Социальная норма потребления электроэнергии

Полезная информация в статье: "Социальная норма потребления электроэнергии" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Устанавливать в России социальные нормы потребления электроэнергии пока рано

Вводить социальные нормы потребления электроэнергии в России преждевременно. К такому выводу пришли участники круглого стола в Общественной палате РФ, в ходе которого обсуждались итоги пилотного проекта по введению соцнорм на электричество в нескольких российских регионах.

Напомним, в рамках пилотного проекта в шести субъектах РФ с 1 сентября текущего года были введены нормативы на потребление электроэнергии. Социальная норма потребления электроэнергии учитывается при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению: тем, кто не выходит за установленный предел, электричество обходится дешевле, а тем, кто превышает норму, – дороже. Отметим, Правительство РФ установило, что такие нормы должны применяться на территории всей страны с 1 июля 2014 года.

«По мнению участников круглого стола, проект оказался провальным с самого начала. Первая причина такого провала заключается в том, что единых стандартов потребления электроэнергии на сегодняшний день не существует, каждый регион устанавливает свои нормативы», – сообщает пресс-служба ОП РФ.

Также эксперты отметили, что не во всех регионах власти провели разъяснительную работу о необходимости перехода на эффективное энергопотребление и о доступных способах энергосбережения, и люди оказались не готовы к нововведению.

Участники круглого стола подчеркивают, что введение соцнорм не должно негативно сказываться на простых гражданах. Для этого необходимо провести серьезные расчеты, определить минимум бытовых приборов, которые могут быть в квартире. Кроме того, важно учитывать специфику региона – в северных регионах часто нужны дополнительные обогревательные приборы, в южных – кондиционеры, а для сельских жителей значительный расход электроэнергии может идти на ведение натурального хозяйства.

Руководитель рабочей группы ОП РФ по вопросам энергообеспечения, энергоэффективности и энергосбережения Анатолий Либет сообщил, что в пилотных регионах не превышали социальные нормы около 40% граждан, а остальным пришлось платить за электричество дороже. «В итоге получилось, что социальная норма – это ограничение за счет цивилизационных ущемлений. Кто может себе это позволить, тот и дальше будет тратить без ограничений, а граждане, ограниченные в средствах, идут не по пути установления энергосберегающих устройств, которые дороги, а просто будут меньше стирать или готовить на электроплите», – заявил член Общественной палаты РФ.

Участники обсуждения отметили, что переход к экономии электроэнергии нужно осуществлять другими способами, например стимулировать развитие энергосберегающих технологий, покупку энергосберегающей техники, помогать малоимущим приобретать энергосберегающие лампы, стоимость которых существенно выше привычных лампочек накаливания, а введение социальных норм пока отложить.

«Цифры должны быть тщательно проработаны и обоснованы. Соцнормы должны быть такими, чтобы плата за их превышение была чем-то вроде «налога на роскошь», а не заставляла простых граждан отказываться от использования бытовых приборов первой необходимости», – заключил Либет.

Социальную норму потребления электроэнергии хотят ввести по всей стране. Планируется так же отмена льгот для сельских жителей и собственников квартир с электроплитами

Министерство энергетики и министерство экономического развития предлагают ввести социальную норму потребления электроэнергии во всех регионах России. Кроме того, предлагается постепенно отменить 30% льготу на оплату электроэнергии для сельского населения и собственников квартир с электрическими плитами.

О планах властей стало известно из сообщения издания «Коммерсант ». Журналистам удалось ознакомиться с протоколом правительственного совещания, где рассматривались предложения Минэнерго и Минэкономразвития. По итогам мероприятие и было утверждено предложение о введении социальной нормы уже летом 2019 года.

Статья в «Коммерсанте » вышла сегодня утром, а ближе к середине дня информация получила официальное подтверждение. Вице-премьер Дмитрий Козак, который курирует в кабинете министров вопросы ЖКХ, заявил журналистам, что правительство планирует внедрить «градацию потребителей в зависимости от объемов потребления». И что новая схема расчета платы за электроэнергию может заработать уже с 1 июля 2019 года.

Социальная норма потребления электроэнергии: что планируют власти?

Суть новации в том, что планируется ввести порог месячного потребления электроэнергии в 300 кВтч. Если потребитель использовал больший объем электроэнергии, то он будет вынужден оплатить ее по более высокой цене. Потребление свыше 300 кВт.ч в месяц будет оплачиваться по «повышенному » тарифу, а свыше 500 кВт.ч. — по «экономически обоснованному».

Согласно протоколу совещания, с которым ознакомились журналисты Коммерсант, для граждан, нуждающихся в соцподдержке, предполагаются субсидии. Но при этом может сократиться число категорий потребителей, приравненных к населению. Сейчас это садоводческие и огороднические товарищества, гаражные кооперативы, хозпостройки населения (например , сараи и погреба), религиозные организации, жилье при воинских частях, места лишения свободы и т. п.

[3]

Отдельно правительство намерено уделить вниманием льготам на электроэнергию для сельских жителей и собственников квартир с электроплитами. Сегодня в большинстве регионов эти категории потребителей платят за свет с применением понижающегося коэффициента 0,7. Иными словами – плата за свет для них снижена на 30%. Теперь же предлагается «поэтапное доведение понижающего коэффициента» от 0,7 до 1. То есть выравнивание платы за электроэнергию для всех потребителей категории население.

Социальная норма не будет зависеть от количества проживающих

В настоящее время социальная норма потребления действует в девяти российских регионах. При этом расчет объема потребления по минимальным ценам сегодня привязывается к количеству жильцов, проживающих в квартире. И это главная проблема.

У энергетиков зачастую нет данных о том, сколько человек реально живет в квартире. Поставщику электроэнергии приходится ориентироваться на количество официально зарегистрированных, а оно далеко не всегда равно количеству реально проживающих.

Теперь эту проблему планируется решить за счет того, что социальная норма потребления будет рассчитываться не в расчете на одного человека, а на «точку подключения» (т .е. на квартиру или частный дом).

Читайте так же:  Когда и как можно вернуть телефон в магазин

За счет описанных выше мер правительство планирует сократить масштабы субсидирования электроэнергии для населения за счет промышленных и коммерческих потребителей. Какие именно будут установлены цены на электроэнергию в пределах «минимальной » нормы потребления и свыше ее – пока не понятно. Известно лишь, что профильные ведомства должны представить свои конкретные предложения на этот счет к середине января 2019 года.

Социальная норма

Если помещение оборудовано двух- или трёхтарифным прибором учёта, то согласно Постановлению Правительства РФ №614 от 22.07.2013 года социальная норма потребления распределяется пропорционально потребляемой по зонам суток электроэнергии.

Если в расчетном месяце потребление оказалось меньше величины социальной нормы, то неиспользованные (сэкономленные) киловатт-часы не накапливаются и не используются в следующих расчётных периодах.

Сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии для групп и типов жилых помещений содержатся в постановлении Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 г. № 310 (в ред. постановлений Правительства Нижегородской области от 14.08.2012 г. N 546, от 11.09.2013 г. N 633, от 25.06.2014 г. N 425, с изм., внесенными решением Нижегородского областного суда от 13.02.2014 г. N 3-13/14).

Социальная норма потребления электроэнергии

Правительство отложило введение социальной нормы потребления электричества для населения. Такое решение принято по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака 23 января, сообщил его представитель Илья Джус.

«Принято решение прекратить на неопределенный срок обсуждение предложений о введении дифференцированных тарифов на электроэнергию для населения и поэтапной отмене понижающего коэффициента для квартир с электрическими плитами и индивидуальных жилых домов», — сказал Джус.

По его словам, этот вопрос можно будет снова рассмотреть только после детального определения финансовых последствий для различных категорий граждан. Нужно будет также учесть результаты мониторинга реальных доходов населения по итогам текущего года. Вместо введения соцнормы правительство обсудило другие меры, не связанные с финансовой нагрузкой на население, добавил Джус.

Правительство вернулось к обсуждению введения социальной нормы на электроэнергию в сентябре прошлого года. Тогда соответствующие предложения на совещании у Дмитрия Козака озвучил представитель Минэкономразвития. К 15 января министерство должно было подготовить предложения для правительства. Они почти не изменились с сентября: министерство предложило сохранить базовый тариф при потреблении домохозяйствами до 300 кВт·​ч в месяц. Потребление сверх этой нормы будет оплачиваться по повышенному тарифу, а если счетчик покажет свыше 500 кВт·​ч в месяц, потребители заплатят за электроэнергию по еще более дорогому «экономически обоснованному тарифу». Об этом сообщил «Коммерсантъ» и подтвердил РБК источник в правительстве. Для некоторых регионов границы соцнормы и повышенного тарифа могут быть увеличены до 500 и 700 кВт·​ч, а для домохозяйств, которые не подключены к сетям теплоснабжения и используют электроэнергию для отопления, соцнорма может быть установлена на уровне 3300 кВт·​ч, а повышенный тариф будет вводиться от 3500 кВт·​ч​ (для некоторых регионов эти планки предложено увеличить до 3500 и 3700 кВт·​ч​). Насколько должны были вырасти тарифы для тех, кто не укладывается в соцнорму, не сообщалось.

Зачем нужна тарифная реформа

Правительство уже пыталось ввести соцнорму потребления, но в 2014 году реформа была отложена из-за риска роста социальной напряженности. Реформа должна была помочь снизить перекрестное субсидирование в электроэнергетике: сейчас население платит по заниженным сетевым тарифам, а промышленные потребители — по более высоким, позволяя таким образом госхолдингу «Россети» содержать и строить новые сетевые объекты. Летом, по данным «Коммерсанта», Минэнерго оценивало объем переплаты за население в 368 млрд руб. в 2017 году, к 2022 году эта цифра ​может вырасти до 417 млрд руб.

Почему отложили введение соцнормы?

Минэнерго всегда поддерживало введение соцнормы, это правильное начинание: нужно постепенно снижать перекрестное субсидирование, сказал РБК федеральный чиновник. Но в декабре замминистра энергетики Алексей Текслер попросил Минэкономразвития направить в правительство доклад о том, что введение соцнормы в России преждевременно (копия письма Текслера от 17 декабря есть у РБК). С октября 2018 года Минэнерго получило более 120 обращений граждан, которые считают реформу опасной. Инициаторы обращений сетовали на резкий рост расходов граждан, которые используют электроплиты (льготы на электроэнергию в рамках соцнормы для них предполагается постепенно убрать. Предложение Минэкономразвития практически не имеет смысла: в 300 кВт·​ч​ укладывается почти все население, то есть эффекта для электроэнергетики не будет, зато протестная реакция населения и шум гарантированы, рассуждает источник РБК.

Это подтверждает источник в правительстве: «Перекрестку соцнорма не спасет, а народ возмутит». Кроме того, по его словам, реальной оценки эффекта от изменения тарифов до сих пор нет. Еще одна проблема — в диспетчеризации дифференцированных тарифов, говорит один из собеседников РБК. Не факт, что существующие приборы учета смогут фиксировать разницу потребления, а цифровизация займет много времени и дорого обойдется, добавляет он.

Для реформы тарифов на электричество, которая приведет к их росту, сейчас не лучшее время, говорит политолог Алексей Макаркин. Слишком близко пенсионная реформа, недовольство которой стихло, но никуда не делось, с января вырос НДС, рейтинги власти снижаются, напоминает он. По словам Макаркина, теоретически проведение подобной реформы возможно после парламентских выборов в 2021 году.

Социальная норма потребления электроэнергии. Порядок применения, кем устанавливается, когда вступает в силу

В предыдущей статье мы разбирались с общими вопросами введения порядка расчетов за потребленную электрическую энергию с использованием социальной нормы потребления электроэнергии.

C недавнего времени вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.07.2013 №614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)». Текст постановления можно скачать здесь.

Этим постановлением уже четко определен порядок установления и порядок взаиморасчетов за потребленную электрическую энергию с использованием соцнормы.

Так, в соответствии с этим постановлением оплата электрической энергии с использованием социальной нормы потребления электроэнергии с 1 сентября 2013 должна производиться в Забайкальском крае, Красноярском крае, Владимирской области, Нижегородской области, Орловской области, Ростовской области и Самарской области. При этом, в Самарской области начало расчетов по социальной норме потребления электроэнергии перенесено с 1 сентября 2013 года на 1 января 2014 года. В остальных регионах России, введение такого порядка планировалось с 01.07.2014. Однако, в связи с многочисленными обращениями глав регионов в Правительство, Дмитрием Медведевым было принято решение об отмене обязательного введения такого порядка расчетов с 01.07.2014.

Читайте так же:  Что значит св вагон в поезде

В этой статье мы попытаемся ответить на все основные вопросы, которые возникают у граждан при оплате электрической энергии с использованием социальной нормы потребления электрической энергии, а также кратко изложить все особенности расчета и применения такого порядка.

Вопрос: Какая величина социальной нормы потребления коммунальных ресурсов и, в частности, электроэнергии, будет установлена?

Ответ: В каждом субъекте РФ местными органами исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов на электрическую энергию будут установлены свои показатели в зависимости от климатических показателей региона, длины светового дня и др. При этом одно из основных требований Постановления Правительством – в совокупном объеме (усреднено) , величина соцнормы потребления электроэнергии должна составлять не менее 70% фактического потребления электроэнергии населением. Информация о величинах установленных значений публикуется на официальном сайте местного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов (в разных регионах они называются по – разному: региональная энергетическая комиссии, департамент по тарифам и ценам, комитет по тарифам и ценам региональная служба по тарифам и т.д.).

Вопрос: Социальная норма потребления электроэнергии применяется в расчете на человека или на всю квартиру (жилой дом) в целом?

Ответ: Она устанавливается на все домохозяйство в целом. А под домохозяйством понимается квартира или частный дом.

Вопрос: Каким образом дифференцируется величина(размер) установленной соцнормы электроэнергии?

Ответ: Ее величины устанавливаются для домохозяйств в зависимости от числа зарегистрированных человек. Выделяют шесть типов домохозяйств:

первая группа домохозяйств — с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке;

вторая группа домохозяйств — с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

третья группа домохозяйств — с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

четвертая группа домохозяйств — с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

пятая группа домохозяйств — с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

шестая группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства.

Вопрос: Есть ли разница между установленной социальной нормой электричества, для жителей, проживающих в многоквартирных жилых с газовыми плитами, жителей, проживающих в многоквартирных жилых с электрическим плитами, для жителей , проживающих в селах и др.

Ответ: Да, она устанавливается для различных домохозяйств исходя из условия наличия или отсутствия централизованного газоснабжения, а также месторасположения дома (в городской или сельской местности).

Вопрос: В моем регионе для моего типа домохозяйства установлена соцнорма в размере 96 кВт.ч. Тариф на электрическую энергию, потребленную в пределах соцнормы составляет 3,51 руб. за кВт.ч., а тариф на электрическую энергию, потребленную сверх социальной нормы составляет 3,89 руб. за кВт.ч. Мое фактическое потребление за месяц составило 120 кВт.ч. Как должна быть рассчитана стоимость электроэнергии в этом случае?

Ответ: В этом случае 96 кВт.ч. Вы должны оплатить по тарифу 3,51 руб. за кВт.ч, а разницу между фактическим потреблением и размером социальной нормы (120-96=24 кВт.ч.) должна быть оплачена по тарифу на электрическую энергию 3,81 руб. за кВт.ч.

Вопрос: Для моего домохозяйства соцнорма потребления электроэнергии составляет 96 кВт.ч. В прошлом месяце потребление электроэнергии составило 50 кВт.ч., а в этом – 130 кВт.ч. Могу ли я «недобор» потребления за прошлый месяц перенести в следующий месяц и оплатить в этом месяце также по тарифам на электроэнергию в пределах социальной нормы электроэнергии?

Ответ: К сожалению, так называемые «недоборы» объема потребления электроэнергии нельзя переносить на следующий месяц. Социальная норма потребления электроэнергии применима только к фактическому объему потребления электроэнергии в текущем месяце.

Вопрос: В настоящее время в нашей квартире зарегистрированы 3 человека. Один из жильцов переехал на новое место жительства и планирует выписаться из квартиры. Какую величину социальной нормы потребления энергии необходимо использовать с момента выписки жильца: для домохозяйств третьей группы с тремя зарегистрированными жильцами или домохозяйств второй группы?

Ответ: С момента изменения количества зарегистрированных жильцов необходимо использовать ту величину соцнормы на электроэнергию, которая предусмотрена для соответствующей группы домохозяйств. В Вашем случае – это вторая группа.

Вопрос: Предусмотрены ли какие-либо льготы при использовании такого порядка расчетов для пенсионеров или инвалидов?

Ответ: Да, в первый год расчетов с использованием соцнормы на электроэнергию для домохозяйств, в которых проживают пенсионеры или инвалиды, весь объем потребления электрической энергии, независимо от величины установленных показателей, оплачивается по тарифам для объемов потребления электроэнергии в пределах соцнормы (по более низкому тарифу). Начиная со второго года применения такого порядка расчетов, размер нормы для пенсионеров должен быть установлен с учетом повышающего коэффициента 1,5 к обычной величине — т.е. соцнорма для пенсионеров должна быть в полтора раза выше обычной.

Вопрос: У меня не установлен счетчик электроэнергии, как я должен рассчитываться за потребленную электроэнергию?

Ответ: При отсутствии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению к объему потребления электрической энергии, определенному исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, социальная норма применяется с понижающим коэффициентом «К», за исключением случаев предоставления потребителем акта обследования, подтверждающего отсутствие технической возможности установки прибора учета в соответствующем жилом помещении, по форме, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации, когда при расчете размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению ко всему объему электрической энергии, рассчитанному исходя из нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению, применяется цена (тариф) на электрическую энергию (мощность), установленная для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах социальной нормы. Понижающий коэффициент «К» к величине соцнормы указанного потребителя принимается равным 0,9 в течение первых 6 месяцев с последующим его снижением на 0,1 каждые полгода, но не менее величины 0,7 вплоть до даты устранения указанных обстоятельств.

Читайте так же:  Налог на полученное наследство

Вопрос: У меня есть установленный счетчик электроэнергии, но в этом месяце он вышел из строя. Как должен производиться расчет стоимости потребленной электроэнергии?

Ответ: В случае выхода из строя или утраты прибора учета электрической энергии в жилом помещении потребителя к объему потребления электрической энергии, определенному с использованием нормативов потребления электроэнергии, для соответствующих случаев социальная норма применяется в течение периода, равного 2 месяцам. Начиная с 3 месяца отсутствия прибора учета электроэнергии, соцнорма используется с учетом понижающего коэффициента «К».

Вопрос: В моем многоквартирном доме установлен общедомовой прибор учета электроэнергии. При определении стоимости потребленной электроэнергии должны использоваться только показания индивидуального прибора учета (тот который установлен в квартире) или же соцнорма распространяется также и на долю потребления электроэнергии в местах общего пользования, приходящуюся на мою квартиру?

Ответ: Стоимость электроэнергии, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, в случае если объем потребления в жилом помещении превысил величину социальной нормы, определяется по цене (тарифу) на электрическую энергию (мощность), установленную для населения и приравненных к нему категорий потребителей сверх социальной нормы.

Справка:

[2]

Субъекты РФ, в которых с 1 июля 2014 года должен был быть введенновый порядок расчетов за электроэнергию:

Социальные нормы потребления электроэнергии: что планируют власти и как это скажется на потребителях?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Уже летом будущего года во всех российских регионах планируется ввести социальную норму потребления электроэнергию. План в целом вроде бы как правительством одобрен, конкретные детали профильные министерства должны подготовить к середине января 2019 года. О чем идет речь, и к чему готовится потребителям?

Что такое социальная норма потребления электроэнергии?

Для начала разберемся, что такое «социальная норма потребления» электроэнергии в текущем виде.

В подробностях тема раскрыта постановлением правительства РФ №614 от 22.06.2013 с длинным зубодробительным названием «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности ) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности )». Ознакомиться с актуальной и полной версией документа можно по этой ссылке — http://base.garant.ru/70422296/.

Если же говорить коротко, то суть дела заключается в следующем:

— определяется объем ежемесячного потребления электроэнергии, за счет которого могут быть удовлетворены основные потребности жильцов квартиры (частного дома)

— на этот объем устанавливается цена на электроэнергию чуть ниже, чем действующая до введения социальной нормы. А сверх этого объем – заметно выше.

Таким образом, государство надеется стимулировать население к экономии энергоресурсов. А тех, кто потребляет больше соц. нормы и свое потребление сокращать не намерен, заставить платить за свет сильно дороже, на уровне мелких коммерческих потребителей.

[1]

Цели при этом декларируются разные – от энергосбережения до сокращения «перекрестного финансирования» (под этим термином понимается дотирование цен на электроэнергию для населения за счет продажи энергии промышленным потребителям по более высокой цене).

В настоящее время такая схема оплаты электроэнергии действует в восьми российских регионах. Вот их список:

  • Нижегородская область
  • Ростовская область
  • Владимирская область
  • Орловская область
  • Красноярский край
  • Забайкальский край
  • Республика Крым
  • Севастополь

И тут надо сказать о главной проблеме, связанной с введением «социальной нормы» – сложности и запутанности ее реализации.

Дело в том, что сегодня социальная норма рассчитывается не просто на квартиру (частный дом), а с учетом количества проживающих, количества комнат, наличия электрической плиты и еще ряда обстоятельств.

Проясним на примере Нижегородской области. Здесь базовая социальная норма установлена в 103 кВт.ч., она действует для гражданина, проживающего в одиночку в однокомнатной квартире, оборудованной газовой плитой. Если в однокомнатной квартире проживают двое, то соц. норма на двоих составит 169 кВт.ч. А если речь идет о трех жильцах – уже 218 кВт.ч. И так далее.

Социальная норма в Нижегородской области так же зависит от количества комнат в квартире. В однокомнатной квартире с одним проживающим норма составляет, как уже говорилось 103 кВт.ч, в двухкомнатной с одним жильцом – 133 кВт.ч., в трешке – 150 кВт.ч.

В других регионах, где действует социальная норма условия немного другие. Отличается количество кВт.ч., входящих в социальную норму. Есть разница так же в порядке расчета. Например, не во всех регионах учитывается количество комнат в квартире. Кое-где отдельным образом прописан порядок расчета соц. нормы для частных домов.

В общем, чтобы корректно рассчитать объем потребления в пределах социальной норме и сверх нее, энергетикам приходится использовать массу дополнительной информации о потребителях. О количестве прописанных, о количестве комнат… Зачастую данные эти не являются достоверными и актуальными. И на этой почве возникает масса сложностей.

Запутанным делом все это представляется и со стороны потребителя. Особенно если речь идет о расчетах по двухзонному (день /ночь) или трехзонному (пик /полупик/ночь) тарифах. Для каждой из этих «зон » суток утверждается своя пара тарифов в пределах и сверх социальной нормы. И чтобы понять, какая часть, скажем, дневного потребления укладывается в социальную норму, а какая – идет свыше, и как все это правильно посчитать, приходится изрядно поломать голову. И без калькулятора тут точно не обойтись.

Все эти сложности стали очевидны практически сразу после первой попытки введения социальной нормы потребления, которая была предпринята правительством в 2013 году. Тогда было решено «обкатать » новую схему расчета на пилотных регионах. Опыт «пилотов » оказался не слишком удачным, дело застопорилось. Решение вопроса о введении соц. нормы отдали на откуп региональным властям. Те, видя проблемы с администрированием расчетов, решили, чтобы не нервировать людей лишний раз, новшества не вводить.

Отдельная история приключилась с Крымом и Севастополем, двумя регионами, вошедшими в состав РФ в 2014 году. Здесь действовала украинская система тарифов на электроэнергию с градацией стоимости электричества в зависимости от объема потребления. «Социальная норма», введенная в этих регионах, по сути, эту практику продолжила.

Читайте так же:  Как получить патент на сдачу квартиры в аренду как ип образец договора по найму жилья

Таково положение дел к настоящему моменту. Теперь о перспективах.

Социальная норма потребления электроэнергии: что предлагает правительство на этот раз?

Сразу оговоримся, что о планах правительства нам известно лишь из публикаций СМИ, которые ссылаются на некий протокол совещания правительства, в котором обсуждалась возможность внедрения социальной нормы. И вроде бы было принято положительное решение. И хотя в целом информация затем официально подтверждена, текст того самого протокола, так и не был опубликован.

Как нет до сих пор в отрытом доступе и предложений правительства по изменению в конкретных нормативных документах.

Тем не менее, основные факты, ставшие к настоящему времени известными, таковы:

— новую схему оплаты власти просят называть не «социальными нормами», а «градацией потребителей»

— норма потребления будет рассчитываться не в отношении одного жильца, а относительно «точки присоединения» (квартиры или частного дома)

— объем электроэнергии, который население сможет потреблять по самой льготной цене предлагается установить в 300 кВт.ч.

— планируется так же ввести дополнительную группу потребителей от 300 до 500 кВт.ч в месяц, которые будут платить за электричество по «более высокой цене» и группу потребителей свыше 500 кВт.ч, которых переведут на «экономически обоснованную» цену, близкую к коммерческим потребителям.

Кроме введения нормы потребления, власти так же предполагают сократить количество групп потребителей, приравненных к населению (сейчас это гаражные и садоводческие кооперативы, например). А так же ликвидировать льготы для жителей сельских населенных пунктов и жильцов городских квартир (частных домов) с электроплитами (электроотоплением ). Они сейчас платят за свет с 30% скидкой.

Конкретных ставок новых тарифов пока не называют. По словам вице-премьера Дмитрия Жукова, который курирует это направление, цифры должны появиться к 15 января 2019 года. А заработать новые тарифы должны с 1 июля 2019 года.

Планы по социальной норме: чего конкретно ждать потребителю?

Прежде всего, не ясно: все-таки, вступит или не вступит все вышеописанное в силу? В глазах большинства населения введение нормы потребления будет выглядеть лишь очередным повышением платы за коммунальные услуги. Пойдут ли на это власти после истории с повышением пенсионного возраста и другими скандалами последнего времени? Не очевидно.

Но если все предложения по социальной норме все-таки будут введены в действия, важными представляется следующее.

Первое. Прежде всего, от новаций пострадают собственники частных домов с электроотоплением. Их потребление точно превосходит те самые 300 кВт.ч. в месяц, да и 500 кВт.ч. – тоже. Насколько большим будет повышение?

Давайте посмотрим: тариф на электроэнергию в Московской области для сельского населения составляет 3,71 кВт.ч, для городского населения в домах с газовыми плитами – 5,29 руб за кВт.ч. А для мелких коммерческих потребителей (с выделенной электрической мощность до 150 кВ, расчет только за электроэнергию без учета потребляемой мощности, напряжение – 0,4 кВ) – 5,95 руб за кВт.ч (включая НДС).

Это и есть, видимо, потолок возможного повышения цены на электроэнергию для крупных бытовых потребителей. И если сейчас владелец дома площадью в 150 кв. метров платит за электроэнергию на отопление зимой 12-15 тысяч рублей в месяц, то предлагаемые новшества могут эту сумму увеличить до 20 тысяч.

Второе. Большинство потребителей, скорее всего, уложатся в норму потребления в 300 кВт.ч. В крайнем случае, незначительно его превысят. Можно исходить из того, что на кошельках собственников обычной квартиры без теплых электрических полов и другое энергоемкого оборудования, введение соц. нормативо серьезным образом не скажется. Другое дело, что новации неизбежно усложняет для частных лиц расчеты за электроэнергию.

Первые 300 кВт.ч. в месяц рассчитывается по одному тарифу, «излишки » — по другом. А если в квартире стоит счетчик, который раздельно учитывается потребление электроэнергии днем и ночью? Тогда расчет производится уже по четырем тарифам. И чтобы правильно посчитать сумму к оплате придется еще вычислить какая часть дневного (отдельно ) и ночного (отдельно ) потребления вошла в социальную норму, а какая – нет.

Результат: проверить те счета, которые приходят от энергосбыта собственнику квартиры будет, мягко говоря, непросто.

И третье. Главный вопрос – зачем все это? Если речь идет о повышении тарифа на электроэнергию для населения с тем, чтобы вывести цены на уровень коммерческих потребителей, то введение социальной нормы (дифференциации потребление) выглядит логично. Это первый этап на пути к тому, чтобы заставить население платить за свет по рыночной цене.

О справедливости такого подхода, конечно же можно поспорить. Но если дело обстоит именно так, то эта цель должна быть официально заявлена. А так же объяснено, в каких объемах и каким группам населения будут выплачиваться пособия на компенсацию непосильных расходов на электроснабжение.

Но ничего такого не говорится. Более того, есть ощущение, что сегодня введение социальной нормы, как и четыре года назад – часть чиновничьей игры, когда важен не результат, а шумное действо. Из той же серии, что отмена зимнего времени или ввод обязательного знака «шипованная резина» на автомобилях. Поговорят, пошумят, да и забудут.

А людям с этими трехэтажными тарифами, выросшими из социальной нормы, придется жить.

Нормы расхода электроэнергии в 2019 году на 1 человека в месяц

Отечественное законодательство предусматривает утверждение норм электроэнергии для населения, влияющих на итоговую сумму оплаты, предъявляемую в счёте поставщиком услуг. Рассмотрим установленные в РФ лимиты потребления электрической энергии, с учётом факторов, влияющих на величину норматива.

Чем регламентируется

Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:

  1. Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
  2. Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
  3. Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.

Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.

Читайте так же:  Как выглядит должностная инструкция директора управляющей компании жкх образец документа с обязаннос

Установленные показатели и факторы, влияющие на величину норматива

Учитывая условия расчёта нормативов, потребителю выгоднее расплачиваться за использованную электроэнергию по показаниям установленного счётчика. В этом случае оплата производится за фактически израсходованные ресурсы, без переплаты с учётом заложенных в методике расчёта повышающих коэффициентов.

Однако установка электросчётчиков возможна не для всех потребителей в связи с отсутствием технической возможности по причине изношенности основных фондов жилых зданий и неудовлетворительного состояния сетей. Иногда потребители не желают добровольно устанавливать индивидуальные приборы учёта.

В данной ситуации оплата производится по расчётным нормативам, зависящим от следующих факторов:

  • жилой и нежилой площади квартиры;
  • числа прописанных на жилплощади;
  • принадлежности жилья к многоквартирным или частным домам;
  • использования электрической печи для приготовления пищи;
  • способа отопления;
  • нахождении жилья в городе или сельской местности.

Указанные нормативы рассчитаны опытным путём на основе фактически замеренных показателей для групп потребителей разбитых на категории, в целом по стране. Региональным властям дано право корректировать нормативы в соответствии с местными условиями, накладывающими отпечаток на себестоимость поставки энергоресурсов. Однако отклонение в большую сторону от федеральных норм не должно превышать 40%.

Предельные ежемесячные нормы на одного человека, утверждённые в регионах, в зависимости от использования газо- или электроплиты, соответственно, составляют (в кВт*ч):

  • для одиноких граждан, проживающих в однокомнатной квартире – от 81 до 185 или от 108 до 263;
  • семей, проживающих в аналогичных условиях – от 28 до 63 или от 37 до 89.

Нормы рассчитываются с учётом следующих дополнительных обстоятельств:

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.

Детальнее о величине установленных нормативов изложено в постановлениях местных органов власти.

Порядок расчёта

Размер оплаты потреблённой электроэнергии при отсутствии индивидуального прибора учёта определяется по следующей формуле:

П = Л*Н*Т,

  • П – общая сумма платежа;
  • Л – количество человек, зарегистрированных в квартире;
  • Н – лимит утверждённого в регионе норматива на одного проживающего по данной жилплощади;
  • Т – стоимость одного киловатт-часа, согласно утверждённому тарифному плану.

Дополнительно применяется повышающий коэффициент, принятый с целью стимулирования граждан к установке индивидуальных приборов учёта. Повышающий коэффициент не должен учитываться только в ситуации, когда установка электросчётчиков невозможна по причине ветхости жилья или неприспособленности для этого электрических сетей.

В каких случаях назначается оплата по нормативом при установленном электросчётчике

В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:

  • отмечается неисправность электросчётчика;
  • потребитель не сообщает показания прибора учёта в энергопоставляющую компанию;
  • представителям контролирующей организации не предоставлен регламентированный доступ к счётчику;
  • прибор выведен из строя преднамеренно.

Если потребителем не сообщаются данные о фактических показаниях электроэнергии, согласно действующим законодательным нормам в течение трёх месяцев размер оплаты назначается по средним показателям за предыдущие полгода. Начиная с четвёртого месяца предъявляется счёт по нормативным расценкам, полученным расчётным путём, исходя из утверждённых в регионе тарифов и нормативов.

Случаи выхода из строя электросчётчика должны подтверждаться соответствующим актом, составленным представителями энергонадзора, с указанием причин неисправности.

Обратите внимание! Приборы учёта могут эксплуатироваться только до истечения срока плановой поверки, без проведения которой использование электросчётчика не разрешается.

Потребитель должен контролировать плановый срок поверки, обеспечив доступ представителей контролирующей организации для демонтажа прибора с целью проведения поверочных работ.

Социальные нормативы

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Способы сэкономить электроэнергию

Из сказанного понятно, что размер платежа, начисленного по нормативам, существенно превышает фактический, замеренный электросчётчиком. В этом случае потребитель, кроме самого факта использования индивидуального прибора учёта, получает возможность снизить расход ресурсов за счёт:

  • приобретения современных бытовых приборов более высокого класса, экономно расходующих энергию. Согласно международной системе классификации приняты условные обозначения буквами латинского алфавита от А до G, где А – наиболее экономные устройства;
  • герметичности и изоляции помещения при включённых кондиционерах или электрообогревателях;(Читайте статью: Сколько потребляют обогреватели)
  • своевременного удаления накипи со стенок электрочайников или использование альтернативных источников энергии для кипячения воды;(Читайте статью: Сколько расходуют электрические чайники)
  • соблюдения правил эксплуатации электроприборов, предусмотренных изготовителем;
  • использования экономных осветительных ламп.(Читайте статью: Сколько потребляют разные виды лампочек)
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Комплексное применение перечисленных энергосберегающих мер при установленном электросчётчике – гарантия снижения расхода потребления электроэнергии и уменьшения размеров платежей за этот вид ресурсов.

Источники


  1. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.

  2. Маранц, Ю. В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебной системе Российской Федерации» / Ю.В. Маранц. — М.: Юстицинформ, 2014. — 120 c.

  3. Комментарий к Федеральному закону «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2011. — 120 c.
Социальная норма потребления электроэнергии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here