Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Полезная информация в статье: "Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ глава XI настоящего Кодекса дополнена статьей 70.1

Статья 70.1 . Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 70.1 ЗК РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 1 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ в пункт 2 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ в пункт 3 статьи 70.1 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 апреля 2015 г.

Согласно Федеральному закону от 31 декабря 2014 г. N 499-ФЗ положения пункта 3 статьи 70.1 настоящего Кодекса (в редакции названного Федерального закона) в части срока, на который могут быть зарезервированы земли для государственных или муниципальных нужд и который составляет три года, не распространяются на решения о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, принятые до дня вступления в силу названного Федерального закона

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

Комментарий к СТ 56.1 ЗК РФ

Статья 56.1 ЗК РФ. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

Комментарий к статье 56.1 ЗК РФ:

1. Права собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков по возведению зданий, строений, сооружений, по проведению мелиоративных работ, строительству прудов и иных водных объектов могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд. Ограничение на совершение именно этих действий связано с тем, что строительство новых объектов, проведение оросительных, культуртехнических и иных мелиоративных работ увеличивают стоимость земельного участка, изъятие которого предполагается в будущем. Такое ограничение имеет срочный характер (см. комментарий к ст. 70.1).

Как справедливо было указано при рассмотрении одного из дел, резервирование земель относится к числу ограничений и является предпосылкой к последующему изъятию участка для государственных или муниципальных нужд. Ограничения прав на земельный участок, возникшие на основании акта о резервировании земель, подлежат государственной регистрации в силу ст. 56 ЗК. Не прошедшие государственной регистрации ограничения, указанные в акте о резервировании земель для публичных нужд, не влекут предусмотренных законом обременений для собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов этих участков. Опубликование акта о резервировании земельных участков в средствах массовой информации носит лишь информативный характер. Распоряжение о резервировании, не зарегистрированное в установленном порядке, носит лишь информативный характер и не может нарушать права и законные интересы заявителей (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2007 N Ф08-2462/2007).

Читайте так же:  Квартира (помещение) в нежилом фонде — что это значит и как использовать под коммерческую недвижимос

2. Исходя из положений п. 2 комментируемой статьи пределы ограничений права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд могут быть установлены только федеральными законами.

Резервирование земельных участков для государственных

Одним из правомерных случаев отказа в приватизации земельных участков, которые находятся в муниципальной либо государственной собственности может являться факт резервации земельного участка для муниципальных либо государственных нужд в предусмотренном законодательством РФ порядке. Порядок процесса резервирования земли для муниципальных либо государственных нужд установлен нормативными актами ЗК РФ и постановлением Правительства РФ, принятым в их развитие. Данным постановлением утверждено Положение о резервировании земельных участков для муниципальных либо государственных нужд. Согласно этому положению, чтобы зарезервировать земельный участок необходимо:

  • Принятие необходимого решения о резервировании земельных участков уполномоченными органами РФ, органом местного самоуправления либо уполномоченным органом субъекта РФ.
  • Наличие схемы резервируемых земельных участков и в обязательном порядке прилагающихся к решению о резервировании земельного участка перечня кадастровых номеров земель, которые расположены (полностью или частично) в границах резервируемого земельного участка.
  • Обязательная регистрация государственными органами ограничения прав на землю, расположенную в резервируемом земельном участке в ЕГРП.
  • Внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о земле, права на которую ограничиваются резервированием.

Резервирование земли для муниципальных либо государственных нужд является процессом ограничения прав, а поэтому обязательно подлежит регистрации государством в предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации возможности владения недвижимостью и сделок с ней» порядке.

В соответствии с положениями данного закона регистрация государством является актом юридического характера в области признания и подтверждения подобного права и единственным, что может доказать существование прав.

При не соблюдении указанных выше требований для резервирования земельных участков в пользу государственных либо муниципальных нужд резервирование участка для муниципальных либо государственных нужд считается недействительным. Также не будет являться резервированием, если в данных ЕГРП отсутствует информация об ограничении прав на земельный участок. Не является законным и обоснованным отказом в приватизации земельного участка, неоформленного как зарезервированный земельный участок для муниципальных либо государственных нужд в установленном порядке.

Однако уполномоченные органы, принимая решение, в котором отказывают в приватизации земельные участки, нередко обосновывают подобное решение тем, что земельный участок находится в зоне, в которой планируется разместить объекты различного назначения, таких как, улично-дорожная сеть, жилое строение либо природный комплекс. Обычно, при этом что-либо доказывающее, что правила резервирования соблюдены, отсутствует, данных в ЕГРП также не имеется.

Такие отказы являются незаконными и доказать это можно в судебном порядке.

Резервирование земельных участков для государственных и муниципальных нужд: вопросы регистрации

Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд представляет собой способ перераспределения земельных ресурсов, форму реализации государственно-властных полномочий в сфере земельных отношений.

Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд установлен статьями 56, 70.1 Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) и постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд», которым утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.

Согласно положению для резервирования земель необходимо:

[1]

принятие уполномоченным органом РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о резервировании земель;

наличие схемы резервируемых земель, а также перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, которые в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании. Данное решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.

органом государственной власти, принявшим решение о резервировании сформированная землеустроительная документация, копии решения о резервировании земель и схемы земельного участка в порядке информационного взаимодействия направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»,

наличие государственной регистрации прав в отношении земельных участков, полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании.

[2]

Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти или органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации.

Важным шагом в урегулировании вопросов резервирования земель является установление в ЗК РФ максимального срока резервирования земель, составляющего семь лет, а в отношении резервирования земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов — двадцать лет.

Резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд является ограничением права и подлежит обязательной государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закон о регистрации). В соответствии с положениями этого закона государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством ограничения такого права, а также единственным доказательством его существования.

Несоблюдение этого порядка резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе, отсутствие государственной регистрации ограничении прав на соответствующий участок, влечет недействительность резервирования участка для государственных или муниципальных нужд.

Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Законом о регистрации.

Читайте так же:  Куда жаловаться на зарплату в конверте

Действие ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, прекращается по следующим основаниям: в связи с истечением указанного в решении срока резервирования земель; предоставлением в установленном порядке зарезервированного земельного участка для целей, установленных решением о резервировании земель; отменой решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель; изъятием в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного земельного участка для государственных или муниципальных нужд; решением суда, вступившим в законную силу.

В случае прекращения действия ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, обязаны в течение 30 дней с даты наступления обстоятельств обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, с заявлением об исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о зарезервированных землях, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения ограничений прав, вызванных резервированием земель.

В соответствии со статьями 16, 17, абзацем 8 пункта 5 статьи 18 Закона о регистрации, государственная регистрация ограничения права собственности в связи с резервированием земель проводится по заявлению уполномоченного лица с приложением в качестве документа-основания копии акта (решения о резервировании земель), изданного органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания такого акта, а также приложением иных необходимых для проведения государственной регистрации документов.

Разъясняла заместитель начальника отдела регистрации прав

Управления Росреестра по Волгоградской области

Статья 56.1 ЗК РФ. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

1. Предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

2. Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Комментарии к ст. 56.1 ЗК РФ

1. Федеральным законом от 10 мая 2007 г. N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» в Земельный кодекс РФ включены две дополнительные статьи (и внесен ряд уточнений и дополнений в иные статьи), посвященные резервированию земельных участков — ст. ст. 56.1 и 70.1. Последняя из них определяет основные положения, касающиеся резервирования земель, комментируемая же статья касается только вопросов ограничения прав на земельные участки в связи с резервированием.

Следует заметить, что, строго говоря, само по себе резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд уже является ограничением прав на него, поскольку, например, снижается цена, за которую собственник может продать земельный участок, зарезервированный для последующего изъятия. Тем не менее норма комментируемой статьи специально указывает на возможность дополнительного ограничения законом следующих прав по использованию земельных участков:

возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений и сооружений,

проведения оросительных, осушительных, культуртехнических и других мелиоративных работ, устройства прудов и иных закрытых водоемов.

Поскольку основной целью резервирования является последующее изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, установление таких ограничений направлено на предупреждение попытки совершения правообладателями земельных участков действий, ведущих к увеличению выкупной цены (возмещения убытков) при изъятии земельного участка.

2. Пункт второй комментируемой статьи однозначно указывает на то, что ограничения вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются только федеральными законами. Это означает, в частности, что утрачивают силу принятые до введения в действие данной нормы те статьи законов субъектов Федерации о резервировании земель, которые устанавливали какие-либо ограничения прав. Кроме того, не будет регулировать рассматриваемый вопрос и будущее Постановление Правительства РФ о резервировании земель, о котором упоминается в ст. 70.1 настоящего Кодекса.

Наконец, следует отметить, что отдельные ограничения прав на землю в связи с резервированием уже установлены Земельным кодексом и некоторыми иными федеральными законами.

Так, согласно абз. 2 п. 8 ст. 31 ЗК РФ в случае осуществления собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка строительства или иных улучшений земельного участка, расположенного в границах зарезервированных земель, после информирования указанных лиц о резервировании земель собственник, землепользователь, землевладелец, арендатор такого земельного участка несут риск отнесения на них затрат и убытков, связанных со строительством на таком земельном участке или с иным его улучшением. Кроме того, что в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, срок установления публичного сервитута и срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ограничены сроком резервирования таких земель (п. 4.1 ст. 23 и п. 3.1 ст. 22 ЗК РФ), а находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки не подлежат отчуждению в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п. 8 ст. 28 указанного Федерального закона).

Понятие, порядок и сроки резервирования земель

Резервирование земель — широко распространенный вид ограничения их использования в случаях, указанных в законе. Оно предусматривает изъятие в будущем зарезервированных земельных участков в публичных целях, т.е. для государственных и муниципальных нужд. Этим резервирование отличается от установления зонирования, которое тоже является видом ограничения пользования землей, но не предполагает обязательного изъятия их из существующего землевладения. Срок действия зонирования является неопределенным, но резервирование должно действовать только в определенный период времени. За это время пользователь земли должен воздерживаться от капитальных вложений при использовании земли под угрозой отказа их возмещения в случаях изъятия зарезервированного земельного участка. Таким образом, резервирование земель является экономически полезным мероприятием, так как оно позволяет избежать напрасных затрат при использовании земли, о которой заранее известно, что она будет изъята.

Читайте так же:  Как вернуть деньги с aliexpress

Однако, поскольку резервирование значительно ограничивает права пользователей земли, оно четко оговорено в комментируемой статье и других нормативных правовых актах РФ.

В пункте 1 ст. 70.1 назван определенный и исчерпывающий перечень оснований и случаев резервирования земель. Это исключительные случаи, названные в ст. 49 ЗК РФ, предусматривающей изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд:

— выполнение международных обязательств РФ;

— размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов (например, объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения; объектов использования атомной энергии; объектов обороны и безопасности; объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения и др.);

— иные обстоятельства в установленных федеральными законами или законами субъектов (в отношении участков, находящихся в собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности) случаях.

Для земель государственной или муниципальной собственности, не предоставленных гражданам и юридическим лицам, основаниями резервирования являются также случаи, связанные с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.

2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Автострахование

  • Жилищные споры

  • Земельные споры

  • Административное право

  • Участие в долевом строительстве

  • Семейные споры

  • Гражданское право, ГК РФ

  • Защита прав потребителей

  • Трудовые споры, пенсии

    • Главная
    • Статья 70.1 ЗК РФ. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

    Земельный кодекс Российской Федерации» N 136-ФЗ в последней редакции:

    Статья 70.1 ЗК РФ. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

    1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории. Резервирование земель может осуществляться также в отношении земельных участков, необходимых для целей недропользования.

    2. Резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, в пределах территории, указанной в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.

    3. Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем три года, а при резервировании земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и указанных в заявке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительного органа муниципального образования на создание особой экономической зоны в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», на срок не более чем два года. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства и реконструкции объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, железнодорожного транспорта, воздушного транспорта (в том числе объектов единой системы организации воздушного движения), транспортно-пересадочных узлов и метрополитена, строительства и реконструкции автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения, местного значения и других линейных объектов государственного или муниципального значения на срок до двадцати лет.

    Читайте так же:  Пошаговая инструкция по покупке комнаты в коммунальной квартире документы, подводные камни, образец

    4. Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.

    Вернуться к оглавлению документа : Земельный кодекс РФ в последней редакции

    Комментарии к статье 70.1 ЗК РФ

    Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд»

    Ограничение прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд

    Резервирование земель регулируется земельным и гражданским правом.

    Резервирование земель для удовлетворения государственных и муниципальных нужд. Понятие и цель резервирования

    На законодательном уровне отдельно выделяется ограничение права на землю при ее резервировании. В рамках земельного законодательства резервирование земель представляет собой определенную, сравнительно крупную систему норм, которая в равных частях входит как в земельное, так и в публичное право.

    Резервирование земель четко регулируется Земельным кодексом России, а также прочими нормативно-правовыми актами, принятыми на его основе, к примеру, соответствующими законами и постановлениями Правительства РФ. Отдельный акцент в вопросе рассмотрения такого ограничения как резервирования делается на принцип проведения данного мероприятия.

    В частности, Земельный кодекс РФ и постановления Правительства РФ определяют основной принцип подобного ограничения, в качестве учета значения земли как основы для нормальной жизнедеятельности человека.

    Следовательно, на законодательном уровне устанавливается приоритет для охраны земли, как составного и неотъемлемого компонента окружающей среды.

    Целью проведения резервирования участков для последующего удовлетворения нужд государственных и муниципальных органов, является выполнение возложенных на государство функций, выполняя которые, органы власти должны осуществлять:

    • планирование дальнейшего использования участков;
    • использование земель;
    • их изъятия, в целях удовлетворения своих нужд.

    Причем, данные мероприятия должны выполняться с соблюдением обязательного условия – затраты наименьшего из возможных бюджета. Кроме того, государству важно, чтобы проведение резервирования проводилось с условием нахождения баланса интересов всех участников данного мероприятия.

    Следовательно, при выполнении резервирования, должно учитываться мнение не только уполномоченного государственного органа, но и отдельного индивида, являющегося собственником изымаемого участка земли.

    Порядок принятия решения о резервировании участков для удовлетворения государственных и муниципальных нужд

    Порядок резервирования земель начинается с принятия постановления о необходимости резервировать земли. Оно должно быть принято уполномоченным на совершение данных действий органом федеральной власти. Основой принятия подобного решения выступают следующие документы:

    • документация о планировании участка;
    • документы, необходимые в случаях планирования создания особой охраняемой территории;
    • государственные программы, в основе которых лежит необходимость в изучении недр.

    Решение о резервировании недвижимости, в частности, земли, должно приниматься только на основании исчерпывающих сведений, полученных из единого реестра прав на недвижимость. Решение о резервировании земли должно содержать следующую информацию:

    • цель резервирования и его точные сроки;
    • реквизиты документов, на основании которых осуществляется резервирование участка;
    • ограничение на право собственности участком;
    • сведения о точном времени и месте, в котором стороны смогут согласовать схему проведения резервирования земель и оговорить все условия проведения данного мероприятия.

    К решению в обязательном порядке должна быть приложена схема резервирования земельных участков и полный перечень кадастровых номеров, которые частично или полностью находятся в границах земель, где проходит резервирование земель для государственных или муниципальных нужд.

    Принятое решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации в порядке, установленном для опубликования официальных документов.

    Отдельно стоит отметить, что данное решение о резервировании земель вступает в силу только после его официального размещения в средствах массовой информации.

    [3]

    Перечень прав, которые подлежат ограничению в связи с резервацией земель

    На законодательном уровне отдельно устанавливается перечень прав, на которые устанавливаются различные ограничения прав на земли в связи с резервированием земель. В Земельном кодексе РФ выделены следующие ограничения:

    • возведение любых объектов недвижимого имущества, таких как собственное жилье, культурно-бытовые и прочие здания и сооружения, даже если их строительство допускается разрешенным видом использования;
    • проведение различных оросительных, осушительных, культуртехнических и прочих мелиоративных работ.

    На основании рассмотрения представленных выше видов ограничения на право пользования участками, заметно, что в первом случае, преимущественно, речь идет о земле, принадлежащей частным лицам и предусмотренной для жилищного строительства и огородничества, в то время как во второй ситуации, земли относятся к категории сельскохозяйственного назначения.

    Порядок прекращения ограничений всех прав, которые были установлены принятием решения о резервировании участков

    В Земельном кодексе и постановлениях Правительства РФ не устанавливаются точные сроки резервирования земель, в течение которых на право владения и распоряжения земельным участком могут распространяться наложенные на него ограничения.

    Отдельного внимания заслуживают положения Земельного кодекса РФ, согласно которым, выделяется два вида сроков:

    • если речь идет о резервировании участка для удовлетворения нужд государства или отдельного муниципалитета, максимальный срок резервирования не должен превышать семи лет.
    • если речь идет о землях, располагающихся в специальных экономических зонах, срок их резервации составляет всего два года.

    По истечении установленных сроков, резервирование перестает существовать и собственник вновь получает право распоряжаться своим имуществом по своему собственному усмотрению.

    На законодательном уровне определен перечень обстоятельств, при наступлении которых ограничения прав на землю в связи с резервированием земель перестают действовать. В качестве одного из таких обстоятельств выделяется самостоятельное принятие решения уполномоченным органом, осуществившим резервирование участка, об отмене установленного ограничения.

    Читайте так же:  Минздравсоцразвития против курения, а вы

    В подобной ситуации данных орган должен в течение тридцати дней с момента наступления обстоятельства, обратиться в кадастровую палату, располагающуюся по месту нахождения зарезервированного участка, с заявлением установленного образца, в котором должна содержаться просьба о необходимости исключить объект недвижимости из перечня земель, подлежащих изъятию.

    Кроме того, уполномоченный орган государственной власти должен обратиться в государственное учреждение, осуществляющее регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением, в котором выражена просьба снять с зарезервированного участка все ограничения.

    Обстоятельства, при которых действия, направленные на ограничения прав, установленных принятием решения о резервировании земель, прекращаются

    На законодательном уровне устанавливается определенный перечень обстоятельств, при существовании которых все ограничения на объекты недвижимости, зарезервированные для удовлетворения нужд государства, должны быть отменены. К подобным обстоятельств относятся:

    • истечение установленного земельным законодательством срока действия, которому должно соответствовать любое решение о резервировании земель;
    • предоставление зарезервированного участка для целей, которые устанавливало решение о резервировании земель. В обязательном порядке данный участок должен быть освобожден от любых прав третьих лиц, а также вся передача должна проводиться согласно требованиям земельного законодательства;
    • орган государственной или муниципальной власти, ранее принявший решение о необходимости провести резервацию объекта недвижимости, отменил свое решение о резервировании земель;
    • изъятие участка для удовлетворения государственных и муниципальных нужд произошло с соблюдением всех требований федерального законодательства, в том числе, такое изъятие могла быть проведено в виде выкупа;
    • на основании решения суда, которое по истечении установленного срока вступило в законную силу.

    Перечень данных обстоятельств является исчерпывающим и не может быть дополнен до внесения изменений в соответствующие нормативно-правовые акты федерального уровня.

    Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд

    В соответствии с ЗК РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, связанных:

    1)с выполнением международных обязательств РФ;

    2)с размещением объектов государственного или муниципального значения (объекты энергетических систем, объекты атомной энергии, объекты обороны и безопасности и т.д.);

    3)с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов (для земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам);

    4)с иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.

    Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет.

    Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Положением «О резервировании земель для государственных или муниципальных нужд», утвержденным постановлением Правительства РФ «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд».

    Решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование. Решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

    Решение о резервировании земель принимается в соответствии с документами территориального планирования, решениями об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, государственными программами геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, утвержденные в установленном порядке.

    Оно должно содержать:

    • цели и сроки резервирования земель;

    • реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель;

    • ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ, необходимые для достижения целей резервирования земель;

    • сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

    Обязательным приложением к решению о резервировании земель является схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9205 —

    | 7261 — или читать все.

    185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Отключите adBlock!
    и обновите страницу (F5)

    очень нужно

    Источники


    1. Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, Велби; Издание 2-е, 2003. — 637 c.

    2. Берус, Виталий А.С. Лаппо-Данилевский. История. Философия. Методология / Виталий Берус. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 160 c.

    3. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.
    Резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here