Процесс и особенности приватизации коммунальной квартиры

Полезная информация в статье: "Процесс и особенности приватизации коммунальной квартиры" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них

Первоначальная редакция Закона о приватизации жилищного фонда в РФ содержала запрет на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах, тогда как право на принятие решения о допущении приватизации коммунальных квартир как единых объектов, а также о порядке и условиях их приватизации предоставлялось собственникам жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, за которыми был закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениям, в оперативное управление которых был передан жилищный фонд. Названная статья Закона о приватизации жилищного фонда была признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования.

В ряде субъектов Федерации, в том числе и в г. Москве, приватизация коммунальной квартиры как единого объекта осуществлялась по заявлению всех без исключения граждан, проживавших в квартире по договорам жилищного (социального) найма. Если кто-либо из нанимателей или членов семьи нанимателей жилых помещений в коммунальной квартире не выражал своего согласия на личное участие в приватизации и при этом не отказывался от принадлежащего ему права, давая согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения совместно проживающими членами семьи, то коммунальная квартира не могла быть передана в собственность в порядке приватизации. В случае, когда согласие по вопросу приватизации квартиры достигалось, все участники подписывали один договор безвозмездной передачи, поскольку на квартиру возникала общая долевая собственность, а в соответствии с п. 1 ст. 245 ГК РФ доли в праве собственности устанавливаются соглашением всех участников.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ч. 3 ст. 7 Закона была изменена и изложена в следующей редакции: «Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре. ». Ранее, до 31 мая 2001 г., граждане, приватизировавшие жилье в долевую собственность, могли зарегистрировать свое право собственности на долю независимо друг от друга, поскольку право собственности у них возникало с момента регистрации договора безвозмездной передачи в местной администрации. В настоящее время необходимо, чтобы все участвовавшие в приватизации коммунальной квартиры лица одновременно обратились с заявлением о регистрации права общей долевой собственности.

Особенности приватизации комнат в коммунальной квартире

Запрет на приватизацию комнат в коммунальных квартирах утратил силу с 03.11.1998. Объектом приватизации в случае приватизации нанимателем и членами его семьи одной или нескольких комнат в коммунальной квартире является изолированное жилое помещение, занимаемое по самостоятельному договору социального найма. Согласия нанимателей, проживающих в других комнатах этой же квартиры по другим договорам найма, не требуется. В свидетельстве о государственной регистрации права в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты). Собственнику приватизированной комнаты в коммунальной квартире в соответствии с новым ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты и следует судьбе права собственности на комнату.

Хотя комнаты являются самостоятельными объектами права, тем не менее в ЖК РФ получила закрепление норма, наделившая собственников остальных комнат в коммунальной квартире преимущественным правом покупки отчуждаемой в данной квартире комнаты в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ.

Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ч. 3 ст. 7 Закона была изменена и изложена в следующей редакции: «Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре. » Ранее, до 31 мая 2001 г., граждане, приватизировавшие жилье в долевую собственность, могли зарегистрировать свое право собственности на долю независимо друг от друга, поскольку право собственности у них возникало с момента регистрации договора безвозмездной передачи в местной администрации. В настоящее время необходимо, чтобы все участвовавшие в приватизации коммунальной квартиры лица одновременно обратились с заявлением о регистрации права общей долевой собственности.

Особенности приватизации комнат в коммунальной квартире. Запрет на приватизацию комнат в коммунальных квартирах утратил силу с 03.11.1998. Объектом приватизации в случае приватизации нанимателем и членами его семьи одной или нескольких комнат в коммунальной квартире является изолированное жилое помещение, занимаемое по самостоятельному договору социального найма. Согласия нанимателей, проживающих в других комнатах этой же квартиры по другим договорам найма, не требуется. В свидетельстве о государственной регистрации права в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты). Собственнику приватизированной комнаты в коммунальной квартире в соответствии с новым ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (п. 1 ст. 41). Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты (п. 1 ст. 42) и следует судьбе права собственности на комнату (п. 3 ст. 42).

[2]

Хотя комнаты являются самостоятельными объектами права, тем не менее, в ЖК РФ получила закрепление норма (п. 6 ст. 42), наделившая собственников остальных комнат в коммунальной квартире преимущественным правом покупки отчуждаемой в данной квартире комнаты в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ (ст. 250 ГК РФ).

Особенности приватизации коммунальных квартир и жилых помещений в них

Первоначальная редакция Закона о приватизации жилищного фонда в РФ содержала запрет на приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах, тогда как право на принятие решения о допущении приватизации коммунальных квартир как единых объектов, а также о порядке и условиях их приватизации предоставлялось собственникам жилищного фонда или уполномоченным ими органам, а также предприятиям, за которыми был закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждениям, в оперативное управление которых был передан жилищный фонд (ст. 4). Названная статья Закона о приватизации жилищного фонда была признана не соответствующей Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 3 ноября 1998 г. N 25-П в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования.

Дело по проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросами Волгоградской областной Думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гр-на В.А. Мостипанова // СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5603.

Читайте так же:  Как правильно заполнить договор найма жилого помещения между физическими лицами по образцу все о нюа

В ряде субъектов Федерации, в том числе и в г. Москве, приватизация коммунальной квартиры как единого объекта осуществлялась по заявлению всех без исключения граждан, проживавших в квартире по договорам жилищного (социального) найма. Если кто-либо из нанимателей или членов семьи нанимателей жилых помещений в коммунальной квартире не выражал своего согласия на личное участие в приватизации и при этом не отказывался от принадлежащего ему права, давая согласие на приватизацию занимаемого жилого помещения совместно проживающими членами семьи, то коммунальная квартира не могла быть передана в собственность в порядке приватизации. В случае, когда согласие по вопросу приватизации квартиры достигалось, все участники подписывали один договор безвозмездной передачи, поскольку на квартиру возникала общая долевая собственность, а в соответствии с п. 1 ст. 245 ГК РФ доли в праве собственности устанавливаются соглашением всех участников.

Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» ч. 3 ст. 7 Закона была изменена и изложена в следующей редакции: «Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре. » Ранее, до 31 мая 2001 г., граждане, приватизировавшие жилье в долевую собственность, могли зарегистрировать свое право собственности на долю независимо друг от друга, поскольку право собственности у них возникало с момента регистрации договора безвозмездной передачи в местной администрации. В настоящее время необходимо, чтобы все участвовавшие в приватизации коммунальной квартиры лица одновременно обратились с заявлением о регистрации права общей долевой собственности.

СЗ РФ. 2001. N 21. Ст. 2063.

Особенности приватизации комнат в коммунальной квартире. Запрет на приватизацию комнат в коммунальных квартирах утратил силу с 03.11.1998. Объектом приватизации в случае приватизации нанимателем и членами его семьи одной или нескольких комнат в коммунальной квартире является изолированное жилое помещение, занимаемое по самостоятельному договору социального найма. Согласия нанимателей, проживающих в других комнатах этой же квартиры по другим договорам найма, не требуется. В свидетельстве о государственной регистрации права в качестве объекта права собственности указывается комната (комнаты). Собственнику приватизированной комнаты в коммунальной квартире в соответствии с новым ЖК РФ принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты (п. 1 ст. 41). Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты в данной квартире пропорциональна размеру общей площади указанной комнаты (п. 1 ст. 42) и следует судьбе права собственности на комнату (п. 3 ст. 42).

Хотя комнаты являются самостоятельными объектами права, тем не менее в ЖК РФ получила закрепление норма (п. 6 ст. 42), наделившая собственников остальных комнат в коммунальной квартире преимущественным правом покупки отчуждаемой в данной квартире комнаты в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ (ст. 250 ГК РФ).

доп. см. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ постатейный комментарий главы 17 Гражданского кодекса РФ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Приватизация жилых помещений.

Приватизация жилого помещения является одним из наиболее важных оснований возникновения права собственности на жилое помещение. Приватизация жилья — это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в гос и муницип жилищном фонде, а для граждан, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9301 —

| 7400 — или читать все.

Приватизация коммунальной квартиры: сбор документов и алгоритм действий

Приватизация коммунального жилья породило много слухов, которые не отвечают действительности.

Связанно это, прежде всего с тем, что зачастую не только обыкновенные обыватели, но и служащие муниципальных заведений руководствуются устаревшим законодательством и на этом основании приходят к неправильным выводам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-65-46 . Это быстро и бесплатно !

Одно дело, если бы эти выводы и последующие поступки касались лично только таких служащих, но ведь они принимают решение и по отношению к обратившимся им людям.

С позиции приватизации коммунальной квартиры выглядит это так. Приходит человек в соответствующее заведение, как правило, немолодой, и обращается с просьбой помочь ему разъяснить, что ему нужно сделать, чтобы приватизировать коммунальную квартиру, в которой он проживает. Хорошо, если тот служащий, к кому он обратился, грамотный и внимательный.

И если обратившийся скажет, что соседи ему такого согласия не дадут, то ему могут посоветовать и вовсе забыть о приватизации коммунального жилья. Ситуация действительно типичная, но здесь как раз показан тот случай, когда малознающий чиновник попросту вводит людей в заблуждение.

Основной принцип менеджмента, который должен действовать при назначении на должности – профессионализм. Но этот принцип декларируется, однако не соблюдается. Как результат – подобные печальные случаи и отказы с приватизацией. Благо, что есть интернет, поэтому будет разбираться в этом вопросе самостоятельно и детально.

Законы, регулирующие процесс

Каждый уважающий себя правовед в обязательном порядке отслеживает все выходящие изменения нормативно-правовых актов.

Это позволяет ему не быть носителем устаревшей и никому не нужной информации.

Но помимо уважающих себя правоведов есть и другие, которые е отслеживают этих изменений. А вы как думали – если у стоящего перед вами служащего диплом юриста, то он обязательно даст вам исчерпывающую, а главное, правильную информацию? Совсем не обязательно. Вот именно с ними и сталкиваются сотни тысяч граждан, пытающихся решить свои насущные проблемы.

Сама процедура оформления права собственности на комнату в коммуналке, а точнее тех немногих квадратных метров жилой площади, указана в Жилищном кодексе РФ и в Законе РФ «О приватизации жилищного фонда».

Первый нормативно-правовой акт необходимо смотреть в редакции от 30 декабря 2013 года. Ошибка многих правоведов держать на своих полках тома устаревшей юридической литературы. Это может быть неплохим украшением интерьера, но в работе приводит к ошибкам, поскольку строчки в книге не обновляются.

С помощью интернета и компьютера посмотрите все изменения, которые были внесены в данный закон и которые не утратили свою силу на момент решения вопроса. В данном случае, на момент приватизации жилой площади. Каждый год многие положения утрачивают свою силу, а на смену им законодатель вводит в действие новые нормы.

Законы не статичны, а подвержены постоянному изменению. Почему так происходит, это другая история. Вам главное знать, что то положение, которым кто-то из знакомых руководствовался еще полгода назад при приватизации квартиры, сейчас может не действовать.

Возвращаясь к описанному выше примеру, в котором служащий требовал согласия всех соседей, следует отметить, что он руководствовался положениями жилищного законодательства, которые действовали полтора десятка лет тому назад.
Читайте так же:  Независимая оценка объектов недвижимости цели и условия проведения

В 1998 году этой нормы больше не стало, однако некоторые чиновники с завидным упорством продолжают ее придерживаться. Можно столкнуться и с тем, что согласно устаревших положений, приватизация коммунальных площадей осуществлялась одномоментно для всех жильцов. Именно поэтому и требовалось их согласие, а если кто-то был против, то это доставляло мучения всем остальным соседям. Но вот уже полтора десятка лет это правило не работает.

Любые спорные моменты, в том числе и несогласие соседей на то, чтобы такая приватизация осуществлялась, решаются через суд. При этом суд с очень большой вероятностью удовлетворит просьбу о разрешении приватизировать коммунальную квартиру, при условии, что такая приватизация не будет идти вразрез с действующим законодательством.

В чем заключается главная проблема?

Между приватизацией обычной квартиры и коммунальной есть некоторое различие. И на этом различии возникают трудности с оформлением права собственности на коммунальные квадратные метры.

Чем отличается коммунальное жилье? Тем, что у него есть места общего пользования. Туалет, ванная комната, коридор, кухня, а также кладовые комнаты, балкон и другие помещения относятся к площади общего доступа. Каждый из соседей имеет право ими воспользоваться.

Так вот, при приватизации коммунальной квартиры необходимо выделить долю из этих помещений в пользу того, кто занимается приватизацией своих квадратных метров жилой площади.

Каким образом выделить долю из этих помещений?

Сделать это можно двумя способами.

Первый – по обоюдному согласию всех жильцов.

Однако это не всегда бывает возможным, не все жильцы реагируют на такие предложения адекватно, поэтому приходиться прибегать ко второму способу. Он заключается в том, что доля от площади общих помещений устанавливается в соответствии с количеством жилой площади приватизируемой квартиры.

То есть, берут площади всех комнат, для которых предназначены помещения общего пользования, суммируются, а затем полученная цифра делиться на значения площади приватизируемого жилья. Полученное значение и будет обозначать его долю в местах общего пользования квартиры.

Полученное значение нужно закрепить в письменном виде, и свои подписи в данном документе должны поставить все жители коммуналки. В том случае, если кто-то отказывается это сделать, придется обращаться в суд, решением которого данные доли и будут закреплены.

После того, как это будет сделано, тот, кто приватизирует комнату, может распоряжаться и ей, и соответствующими долями в местах общего пользований квартиры. Он может сдавать их в аренду с комнатой, продавать, дарить или завещать. Но он не может это проделывать отдельно со своими долями в местах общего пользования – только вместе с комнатой.

Поэтому вначале он должен предложить выкупить свою комнату им. Если на протяжении месяца никто из соседей не решился приобрести ее, после этого комната может быть выставляется в свободную продажу.

[1]

Список необходимых документов

Для приватизации комнаты в коммунальной квартире понадобиться собранный определенный пакет документов.

Первое, что нужно составить, так это заявление на приватизацию комнаты.

Заявление необходимо писать на имя председателя Комитета по жилищной политике.

Помимо подписи заявителя, в этом заявлении должны расписаться все те, кто на законных основаниях проживает в данной комнате. То есть у них в паспорте должна стоять прописка по этому адресу.

Паспорта заявителя и проживающих в комнате лиц должны быть поданы вместе с заявлением. Если в комнате прописаны несовершеннолетние, то подается их свидетельства о рождении.

К заявлению нужно приложить технический паспорт, взятый в БТИ, и кадастровый паспорт, полученный в ПИБ. Получать эти паспорта необходимо непосредственно перед подачей заявления, поскольку их срок действия ограничивается текущим годом.

Но кроме этих документов, дополнительно могут понадобиться и другие, такие как:

  • справка про отсутствие долга по коммунальным платежам;
  • если комната забронирована, то есть ее жильцы выехали в длительную командировку на определённое время, то при ее приватизации требуется предоставить охранное свидетельство, которое выдаётся муниципалитетом.

Порядок приватизации

Процессом приватизации может заниматься лицо, достигшее совершеннолетия.

При этом у него должна быть прописка в этой комнате и договор с муниципалитетом, который подтверждает, что данное лицо осуществляет социальный поднаем этой жилой площади.

Если его нет, то в том же муниципалитете нужно его получить.

Если в комнате прописаны еще какие-либо жильцы, требуется получить их согласие, которое нужно оформить в письменном виде. Не путайте с жильцами в квартире, которые к приватизации вашей комнаты не имею никакого отношения.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Далее, нужны технический план и паспорт приватизируемой комнаты, которые получаются в таком учреждении, как БТИ, а в Едином расчетно-информационном центре справку с данными о всех жильцах, проживающих в ней.

Как только все документы получены, обращайтесь в Департамент жилищной политики. На саму подачу заявления требуется привести всех тех, кто на законных основаниях проживает в комнате. В этом учреждении с вами составят договор о приватизации комнаты в коммунальной квартире.

После момента обращения в Департамент может пройти несколько недель. Как только договор получен, следует посетить Управление регистрационной службы. В этом учреждении вы получите документ, который будет удостоверять ваше право собственности.

Заканчивается приватизация тем, что уже собственное жилье ставиться на технический учет в БТИ, где оно будет зарегистрировано как частная собственность. Описанная процедура длиться от месяца и больше.

Но так гладко всегда получается только на бумаге. В реальной жизни вы можете услышать отказ в своем праве приватизировать комнату. Если так случилось, то независимо от причин отказа, потребуйте оформить его в письменной форме с указанием тех положений законодательства, которыми руководствуется чиновник.

Этот отказ можно потребовать, обратившись в учреждение с письменным заявлением, но как это правильно сделать, предмет другого обсуждения.

Как только вы получите письменный ответ на свое обращение, если чиновник руководствуется устаревшими нормами права, смело можете обжаловать его решение либо в вышестоящей организации, либо через суд.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 938-65-46 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Приватизация коммунальной квартиры

Приватизация коммунальной квартиры: как осуществить?

Приватизация доступна каждому гражданину нашей страны, проживающему в государственном или муниципальном жилье на основании договоров социального найма. Не обязательно это отдельная квартира, многие граждане проживают в комнатах в общежитиях или в коммунальных квартирах. Вопрос об улучшении жилищных условий для них отодвинут на недостижимое будущее и им приходится брать, то, что они имеют в данный момент.

С одной стороны, приватизировать коммунальную квартиру смысла нет, в конце концов, это не такая комфортная жилплощадь, как отдельная квартира, однако, если Ваше переселение в более презентабельное жилье не планируется, то лучше воспользоваться своим правом на приватизацию, пусть оно у Вас одно на всю жизнь, но, как говорится, лучше воробей в руках, чем синица в небе.

Кроме того, в некоторых городах даже коммунальные квартиры в определенных районах ценятся весьма высоко, в таком случае точно стоит её оформить на себя, поскольку так Вы сможете её продать и купить что-то по просторнее и без соседей.

Читайте так же:  Действенные способы изменения размера алиментов на твердую денежную сумму

Итак, разберем, как можно приватизировать коммуналку.

Можно ли приватизировать комнату в коммуналке?

Согласно действующему законодательству, комната в коммуналке является таким же объектом недвижимого имущества, как и любое другое жилое помещение.

При этом, есть нюанс: приватизируемая недвижимость должна находиться в государственной или муниципальной собственности.

После завершения приватизации, на гражданина оформляется право собственности данного объекта, и, соответственно, он может в полной мере пользоваться этим правом – подарить его, продать, обменять или внести в залог. Однако, при проведении процедуры, необходимо соблюдать все тонкости законодательства, иначе можно запросто получить отказ из Росреестра.

Нюансы оформления в собственность комнаты в коммунальной квартире

Прежде всего, помните о том, что коммуналка содержит в себе некоторые места, которые предназначены исключительно для общего пользования. Да-да, речь идет о туалете, кухне и ванной. Вы можете оформить в собственность комнату, но не более того, также, стоит помнить и о том факте, что Ваши соседи, по сути, являются долевыми собственниками квартиры, и, при продаже, именно они имеют право преимущественного выкупа.

Иными словами, если Вы соберетесь продавать свою долю, то первым делом необходимо предложить её соседям и, желательно, получить от них письменный отказ. В противном случае, Вы можете заключить сделку с третьим лицом, а Ваши соседи подадут на Вас в суд, так как Вы ущемили их права.

Это поставит под угрозу заключенную сделку и добавит Вам седых волос на голове, поэтому, лучше подстелить соломку, где только можно.

Пакет необходимых для подачи заявления документов, точно такой же, как и при приватизации иных видов жилого имущества, поэтому, не стоит ломать голову, просто прочтите статьи на эту тему, которые публиковались ранее.

Куда подавать заявление на приватизацию?

У Вас есть несколько вариантов, куда Вы можете обратиться: либо в комитет по управлению имуществом, либо в местную администрацию, либо в департамент горхозяйства – в каждом городе эти структуры называются по-разному. Можно и вовсе не забивать голову всеми этими ведомствами и подать заявление в Многофункциональный центр – с недавних пор он принял на себя полномочия по приему заявлений такого рода.

Этот вариант предпочтительнее, поскольку позволяет значительно сократить время и нервы. Кроме того, Вам будут доступны несколько полезных сервисов – отслеживание хода дела и электронная запись на прием. Как говорится, все для народа.

У Вас остались вопросы по услугам Росреестра и недвижимости? Мы понимаем, что каждый случай уникален и мы описываем не полное решение Вашей жилищной или земельной проблемы.

Мы рекомендуем обратиться к опытным и квалифицированным юристам по недвижимости.

§ 4. Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах

за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации слу­жебных жилых помещений и коммунальных квартир. Законодатель, с одной стороны, объединил правовой режим осуществления при­ватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, а с другой — указал на то, что право решать вопрос о необходимости приватизации принадлежит собственникам и владельцам служебных и коммунальных квартир в домах как муниципального, так и государ­ственного жилищного фонда.

В правовой литературе вопрос о приватизации служебных жилых помещений поднимается крайне редко и в основном в описатель­ном плане, тогда как проблеме приватизации коммунальных квартир в последнее время было посвящено немало исследований, содержа­щих самые различные взгляды и рекомендации. На практике данный вопрос также решался неоднозначно. Некоторые авторы полагали возможным осуществление приватизации коммунальных квартир только при наличии согласия всех соседей — нанимателей жилых по­мещений, расположенных в этой квартире[193]. Другие считали, что са­мостоятельность договора найма жилого помещения дает основания для принятия решений о возможности приватизации собственнику или его представителю и не обусловлена волей соседей[194].

Конституционный Суд РФ подтвердил возможность приватизации коммунальных квартир на общих основаниях без каких-либо дополни­тельных условий. В Постановлении от 3 ноября 1998 г. № 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросами Волгоградской областной думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова[195] Конституционный суд РФ указал на то, что приватизация в Российской

Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственно­сти, свободе э ко н о милее ко й д еятел ь н о сти, гарантированным, властно­сти, ст. 8 и 34 Конституции РФ. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализа­ции гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Основным Законом.

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Феде­рации» в ст. 11 установил, что каждый гражданин имеет право на при­обретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов один раз. Вместе с тем ч. 1 ст. 4 данного Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном со­стоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исклю­чением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.

Определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если це­левое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собствен­ность.

Между тем предоставляемые государственными и муниципальными жилищными органами жилые помещения в коммунальных и отдельных квартирах, несмотря на определенные объективные отличия, по сущ­ностным правовым признакам не различаются, поскольку в отношении их действуют единые основания предоставления жилья и они имеют общий правовой режим. Следовательно, применительно к этим жилым помещениям отсутствуют и объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего приватизацию жилых помещений в комму­нальных квартирах (ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Такой запрет фактически означает законодательное закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит ст. 19 (ч. 1 и 2) Консти­туции РФ, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Кроме того, этот универсально сформулированный запрет не по­зволяет дифференцированно подходить к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций и может приводить к ограничению их прав, несоразмерному целям защиты законных интересов других лиц, что противоречиттребованиям ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ.

Признание оспариваемого положения ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О при­ватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не соответст­вующим указанным нормам Конституции РФ означает, что граждане, проживающие в коммунальных квартирах, имеют право на привати­зацию жилых помещений без каких-либо предварительных условий, в частности, независимо как от воли собственника коммунальной квар­тиры и других нанимателей, так и от того, приватизируются ли другие жилые помещения в той же квартире. Это не исключает возможность оспаривать реализацию данного права в судебном порядке.

Читайте так же:  Страхование и административное право в сфере управляющих компаний. как привлечь жкх к ответственност

Стремление учесть волю других нанимателей в принципе может быть обосновано положением ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, соглас­но которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободыдругих лиц. Однако установлен­ное оспариваемой нормой регулирование, как подтверждает практика, не исключает того, что гражданин, являющийся нанимателем жилого помещения в коммунальной квартире, может произвольно (необосно­ванно) препятствовать приватизации. Следовательно, оспариваемая норма не согласуется в полной мере с целями и сущностью указанного положения ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.

При имеющемся законодательном регулировании граждане, желаю­щие приватизировать жилые помещения в коммунальных квартирах, лишены возможности реально воспользоваться судебной защитой от нарушающих их права действий как собственника, так и других нанимателей.

Как показывает практика применения ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О при­ватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд, установив отсутствие разрешения со стороны собственника или согласия других нанимателей на приватизацию, может отказать гражданину в праве на приватизацию, что противоречит принципу равенства перед су­дом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). При этом Закон не требует от суда ни установления фактов возможного злоупотребления правом, ни ис­следования им обоснованности отказа в приватизации со стороны собственника.

То, что суды, исходя из оспариваемой нормы, ограничиваются лишь формальным подтверждением отсутствия разрешения (согласия) на приватизацию, противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (Закон РФ «О приватизации жи­лищного фонда в Российской Федерации», а также ст. 18, ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ).

Исходя из изложенного, Конституционный суд РФ признал ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Феде­рации» в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жи­лищных фондов социального использования, не соответствующей Конституции РФ, ее ч. 1 и 2 ст. 19 и ч. 3 ст. 55.

В законодательстве Российской Федерации важной новацией, свя­занной с развитием приватизации жилья и постепенной ликвидацией коммунальных квартир, нужно признать норму, которая содержалась вч. Зет. 16 ЗаконаРФ «Об основахфедеральнойжилищнойполитики». В ней предусматривалось право нанимателя, проживающего в ком­мунальной квартире, приобрести для каждого из других нанимателей этой квартиры (с их согласия) жилые помещения и передать эти по­мещения в их собственность с тем, чтобы этот наниматель мог занять все освободившиеся помещения квартиры без дополнительной платы и приватизировать всю квартиру в установленном порядке. В резуль­тате все граждане, занимавшие коммунальную квартиру в качестве нанимателей, а также члены их семей становились собственниками жилых помещений, а коммунальная квартира превращалась в инди­видуальную. Особенность данной операции в том, что гражданин, пожелавший приватизировать коммунальную квартиру, фактически должен был ее купить, поскольку он обеспечивал бывших соседей жилыми помещениями за свой счет (хотя возможны случаи, когда эти помещения бывают получены им по наследству либо договору дарения, т.е. не на основании договора купли-продажи).

Что касается служебных квартир, то, исходя из смысла ч. 2 ст. 4 закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федера­ции», возможно не только общее решение о приватизации служебных жилых помещений, принадлежащих определенному государственному органу или муниципальному образованию, ведомству либо предпри­ятию (учреждению), но и решение о приватизации отдельных жилых помещений конкретными лицами. Такой вывод можно обосновать и тем, что согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Аналогичное правомочие признано и за предприятиями и учреждениями, имеющими имущество на праве хозяйственного веде­ния или оперативного управления. Поскольку им предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, то они могут самостоятельно избрать способ реализации этого права, включая решение о приватизации конкретных жилых помещений.

Строго говоря, приватизация жилых помещений в служебных кварта- рах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда, что вполне оправданно, поскольку данное жилите служит не столько удовлетворению жилищных потребностей граждан, сколько интересам собственника и организации, его предоставившей[196].

Вопрос 4. Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах

Заслуживает теоретического обоснования отнесение к объектам приватизации служебных помещений и комнат в коммунальных квартирах. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Законодатель, с одной стороны, объединил правовой режим осуществления приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, а с другой — указывает на то, что право решать вопрос о необходимости приватизации принадлежит собственникам и владельцам служебных и коммунальных квартир в домах как муниципального, так и государственного жилищного фонда.

[3]

В правовой литературе вопрос о приватизации служебных жилых помещений поднимается крайне редко и в основном в описательном плане, тогда как проблеме приватизации коммунальных квартир в последнее время было посвящено немало исследований, содержащих самые различные взгляды и рекомендации. На практике данный вопрос также решался неоднозначно. Некоторые авторы полагали возможным осуществление приватизации коммунальных квартир только при наличии согласия всех соседей — нанимателей жилых помещений, расположенных в этой квартире . Другие считали, что самостоятельность договора найма жилого помещения дает основания для принятия решений о возможности приватизации собственнику или его представителю и не обусловлена волей соседей.

Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил возможность приватизации коммунальных квартир на общих основаниях без каких-либо дополнительных условий. В Постановлении от 3 ноября 1998 г. N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в связи с запросами Волгоградской областной думы, Дмитровского районного суда Московской области и жалобой гражданина В.А. Мостипанова Конституционный Суд РФ указал на то, что приватизация в Российской Федерации обусловлена переходом к многообразию форм собственности, свободе экономической деятельности, гарантированным, в частности, ст. 8 и 34 Конституции РФ. Установление права на приватизацию осуществляется публичной властью. В то же время, закрепляя в законе это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.

Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в ст. 11 установил, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Вместе с тем ч. 1 ст. 4 данного Закона содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий к ним приравненных.

Читайте так же:  Все о перепланировке в новостройке особенности согласования

Определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Между тем предоставляемые государственными и муниципальными жилищными органами жилые помещения в коммунальных и отдельных квартирах, несмотря на определенные объективные отличия, по сущностным правовым признакам не различаются, поскольку в отношении них действуют единые основания предоставления жилья и они имеют общий правовой режим. Следовательно, применительно к этим жилым помещениям отсутствуют и объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах (ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»). Такой запрет фактически означает законодательное закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Кроме того, этот универсально сформулированный запрет не позволяет дифференцированно подходить к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций и может приводить к ограничению их прав, несоразмерному целям защиты законных интересов других лиц, что противоречит требованиям ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ.

Признание оспариваемого положения ч. 1 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не соответствующим указанным нормам Конституции РФ означает, что граждане, проживающие в коммунальных квартирах, имеют право на приватизацию жилых помещений без каких-либо предварительных условий, в частности независимо как от воли собственника коммунальной квартиры и других нанимателей, так и от того, приватизируются ли другие жилые помещения в той же квартире. Это не исключает возможности оспаривать реализацию данного права в судебном порядке.

Стремление учесть волю других нанимателей в принципе может быть обосновано положением ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которому осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Однако установленное оспариваемой нормой регулирование, как подтверждает практика, не исключает того, что гражданин, являющийся нанимателем жилого помещения в коммунальной квартире, может произвольно (необоснованно) препятствовать приватизации. Следовательно, оспариваемая норма не согласуется в полной мере с целями и сущностью указанного положения ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ.

При имеющемся законодательном регулировании граждане, желающие приватизировать жилые помещения в коммунальных квартирах, лишены возможности реально воспользоваться судебной защитой от нарушающих их права действий как собственника, так и других нанимателей.

Как показывает практика применения ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суд, установив отсутствие разрешения со стороны собственника или согласия других нанимателей на приватизацию, может отказать гражданину в праве на приватизацию, что противоречит принципу равенства перед судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). При этом Закон не требует от суда ни установления фактов возможного злоупотребления правом, ни исследования им обоснованности отказа в приватизации со стороны собственника.

То, что суды, исходя из оспариваемой нормы, ограничиваются лишь формальным подтверждением отсутствия разрешения (согласия) на приватизацию, умаляет и противоречит требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ, Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»), а также ст. 18 и 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ.

Исходя из изложенного, Конституционный Суд РФ признал ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в части, ограничивающей приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах государственного и муниципального жилищного фонда социального использования, не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2) и 55 (ч. 3).

В законодательстве Российской Федерации важной новацией, связанной с развитием приватизации жилья и постепенной ликвидацией коммунальных квартир, нужно признать норму, которая содержалась в ч. 3 ст. 16 Закона РФ «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. В ней предусматривалось право нанимателя, проживающего в коммунальной квартире, приобрести для каждого из других нанимателей этой квартиры (с их согласия) жилые помещения и передать эти помещения в их собственность с тем, чтобы этот наниматель мог занять все освободившиеся помещения квартиры без дополнительной платы и приватизировать всю квартиру в установленном порядке. В результате все граждане, занимавшие коммунальную квартиру в качестве нанимателей, а также члены их семей становились собственниками жилых помещений, а коммунальная квартира превращалась в индивидуальную. Особенность данной операции в том, что гражданин, пожелавший приватизировать коммунальную квартиру, фактически должен был ее купить, поскольку он обеспечивал бывших соседей жилыми помещениями за свой счет (хотя возможны случаи, когда эти помещения бывают получены им по наследству либо договору дарения, т.е. не на основании договора купли-продажи).

Что касается служебных квартир, то, исходя из смысла ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», возможно не только общее решение о приватизации служебных жилых помещений, принадлежащих определенному государственному органу или муниципальному образованию, ведомству либо предприятию (учреждению), но и решение о приватизации отдельных жилых помещений конкретными лицами. Такой вывод можно обосновать и тем, что согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Аналогичное правомочие признано и за предприятиями и учреждениями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Поскольку им предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, то они могут самостоятельно избрать способ реализации этого права, включая решение о приватизации конкретных жилых помещений.

Строго говоря, приватизация жилых помещений в служебных квартирах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда, что вполне оправданно, поскольку данное жилище служит не столько удовлетворению жилищных потребностей граждан, сколько интересам организации, его предоставившей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Габов, А. В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы: моногр. / А.В. Габов. — М.: Статут, 2011. — 304 c.

  2. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.

  3. Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л.А. Морозова. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 464 c.
Процесс и особенности приватизации коммунальной квартиры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here