Беларусь делятся на несколь­ко категорий. Главные из пособий — пособия по временной нетру­доспособности и пособия семьям, воспитывающим детей.

Право на государственное пособие по временной нетрудоспо­собности имеют работающие граждане и лица, к ним прирав­ненные, уплачивающие взносы на государственное социальное страхование. Пособие выплачивается и в случае утраты трудо­способности вследствие заболевания или травмы, беременности и родов, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения или карантина.

Основанием для назначения пособия по временной нетрудо­способности является листок нетрудоспособности. Данное посо­бие выплачивается, как правило, в размере 80 % среднего зара­ботка за первые шесть рабочих дней и в размере 100 % среднего заработка — за последующие дни нетрудоспособности. Пособие по временной нетрудоспособности исчисляется из среднего за­работка за два последних месяца, предшествующих тому, в ко­тором наступила нетрудоспособность.

В соответствии с законодательством выплачиваются следу­ющие виды пособий семьям, воспитывающим несовершенно­летних детей: в связи с рождением ребенка; по уходу за ребен­ком в возрасте до 3 лет; на детей в возрасте от 3 до 16 лет (уча­щихся — до 18 лет); одинокой матери, воспитывающей ребен­ка в возрасте до 1,5 лет; по уходу за ребенком-инвалидом в воз­расте до 16 лет и др.

Весомой статьей затрат фонда социальной защиты населе­ния являются расходы на оздоровление и санаторно-курортное лечение. Часть этих средств расходуется на медицинскую реа­билитацию лиц, перенесших тяжелые заболевания. Кроме то­го, осуществляется частичное финансирование расходов дет­ско-юношеских спортивных школ и летнего отдыха детей.

Понятие социального обеспечения. Государственная система социального обеспечения

Понятие социального обеспечения

В течение жизни каждый человек подвергается различным социальным рискам, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и трудоспособности, привести к утрате заработной платы или иного трудового дохода, служащего основным источником средств существования.

Характерными признаками, позволяющими называть определенные события, происходящие в жизни человека, социальным риском, служат:

  • обусловленность экономической системой и общественной организацией труда;
  • имущественные последствия в виде отсутствия дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, дополнительные расходы на нетрудоспособных членов семьи;
  • заинтересованность государства и общества в смягчении и преодолении последствий наступления указанных событий.

[1]

С учетом объективной природы и влияния на трудоспособность человека социальные риски можно объединить в 4 группы (Приложение. Рис.1.):

  • экономического характера (безработица);
  • физиологического характера (временная или стойкая утрата трудоспособности, беременность и роды, старость, смерть);
  • производственного характера (трудовое увечье, профессиональное заболевание);
  • демографического и социального характера (многодетность, неполнота семьи, сиротство).

Экономические и демографические риски прямо не отражаются на трудоспособности человека. Но длительное отсутствие работы, безусловно, приводит к общему снижению уровня жизни безработного и членов его семьи, а также к утрате им профессиональных навыков. В свою очередь, дополнительные расходы в связи с многодетностью могут привести к падению среднедушевого дохода семьи ниже величины прожиточного минимума, ухудшить качество питания, отдыха и других условий жизни семьи и повлиять на здоровье.

Социальный риск – это вероятное событие, наступление которого приводит к материальной необеспеченности в связи с утратой дохода от трудовой деятельности или внутрисемейного содержания, а также возникновением дополнительных расходов на детей и других нетрудоспособных членов семьи, потребности в медицинских или социальных услугах.

Студенты должны усвоить сущность социального риска, понимать, в чем заключаются его отличительные особенности, поскольку понятие социального риска является базовой категорией для социального обеспечения. Оно предопределяет круг лиц, подлежащих обеспечению, источники финансирования и другие характерные признаки социального обеспечения.

Как правило, человек не может преодолеть последствия наступления социального риска самостоятельно, т.к. они обусловлены объективными социально-экономическими условиями жизни, тесно связаны с производственной деятельностью и не зависят от его воли.

Рыночная экономика не порождает автоматически механизмов защиты населения от социальных рисков, поскольку они требуют значительных материальных затрат и не приносят прибыли. Эту задачу выполняет государство, достигшее определенной ступени социально-экономического развития и осознавшее ее значение для нормального функционирования общества. Государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие, называют «социальным». Оно создает государственную систему социального обеспечения, участвует в финансировании пенсий, пособий, компенсаций, медицинских и социальных услуг.

Человек, его права и свободы являются по Конституции РФ высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита – важнейшая обязанность государства. Право на социальное обеспечение раскрывается в ст.ст.7, 37-41 Конституции РФ.

Студентам необходимо хорошо изучить концепцию «социального государства», знать основные социально-экономические права человека, закрепленные в Конституции РФ и международных актах, усвоить их содержание.

Сущность социального обеспечения проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других. Экономическая функция заключается: 1) в частичном возмещении заработка или иного трудового дохода, утраченного в связи с безработицей, нетрудоспособностью, а также внутрисемейного содержания в связи с потерей кормильца; 2) в частичной компенсации дополнительных расходов, вызванных наступлением определенных жизненных обстоятельств (например, наличием детей); 3) в оказании минимальной денежной, натуральной и иной помощи безработным, малоимущим лицам и семьям; 4) в предоставлении бесплатных для потребителя медицинских и социальных услуг в пределах государственных минимальных стандартов (например, лекарственной помощи).

Источниками финансирования социального обеспечения служат единый социальный налог (ЕСН), средства бюджетов различных уровней, страховые взносы, а также иные установленные законом поступления. Часть ЕСН перечисляется в виде страховых взносов во внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС), Фонд социального страхования РФ (ФСС). Средства фондов являются федеральной собственностью.

Читайте так же:  Какая плата за наем жилого помещения по договору социального найма формула для ее расчета

Политическая функция социального обеспечения способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, порождаемой чрезмерными различиями в уровне жизни различных слоев населения. Так, по данным официальной статистики, доходы самых богатых превышают доходы бедных более чем в 20 раз.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство населения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса инвалидов и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Профилактическая функция заключается в предотвращении возникновения социально-рисковых ситуаций (например, несчастных случаев на производстве).

Знание функций социального обеспечения поможет студентам осознать сущность социального обеспечения, понять, что создание государственной системы социального обеспечения вызвано объективной необходимостью и самым непосредственным образом влияет на дальнейшее развитие государства.

Государственная система социального обеспечения

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Государство руководит созданием финансовой базы и организационных структур, необходимых для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. В результате указанной деятельности возникает государственная система социального обеспечения, которая включает несколько подсистем: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственную социальную помощь. В науке их принято называть организацонно-правовыми формами социального обеспечения. Указанные формы отличаются друг от друга по субъектам, источникам финансирования, видам выплат, органам управления.

Обязательному социальному страхованию подлежат лица, работающие по трудовому договору (наемные работники), занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, и другие лица, круг которых определен законом.

Страховыми случаями могут быть: болезнь, инвалидность, старость, смерть кормильца, потребность в медицинской помощи и другие. Они устанавливаются законом или договором, если речь идет о государственном (обязательном) социальном страховании, исключительно договором, когда дело касается добровольного (негосударственного) страхования.

Право на получение выплат за счет средств государственного социального страхования определяется в зависимости от уплаты ЕСН и страховых взносов. Ставки ЕСН установлены ст.241 Налогового кодекса РФ, а страховых взносов ст.22 ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Назначение и выплата трудовых пенсий находится в ведении Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Предоставление пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других видов страховых пособий производится работодателями за счет части ЕСН, перечисляемой в виде страховых взносов в территориальные отделения ФСС, или самими территориальными отделениями ФСС – индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам и другим категориям застрахованных лиц, применяющих особые налоговые режимы.

Фонды обязательного медицинского страхования оплачивают счета страховых медицинских компаний в рамках Федеральной и территориальных программ государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета охватывает особых субъектов, выполняющих важные государственные функции: государственных гражданских служащих, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории граждан с учетом специфического характера их деятельности. Назначение выплат входит в компетенцию соответствующих министерств (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и других).

Студентам следует обратить внимание на то, что федеральный бюджет является источником финансирования пенсий, пособий и услуг не только для особых субъектов, но и для других лиц в случаях, установленных законом. Так, после ликвидации в 2001 г. Государственного фонда занятости населения РФ пособия по безработице выплачиваются из федерального бюджета.

За счет средств федерального бюджета предоставляются пенсии военнослужащим по призыву, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф, а также социальные пенсии в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Государственная социальная помощь в последние годы играет все более важную роль в системе социального обеспечения. Право на нее имеют малоимущие лица, которые по уважительным, не зависящим от них причинам не приобрели права на трудовую пенсию и не имеют средств существования в объеме прожиточного минимума (например, инвалиды с детства). Финансирование социальной помощи, как правило, производится за счет бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований.

Социальная помощь предоставляется в виде набора социальных услуг (дополнительная бесплатная медицинская помощь, путевки на санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно), денежных выплат (социальных пособий, субсидий и др.), натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и др.).

Наряду с созданием государственной системы социального обеспечения, государство поощряет добровольное социальное страхование, дополнительные формы социального обеспечения и благотворительность. Это означает, что защита населения от социальных рисков может финансироваться как за счет государственных средств в рамках государственной системы, так и за счет частных источников в качестве индивидуального самообеспечения или коллективного взаимообеспечения.

Студенты должны знать, в каких формах в нашей стране реализуется конституционное право на социальное обеспечение, четко усвоить основные признаки организационно-правовых форм социального обеспечения, различать их по указанным признакам.

[2]

Социальное обеспечение (стр. 1 из 3)

1. Понятие и значение социального обеспечения

2. Дополнительное пенсионное обеспечение через негосударственные пенсионные фонды

1. Понятие и значение социального обеспечения

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования К числу таких людей относятся прежде всего дети и старики Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение как определенная форма жизнеобеспечения людей имеет конкретные исторические типы, поскольку оно осуществляется в рамках той или иной общественно-экономической формации.

Социальное обеспечение как реально существующее общественное явление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущностные признаки. Иногда определение того или иного понятия (дефиницию) дает сам законодатель и оно воспринимается наукой и практикой как легальное понятие. В научной и учебной литературе понятие социального обеспечения авторами формулируется по-разному, в зависимости от того, какие признаки принимаются за базовые, основные для данного явления.

К числу сущностных признаков социального обеспечения на современном этапе можно отнести: во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе организационно-правовых способов распределения совокупного общественного продукта через систему социального обеспечения; во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рисков, признаваемых государством в качестве оснований для предоставления тех или иных видов социального обеспечения; в-третьих, закрепление в нормах права либо в договорах, санкционированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению; в-четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законодательного закрепления видов обеспечения, его уровня и условий предоставления.

Читайте так же:  Увеличение размера исковых требований

Некоторые ученые выделяют и иные конститутивные признаки социального обеспечения. Так, Р.И. Иванова относит к их числу следующие: 1) объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты по поддержанию (предоставлению) определенного уровня жизнеобеспечения; 2) особые фонды, источники социального обеспечения; 3) особые способы создания этих фондов; 4) особые способы предоставления средств существования; 5) закрепление правил предоставления социального обеспечения в социальных, в том числе правовых, нормах .

С формулировкой первого признака трудно согласиться, поскольку сами по себе объективные основания лишь вызывают потребность в особом механизме социальной защиты, однако функционирование его всегда связано с признанием обществом, государством этих оснований в качестве социальных рисков, влекущих соответствующие юридические обязанности по предоставлению социального обеспечения. В реальной жизни объективных оснований, влекущих потребность человека в социальной помощи, всегда намного больше тех, которые признаются государством социально уважительными. Вся история развития систем социального обеспечения – убедительное доказательство того, что перечень объективных оснований, признаваемых социальными рисками, непрерывно расширяется, однако вряд ли он когда-либо станет полностью тождествен реально существующим объективным причинам, вызывающим потребность человека в социальной помощи.

Что касается второго, третьего и четвертого конститутивных признаков социального обеспечения, выделяемых Р.И. Ивановой, то они отражают разные стороны одного, сущностного признака – способа организации социального обеспечения.

Выделив признаки социального обеспечения, казалось бы, совсем несложно дать его определение. Однако однозначного понятия данного явления до сих пор не выработано. Это объясняется тем, что социальное обеспечение – явление многоаспектное и любое данное ему определение не может быть универсальным, ибо оно не способно в форме дефиниции одновременно охватить все сущностные признаки, обозначив в то же время и его основные функции.

Под социальным обеспечением понимают: форму распределения, гарантирующую гражданам нормальный уровень жизненного и культурного стандарта сверх вознаграждения за труд в старости, при потере трудоспособности и кормильца; систему материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни, инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях; совокупность общественных отношений, складывающихся между гражданами, с одной стороны, и органами государства, местного самоуправления, организациями, – с другой, по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов, бюджетных средств медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность, либо по распределению внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан в случае утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам.

При всей внешней схожести приведенных понятий в каждом из них отражены различные признаки, признаваемые авторами сущностными, но ни в одном не указаны с должной полнотой объективно существующие черты, характерные для социального обеспечения как уникального многоаспектного общественного явления.

Базовые, основополагающие сущностные признаки социального обеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономический аспект данного понятия.

Как экономическая категория социальное обеспечение служит определенным инструментом, используемым обществом, государством для решения одной из острейших проблем – социальной проблемы неравенства личных доходов людей, которое не является следствием неравенства производительности труда и эффективности производства. В целях более справедливого распределения национального дохода во всех странах в начале XX в. получает развитие политика перераспределения доходов, осуществляемого государством с помощью фискальной и социальной политики, основным звеном которой как раз и является социальное обеспечение.

В то же время социальное обеспечение является и правовой категорией, поскольку государства реализуют политику перераспределения доходов посредством правового механизма, закрепляя нормативным путем организационно-правовые способы осуществления социального обеспечения; порядок образования соответствующих финансовых систем и их правовой статус, системы управления социальным обеспечением; круг лиц, подлежащих социальному обеспечению; виды обеспечения и условия их предоставления; механизм защиты нарушенных прав.

Обеспечение, адресованное человеку обществом, государством в тех случаях, когда он по независящим от него обстоятельствам нуждается в поддержке, гарантирует определенный социальный комфорт, восстанавливает статус полноценного члена общества. В связи с этим социальное обеспечение безусловно является и очень важной социальной категорией.

Таким образом, можно дать следующее общее понятие социального обеспечения как феномена в жизни любого общества и государства.

Социальное обеспечение – это один из способов распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормируемых обществом, государством, для поддержания их полноценного социального статуса.

Государственная система социального обеспечения законодательно закреплена и функционирует в определенных правовых рамках путем реализации субъектами соответствующих правоотношений своих прав и обязанностей. Таким образом, эта система представляет собой прежде всего правовое образование, имеющее многоуровневый характер. На высшем уровне оно состоит из законодательно закрепленных систем: а) финансирования социального обеспечения; б) управления; в) материального обеспечения и социального обслуживания населения. Это комплексное межотраслевое правовое образование, нормы которого входят в различные отраслевые правовые системы – в финансовое, административное право, право социального обеспечения.

Следующий уровень социального обеспечения как системного правового образования – отраслевой, поскольку нормы, регулирующие отношения по финансированию, управлению, социальному обеспечению граждан, относятся к различным отраслям права.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В правовой системе социального обеспечения есть и внутриотраслевой уровень. Так, в финансовом праве можно выделить подсистемы финансирования расходов на социальное обеспечение за счет централизованных внебюджетных кредитно-финансовых систем (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, фондов обязательного медицинского страхования); за счет федерального бюджета; за счет бюджетов субъектов РФ; за счет местных бюджетов и средств организаций; за счет фондов социальной поддержки населения. В системе материального обеспечения и социального обслуживания граждан, закрепленной нормами права социального обеспечения, относительно самостоятельными являются подсистемы: пенсионного обеспечения; обеспечения граждан пособиями и компенсациями, медицинской помощью и лечением, социальными услугами, льготами.

Социальное государственное обеспечение

Государственная система социального обеспечения

Аспирант Института Философии, Социологии и Права НАН Азербайджана Адил Мустафаев рассматривает понятие «форма социального обеспечения» и высказывает свою точку зрения.

В период социализма в зависимости от особенностей общественно полезной деятельности отдельных категорий трудящихся и видов обеспечения отечественные специалисты выделяли следующие организационно-правовые формы:

1) государственное социальное страхование рабочих и служащих, членов кооперативов и некоторых других лиц;

2) социальное страхование колхозников;

3) социальное обеспечение колхозников за счет централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников;

4) социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из государственного бюджета;

5) обеспечение за счет специальных фондов общественных организаций (1, с. 13).

Однако по вопросу

К.С. Батыгин рассматривал форму социального обеспечения в двух смыслах: как способ удовлетворения потребностей граждан в старости и при нетрудоспособности; как способ осуществления конституционного права (2, с. 19). В первом случае формами обозначены денежные выплаты и материальные блага, т.е. конкретные виды социального обеспечения.

Читайте так же:  Наследники по закону здесь очередь за наследством кто последний

М.И.Полупанов называл формой социального обеспечения «совокупность государственных и общественных мероприятий по обеспечению граждан в установленных законом случаях материальными благами, льготами и услугами алиментарного характера из общественных фондов потребления, характеризующихся единством круга обеспечиваемых лиц, тождеством системы формирования фонда обеспечения и самостоятельностью его организационной структуры» (3, с. 17).

По мнению И.В. Гущина, правовые формы социального обеспечения представляли собой составные элементы государственной системы, «являющиеся в то же время организационно обособленными комплексами опосредованных нормами права общественных отношений по социальному обеспечению отдельных контингентов трудящихся. » (4, с. 31). Объективным основанием для их разделения при социализме служило наличие двух форм собственности — государственной и колхозно-кооперативной.

В.Ш. Шайхатдинов рассматривал организационно-правовые формы лишь как способы образования фондов, предназначенных для социального обеспечения, которые включают только отношения по аккумуляции средств и управлению созданными фондами, но не охватывают отношений по предоставлению гражданам обеспечения и обслуживания (5, с. 13). Однако не ясно, почему особая организационно-правовая форма требуется только для сбора средств, а для распределения она не нужна. Гораздо логичнее считать, что как сбор средств, так и их распределение производятся в определенных организационно-правовых формах, отличающихся друг от друга по субъектам, содержанию, объектам и другим существенным признакам.

Любое страхование, как коммерческое, так и социальное, базируется на идее разделения убытков, возникших у одного застрахованного, между всеми участниками страхования. В этих целях создается денежный фонд за счет взносов заинтересованных сторон, из которого при наступлении установленного законом страхового случая (события) выплачивается пенсия, пособие или оказывается медицинская услуга. Если право на пенсию, пособие или услугу реализуется в рамках обязательного социального страхования, то наступает коллективная материальная ответственность за индивидуальный риск, которая выражается в «солидарности» участия в создании финансовой базы. Вред от наступления страхового случая покрывается не только потерпевшим лицом, но и всеми застрахованными, а также другими лицами, принявшими на себя ответственность за риск.

Еще в начале века профессор Воблый подчеркивал, что страхование от социального риска является особым видом деятельности, в котором социальный элемент выступает на первый план. Именно поэтому его целесообразно «передать в руки государства, которое по своей сущности и призвано содействовать благу всего народа, а не интересам определенной группы капиталистов» (6, с. 20).

Социальное страхование должно быть государственным по нескольким причинам. Во-первых, оно является более надежным, так как государство имеет настолько широкое страховое поле, что ему не страшны значительные количественные колебания страховых случаев, нередко приводящие частные страховые компании к банкротству. Во-вторых, социальное страхование более дешево, поскольку государство ставит своей целью не получение дохода, а наилучшую защиту населения от социального риска. В-третьих, социальное страхование охватывает некапиталоемкие и особо опасные страховые случаи, которые остаются за пределами коммерческого страхования (например, страхование по безработице, по временной нетрудоспособности, на случай инвалидности от трудового увечья или профессионального заболевания работников вредных и опасных производств). В-четвертых, помимо предоставления средств существования, социальное страхование выполняет также профилактические задачи, которые негосударственные организации не ставят перед собой.

При наступлении инвалидности от трудового увечья или профессионального заболевания наемный работник несет не только имущественные убытки, связанные с утратой прежнего заработка, но и дополнительные расходы по оплате лечения, лекарств, протезов и пр. Поэтому целью социального страхования является не только частичная замена заработка, но и покрытие вновь возникающих потребностей.

Что касается распределения финансовой нагрузки между лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, работодателями и государством, то аргументы в пользу трехстороннего участия в несении расходов можно рассмотреть на примере страхования от безработицы. Наемный работник сам выбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае отсутствия спроса на него, он должен нести часть материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь, работодатель, организуя производство, торговлю или бытовое обслуживание, может разориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он обязан компенсировать часть расходов на выплату пособий по безработице. Государство также должно нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, т.к. оно разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воплощение.

Четко разграничить степень экономической ответственности между названными участниками рыночных отношений нельзя, поскольку все их действия и решения тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизм перераспределения материальных затрат между ними, т.е. механизм государственного социального страхования на случай безработицы.

Данная схема применима и к другим социально-страховым случаям, установленным законом.

Круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, определяется в зависимости от степени подверженности социальному риску. Различные виды социальных опасностей в разной степени угрожают разным группам занятого населения, поэтому сфера охвата является неодинаковой для разных видов социального страхования.

Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других социально-страховых выплат.

За счет средств централизованных внебюджетных фондов социального страхования финансируются: трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца); пособия (по безработице, по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.); услуги по оказанию бесплатной для потребителей медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.

Таким образом, государственное социальное страхование является формой организации осуществления каждым, входящим в сферу охвата, своего конституционного права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, потери кормильца и в других случаях, установленных законом, за счет средств внебюджетных фондов социального страхования.

Субъектами социальной помощи признаются малоимущие лица и семьи. Основанием для назначения социальных выплат или услуг служит уровень индивидуального или среднедушевого дохода семьи с учетом имущества. Если он ниже величины прожиточного минимума, то семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей и имеет право на получение государственной социальной помощи.

Различные дополнительные виды социальной помощи (денежной и натуральной) могут предоставляться также с учетом индивидуальных потребностей членов семьи по усмотрению местных органов социальной защиты.

Видами социальной помощи являются: социальные пенсии; ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет; единовременные пособия беженцам и вынужденным переселенцам; компенсационные выплаты лицам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, и другие виды компенсационных выплат; бесплатное предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, одежды, обуви); субсидии на приобретение протезно-ортопедических изделий; субсидии на оплату коммунально-бытовых услуг; помощь престарелым и инвалидам на дому; полустационарное и стационарное обслуживание инвалидов и престарелых; содержание детей в детских приютах; оказание бездомным первой помощи в домах ночного проживания и другие.

Некоторые из перечисленных видов государственной социальной помощи (например, социальные пенсии) по действующему законодательству предоставляются независимо от уровня доходов. Однако это не меняет их сущности как минимальной помощи лицам, не имеющим по объективным причинам источников средств существования, и является исключением из правила. В дальнейшем количество таких видов социальной помощи будет сокращаться.

Читайте так же:  Как и где зарегистрировать право собственности на земельный участок

Таким образом, государственная социальная помощь, представляет собой организационно-правовую форму осуществления конституционного права на социальное обеспечение малоимущими лицами, чьи доходы с учетом имущества не достигают величины прожиточного минимума.

Указанные организационно-правовые формы создаются в целях защиты каждого человека как члена общества от риска материальной необеспеченности при наступлении социально значимых случаев и позволяют ему реализовать одно из основных социально-экономических прав, установленных Конституцией. Они функционируют как взаимосвязанные элементы, образующие в единстве государственную систему социального обеспечения.

1. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР. М, 1987

2. Батыгин К.С. Развитие основных форм социального обеспечения в свете Конституции СССР // Советское государство и право, 1979, № 3

3. Полупанов М.И. Формы социального обеспечения в СССР и их развитие. Труды ВЮЗИ. Социальное обеспечение в СССР за 60 лет (правовые аспекты). М., 1979

4. Гущин И.В. Советское право социального обеспечения: вопросы теории. М., 1982

5. Шайхатдинов В.Ш. Теоретические проблемы советского права социального обеспечения. Автореф. дис. доктора юрид. наук. М., 1985, с. 13

6. Воблый К.Г. Основы экономии страхования. М., 1993

Рыночная экономика сама по себе не порождает никаких механизмов защиты населения от социального риска. Полное невмешательство государства в экономические процессы на раннем этапе развития капитализма, получившее название периода, показало, что экономический беспредел воспроизводит бедность, снижает внутренний спрос, а следовательно, усиливает социальную напряженность и ведет к материальным потерям.

The given article highlights the State system of social insurance.

Все права защищены. Copyright © ТОО «Компания ЮрИнфо», 2011.
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на journal.zakon.kz обязательна.
Комментарии, не относящиеся к теме сообщения, оскорбительные по отношению к другим читателям или героям публикаций и содержащие нецензурную лексику запрещены и удаляются.

ТОО «Компания ЮрИнфо», Республика Казахстан, 050004, г. Алматы, ул. Рыскулова 43-в. Многоканальный тел. (727) 380 60 61

Социальное государственное обеспечение

В.И.Шарин

,
исполнительный директор Фонда социальной
поддержки населения (Свердловская обл.),
доктор экономических наук

Понятие «социальное обеспечение» возникло в советский период истории России. Оно отражало совокупность взаимоотношений по поводу всестороннего государственного попечительства о гражданах в связи с рисками (угрозами) их социального положения.

Радикальные изменения российской действительности начала 90-х годов сформировали новый тип взаимоотношений «государство — гражданин», на смену системе социального обеспечения СССР пришла система социальной защиты населения РФ, а парадигма социального обеспечения как патерналистской опеки фактически уступила место парадигме государственной социальной помощи.

Несмотря на то, что социальное обеспечение не существует уже почти пятнадцать лет ни как принцип, отражающий всестороннее государственное попечительство, ни как система защиты от рисков, — это понятие продолжает использоваться отнюдь не в связи с советским прошлым. В одних случаях им определяют совокупность пособий, льгот, выплат, в том числе и пенсионных, производимых из государственного бюджета и внебюджетных страховых социальных фондов, в других — «остатки» советского соцобеспечения в системе социальной защиты населения РФ. Все это приводит к путанице и требует уточнения. Попробуем разобраться в этом вопросе и определить новое место совокупности государственных пособий, льгот, иных выплат из бюджетных средств.

Можно встретить и такое определение, как «социальное обеспечение — система общественных отношений, складывающихся между гражданами и органами государства, местного самоуправления, организациями по поводу предоставления гражданам за счет специальных фондов медицинской помощи, пенсий, пособий и других видов обеспечения при наступлении жизненных обстоятельств, влекущих за собой утрату или снижение дохода, повышенные расходы, малообеспеченность, бедность» [3]. Л.Ржаницына определяет понятие «социальное обеспечение» следующим образом: «Социальное обеспечение — это распределение пенсий, пособий и предоставление социальных услуг нетрудоспособным и приравненным к ним категориям граждан по постоянно действующим основаниям, нормам и правилам, определенным общефедеральным законодательством как обязательные для всех участников и уровней» [4] и т.д.

Эти определения содержат сущностные признаки явления социального обеспечения и отражают его особенности. Наиболее важные из них: социальное обеспечение осуществляется государством из целевых, специальных фондов, а также фондов обязательного социального страхования. Оно направлено на выравнивание доходов граждан, поддержание их полноценного социального статуса в установленных законом случаях: утраты или снижения доходов, старости, инвалидности, временной нетрудоспособности, потере кормильца и т.п. Структурно социальное обеспечение включает в себя, в соответствии с этими установлениями, такие организационно-пра­вовые формы, как социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования и за счет ассигнований из государственного бюджета.

Таким образом, понимание социального обеспечения, по сути, вполне соответствует его определению, бытовавшему в советскую эпоху. «Социальное обеспечение — это государственная система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, где есть дети. Осуществляется за счет государства и колхозов» [5]. С этим можно было бы согласиться, применяй авторы понятие «социальное обеспечение» в СССР. Но они относят эти определения к социальному обеспечению как элементу системы социальной защиты населения РФ, что не может не вызывать возражение.

Для анализа рассмотрим как и зачем возникает социальное обеспечение. Оно зародилось в первые годы советской власти. Отказавшись от общественно организованной, многосубъектной системы противостояния социальным рискам, существовавшей в царской России, новая власть упраздняет благотворительные общества и учреждения, органы попечительства, конфессиональное милосердие. Взамен исторической парадигмы общественного призрения, советская власть провозглашает новую — государственный патернализм и берет на себя функцию всестороннего и полного социального попечительства о своих гражданах. Советский патернализм реализовывался посредством принципа государственного социального обеспечения и при помощи его системы.

Уже в ходе Гражданской войны и военной интервенции при губернских, уездных исполнительных комитетах Советов народных депутатов создаются специальные организационные структуры, реализующие политику социального обеспечения, — открываются отделы социального обеспечения. В апреле 1918 года создается Народный комиссариат социального обеспечения. Таким образом, идеология государственного попечительства — социального обеспечения — обретает организационные формы реализации.

Итак, понятие «социальное обеспечение» сформировалось в советский исторический период и содержало вполне конкретные признаки этого явления. Отражая идеологию государственного патернализма, оно было целеориентировано на всеобщее попечительство, всестороннюю защиту от социальных рисков. Государственное обеспечение, реализуя принципы социалистического общественного распределения, реализовывалось из централизованных фондов. Структурно включало в себя пенсионное обеспечение и социальное страхование, социальное обслуживание, также финансировавшиеся из общественных фондов потребления. Организационно проводили функцию государственного попечения органы социального обеспечения, так называемый «собес». Их деятельность была гарантирована централизованно-плановой экономикой и административно-командной системой управления обществом. Именно эта совокупность отношений государственной социальной опеки, заботы и формировала понятие «социальное обеспечение».

Реформирование российского общества не могло не затронуть и систему социального обеспечения. Так, происходят принципиальные идеологические перемены — отказ от государственного патернализма всестороннего попечительства о человеке, на смену приходит принцип государственной социальной помощи. Исчезают централизованные фонды общественного потребления, являющиеся экономической основой социального обеспечения. В сфере защиты от социальных рисков возникают принципиально новые субъекты — фонды социального страхования (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования), действующие на страховых принципах солидарной самозащиты, организованной взаимопомощи и самоуправления. Они автономны и отделены от государственного бюджета (внебюджетные) и по своей рыночной, демократической природе, механизмам и экономическим основам не имеют ничего общего с системой социального обеспечения. Ушли в прошлое и органы, претворявшие политику социального обеспечения: взамен «собесам» были сформированы органы социальной защиты населения РФ, реализующие новые функции. Совокупность отношений и институтов, механизмов и инструментов, составлявшая понятие «социальное обеспечение», исчезла.

Читайте так же:  Всё о том, где можно скачать бланк временной регистрации для иностранных граждан заполняем заявление

Термин «социальное обеспечение» отражал специфику организации государственных социальнозащитных функций в период господства централизованно планируемой хозяйственной системы. Принципиальные изменения в социально-экономических отношениях, в том числе и по поводу социальной защиты населения, появление ее административных структур с новыми функциями не дают возможности использовать термин «социальное обеспечение» для определения качественно новых общественных отношений в сфере социальной защиты. Не случайно отсутствует и законодательное закрепление понятия «социальное обеспечение». Поэтому и само это понятие целесообразнее было бы оставить исключительно для определения особого типа социальной защиты населения, имеющего место в известный конкретно-исторический период.

Но от советской системы социального обеспечения остались отдельные весьма важные элементы: это комплекс государственных пособий, выплат, льгот, социальных услуг, которые объективно не могут быть реализованы, так как механизмы прежней системы не способны эффективно работать в рыночных отношениях. Они предоставляются в соответствии с подходами социального обеспечения: категорийно (безадресно), без учета уровня благосостояния, уравнительно, с учетом заслуг выделяемых властью категорий населения или по политическим мотивам, как дополнительные доходы, в крайне низких размерах и т.п.

Возьмем для примера пособия на погребение. В СССР они реализовывали государственную гарантию социального обеспечения из фондов общественного потребления. В настоящее время, это пособие также выплачивается (ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 г.), но финансовый механизм уже иной. Из бюджетных средств субъектов РФ пособие выплачивается, если умерший не работал и не являлся пенсионером, во всех остальных ситуациях выплаты осуществляются из средств внебюджетных социально-страхо­вых фондов: пенсионного и социального страхования. Размеры пособия для всех случаев одинаковые и определяются государством. Но если эти пособия выплачивают страховые фонды, то в соответствии с принципами страхования они должны быть индивидуальными, дифференцированными, зависеть от трудового вклада, страховых взносов и др.

Уравниловка в страховании недопустима: в социальном аспекте — несправедлива, а в экономическом — неэффективна. Если же это пособие — государственная гарантия в одинаковом размере всем гражданам РФ, то почему оно во всех случаях не выплачивается из государственного бюджета, почему государственные гарантии реализуются посредством солидарной самозащиты граждан? Наконец, насколько экономически целесообразно и социально справедливо производить выплату государственных пособий в равных для всех размерах в социально дифференцированном обществе? Из подобных противоречий соткана практически вся совокупность отношений по поводу реализации государственных гарантий с учетом трудовой жизненной ситуации, которую продолжают называть социальным обеспечением.

Итак, «остатки» советского социального обеспечения: во-первых, противоречат реализуемому в демократическом обществе принципу социальной справедливости, так как в условиях социально неоднородного общества, имущественной дифференциации пытаются обеспечить уравнительное государственное попечение; во-вторых, не соответствуют новой парадигме социальной защиты с опорой на рыночные механизмы, солидарную самозащиту (социальное страхование), фактор личной ответственности за свое социальное положение, социальную поддержку, а не государственное тотальное попечительство; в-третьих, не имеют адекватных государственным гарантиям социального обеспечения СССР: экономической базы, механизмов реализации и источников финансирования.

Именно поэтому называть оставшуюся от системы советского социального обеспечения часть пособий, льгот, выплат, услуг социальным обеспечением мы не имеем права. Это другая совокупность общественных отношений. И должна по-иному определяться. Например, как «государственная социальная помощь», рассматриваемая в широком своем значении, как целенаправленная деятельность властных органов, обеспечивающая предоставление гарантированных государством социальных пособий, субсидий, компенсаций, льгот, выплат, жизненно необходимых товаров, а также социальных услуг гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе вызванную бедностью, которые предоставляются гражданам из бюджетных средств, в случае наступления обстоятельств, указанных в законодательстве, независимо от их участия в фондах страхования, социальном резервировании и трудового вклада. (В узком — это государственная социальная помощь по бедности, осуществляемая в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума (в соответствии с ФЗ «О государственной социальной помощи» (1999 г.)).

Экономической сущностью отношений государственной социальной помощи служит социальное резервирование, проводимое в целях компенсирования, блокирования воздействий социальных рисков посредством аккумулирования в бюджет налоговых поступлений (единый социальный налог рассматривается автором как страховой взнос, так как по своей природе не является налогом). Средства социального резервирования распределяются в соответствии с законодательством РФ, а сама помощь реализуется органами социальной защиты населения.

Безусловно, часть пособий, выплат, реализуемая в настоящее время из внебюджетных социально-страховых фондов, государственной социальной помощью считаться не может. Средства этих фондов имеют страховую природу, поэтому и формируются по-иному, и выплаты из этих средств подчиняются иным правилам. Они отражают солидарную самозащиту и принадлежат всем участвующим в социальном страховании гражданам, а не государству. Поэтому любые выплаты из средств внебюджетных фондов социального страхования должны носить характер выплат в связи с наступлением страхового случая, а не государственного вспомоществования и рассматривать их можно как российскую экзотику — социально-страховую помощь. Осуществляя в настоящее время нестраховые выплаты из средств социально-страховых фондов, государство нарушает права участников российской системы социального страхования, деформирует страховую природу внебюджетных общественных фондов.

Формируя новое, широкое понятие «государственная социальная помощь», автор подчеркивает необходимость реформирования оставшихся от советского социального обеспечения комплекса пособий, льгот, выплат и обозначает траекторию его трансформации, приведения в соответствие с рыночными, демократическими принципами, и в первую очередь с принципом государственной социальной помощи.

1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: Учебник. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 416 с.

2. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: «БЕК», 2001. 576 с.

3. Калашников С.В. Становление социального государства в России. М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2003. 159 с.

4. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. М., 1998. 432 с.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5. Социальная защита в регионе: Учебное пособие / Под общ. ред. В.Г.Попова. Екатеринбург: УрАГС, 1999. 352 с. , а также Социальная политика и рынок труда: вопросы теории и практики. М.: Изд-во РАГС, 1996. 231 с.; Холостова Е.И. Социальная политика: Учебн. пособие. М.: ИНФРА, 2001. 204 с.; Шарин В.И. Социальная помощь. Екатеринбург: Полиграфист, 2003. 240 с.

Источники


  1. Зайцев, Р. В. Признание и приведение в исполнение в России иностранных судебных актов / Р.В. Зайцев. — М.: Wolters Kluwer, 2013. — 208 c.

  2. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.

  3. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
Социальное государственное обеспечение
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here