Процент страховых взносов за вредные условия труда

Полезная информация в статье: "Процент страховых взносов за вредные условия труда" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Дополнительные тарифы страховых взносов за вредность

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

19 мая 2014 09:38

В зависимости от класса опасности условий труда на предприятии работодатель обязан уплатить дополнительный тариф по страховым взносам, а работники вредных производств — получать дополнительные льготы и надбавки.

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусматривает четыре класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Методика специальной оценки условий труда предусматривает идентификацию опасных факторов, их исследование и измерение, отнесение условий труда к этим классам по степени опасности.

На то, к какому классу будут отнесены условия труда на том или ином предприятии влияют химические, биологические, микроклиматические факторы, отнесение труда к классу или подклассу по тяжести трудового процесса.

Такие изменения введены для унификации процедуры оценки условий труда на рабочих местах, и предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций для рабочих, а также формирования комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В связи с этим были приняты и поправки в закон №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в зависимости от того, к какому классу будет отнесено рабочее место, устанавливаются дополнительные тарифы отчислений.

С 2014 года, если работодателем:

— не проведена аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда, а также если в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 года , признаны допустимыми или оптимальными (в целях включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии), то применяется дополнительный тариф в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, согласно ч.1 и 2 ст.58.3 Закона №212-ФЗ соответственно 6% (с2015г.- 9%0 и 4% (с 2015г.- 6%);

— проведена специальная оценка условий труда, а также, если в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 года, признаны вредными и (или) опасными, применяется дифференцированный дополнительный тариф – от 2 до 8 %.

Тарифы дополнительных страховых взносов

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Дополнительные тарифы на обязательное пенсионное страхование

С 2013 года введен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 и 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которым страхователи обязаны обеспечить безопасность работников во время работы, а их рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. В зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, устанавливается размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые уплачиваются с 2014 года. Чем более опасные или вредные условия труда будут установлены по результатам специальной оценки, тем более высокий дополнительный тариф страховых взносов необходимо будет уплачивать работодателю в Пенсионный фонд России.

В соответствии с законом условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Оценку условий труда и аттестацию рабочих мест проводит комиссия из представителей организации работодателя не реже одного раза в 5 лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу закона №426-ФЗ, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации признаны вредными и (или) опасными, до 31 декабря 2018 года включительно.

При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.

Если работодатель не проводит спецоценку условий труда, то он уплачивает дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

[1]

При проведении спецоценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы:

Дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР

Статья 58.3 Федерального закона 212-ФЗ определяла, что до момента проведения специальной оценки условий труда, устанавливаются дополнительные тарифы взносов в ПФР.

Теперь расчетом по страховым взносам занимается ФНС (включая контроль за их начислением и уплатой).

Закон 212-ФЗ, упомянут в настоящей статье, утратил силу с 01.01.2017 на основании закона №250-ФЗ от 03.07.2016.

Читайте так же:  Права и обязанности управляющей компании по содержанию многоквартирного дома

ВНИМАНИЕ! В целях сохранения сведений о ранее действовавшей практики начисления дополнительных страховых взносов, мы сохраняем эту статью актуальную на момент действия закона.

Дополнительные тарифы взносов в ПФР:

1. В отношении лиц, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, устанавливаются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд
Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах (Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10)
Период Дополнительный тариф страхового взноса
2013 год 4,0%
2014 год 6,0%
2015 год 9,0%
2016 год 9,0%
2017 год и последующие годы 9,0%
2. В отношении лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 — 18 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ, устанавливаются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд
Работы с тяжелыми условиями труда (Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10)
Женщины, работающие в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин
Работы в текстильной промышленности с повышенной интенсивностью и тяжестью
Рабочие локомотивных бригад и работники отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы
Полевые геолого-разведочные, поисковые, топографо-геодезические, геофизические, гидрографические, гидрологические, лесоустроительные и изыскательские работы
Рабочие, мастера (в том числе старшие) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования
Механизаторы (докеры-механизаторы) на погрузочно-разгрузочных работах в портах
Работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения)
Водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах
Лица, непосредственно занятые полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников
Работы по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы) на судах морского флота рыбной промышленности на, а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности
Летный состав гражданской авиации
Работы по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации
Инженерно-технический состав на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации
Спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований
Работы с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы
Работы в государственной противопожарной службе (пожарной охране, противопожарных и аварийно-спасательных службах)
Период Дополнительный тариф страхового взноса
2013 год 2,0%
2014 год 4,0%
2015 год 6,0%
2016 год 6,0%
2017 год и последующие годы 6,0%

Данные категории работников, занятые на таких видах работ, имеют право на досрочное назначение страховой пенсии.

Взносы, перечисляемые работодателями в Пенсионный Фонд по дополнительным тарифам, за работу во вредных и опасных условиях труда, не учитываются при формировании предельной величины базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

База для начисления страховых взносов в ПФР определяется согласно пункту 5.1 статьи 8 Федерального закона 212-ФЗ, а её величина ежегодно устанавливается правительством РФ.

Таким образом, резюмируя все имеющиеся данные, получаем сводную таблицу дополнительных взносов в ПФР до проведения в организации специальной оценки условий труда:

Вид работ Дополнительный тариф на страховую часть пенсии
2013 год 2014 год 2015, 2016, 2017 и
следующие годы
п. 1 ч. 1 ст. 30 №400-ФЗ 4% 6% 9%
п. 2-18 ч. 1 ст. 30 №400-ФЗ 2% 4% 6%

Если в вашей организации еще не проведена специальная оценка условий труда и действуют результаты аттестации рабочих мест, на основаниях определенных Федеральным законом №426-ФЗ – не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно, то при определении размеров дополнительных тарифов страховых взносов в отношении работников, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, используются результаты АРМ, по итогам которой, условия труда таких работников признаны вредными или опасными. Данное положение закреплено частью 5 статьи 15 Федерального Закона № 421-ФЗ .
Если же условия труда по результатам АРМ на таких рабочих местах были признаны оптимальными или допустимыми – то работодатель не освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам и также уплачивает страховые взносы в размерах, установленных пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Федерального Закона №212-ФЗ, – 9 и 6 % соответственно.

Следует отметить, что пунктом 2.1 статьи 58.3 Федерального закона №212-ФЗ установлена возможность освобождения работодателя от уплаты дополнительных взносов на рабочих местах с допустимыми или оптимальными условиями труда. Такое право может быть предоставлено по результатам специальной оценки условий труда.

Создав на своих рабочих местах условия, соответствующие требованиям охраны труда, и проведя на таких рабочих местах СОУТ, размеры дополнительных тарифов для вас будут устанавливаться частью 2.1 статьи 58.3 Федерального Закона № 212-ФЗ.

Читайте так же:  Как разделить квартиру, полученную по договору дарения
Класс условий труда Класс /
Подкласс условий труда
Дополнительный тариф
страхового взноса
Оптимальный 1 0,0%
Допустимый 2 0,0%
Вредный 3.1 2,0%
3.2 4,0%
3.3 6,0%
3.4 7,0%
Опасный 4 8,0%

Из данной таблицы, мы видим, что создав на своих рабочих местах наиболее безопасные условия труда и подтвердив это результатами специальной оценки условий труда, тем более низкий процент страховых взносов работодатель будет уплачивать в Пенсионный фонд.

В соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда введен дополнительный тариф уплачиваемых страховых взносов в Пенсионный фонд.

Дополнительные тарифы страховых взносов уплачиваются работодателями в соответствии с требованиями статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Нулевой тариф дополнительных взносов при допустимых и оптимальных условиях труда может применяться только после проведения СОУТ.

Уплата страховых взносов за работников вредных и опасных производств

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

29 июня 2015 10:44

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» все работодатели должны проводить специальную оценку условий труда. Это правило пришло на смену существовавшей ранее аттестации рабочих мест.

Этот механизм оценки труда ставит в прямую зависимость назначение досрочной трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда от реальных условий труда на рабочем месте.

Уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам за работников, занятых в профессиях с вредными и тяжелыми условиями труда (Списки №1 и №2, «малые списки») будет производиться дифференцировано.

Устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности. Величина дополнительных страховых взносов зависит от них следующим образом:

1 (оптимальный) класс условий труда — 0% дополнительного страхового взноса;

2 (допустимый) класс условий труда — 0% дополнительного страхового взноса;

3.1 (вредный) класс условий труда — 2% дополнительного страхового взноса;

3.2 (вредный) класс условий труда — 4% дополнительного страхового взноса;

3.3 (вредный) класс условий труда — 6% дополнительного страхового взноса;

3.4 (вредный) класс условий труда — 7% дополнительного страхового взноса;

4 (опасный) класс условий труда — 8% дополнительного страхового взноса.

Аттестация рабочих мест, проведенная до 2014 года, действительна до 2018 года.

Оцениваются все рабочие места, в том числе и офисные. Для организаций, имеющих по результатам аттестации рабочие места, отнесенные к опасному классу, устанавливается тариф 8%, к вредному – тариф от 2%, 4%, 6% и 7% в зависимости от подкласса (3.1, 3.2, 3.3, 3.4). Если условия труда по результатам аттестации были признаны оптимальными или допустимыми, то в 2015 году в отношении граждан, работающих на этих местах установлены дополнительные тарифы 9% (Список №1) и 6% (Список №2 и «малых списков»). Эти же тарифы в 2015 году действуют для тех плательщиков, кто не прошел аттестацию.

Группа по взаимодействию со СМИ Отделения ПФР по Тамбовской области

Налоги за вредные условия труда в 2019 году

В российском законодательстве условно можно выделить 4 группы видов деятельности, так называемые классы условий труда, которые оказывают влияние на здоровье и жизнь сотрудников. Такие виды деятельности оказывают разное влияние на организм человека и подразделяются на:

  • вид деятельности с оптимальными условиями труда;
  • вид деятельности с допустимыми условиями труда;
  • вид деятельности с вредными условиями труда;
  • вид деятельности с опасными условиями труда
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вредные и опасные виды деятельности также можно поделить на 4 класса:

  • к первому классу относят те виды деятельности, которые оказывают на здоровье человека обратимое воздействие, то есть такое, которое заканчивается, если человек перестает заниматься этим видом деятельности;
  • ко второму классу относят те виды деятельности, которые вызывают патологические изменения в организме человека и вызывают хронические болезни;
  • к третьему классу относятся те виды деятельности, которые вызывают необратимые процессы в организме человека;
  • к четвертому классу относятся те виды деятельности, которые вызывают тяжелые последствия для организма человека, вплоть до инвалидности

К неблагоприятным условиям работы в свою очередь относятся следующие факторы:

  • большое количество пыли в воздухе;
  • громкий шум, превышающий допустимые пределы;
  • радиоактивное излучение или другое излучение, которое негативно действует на организм человека;
  • плохое освещение;
  • воздействие постоянных вибраций;
  • большая влажность;
  • высокая температура;
  • контакт с вирусами, опасными микроорганизмами;
  • работа с химическими веществами;
  • воздействие на организм токсичных веществ;
  • работа, которая негативно воздействует на психику человека;
  • другие неблагоприятные факторы
Читайте так же:  Как оценить ущерб после залива квартиры

Доплаты за работу с вредными условиями труда

Помимо заработной платы сотрудникам, которые работают на работах с вредными или опасными условиями труда, работодатели должны выплачивать дополнительные денежные средства. Такие выплаты выплачиваются согласно статьям 147 и164 Трудового Кодекса РФ. Выплаты, которые производятся согласно статье 147 Трудового Кодекса РФ, являются надбавкой к заработной плате. Такие выплаты облагаются налогом на доходы физических лиц (НДФЛ). Выплаты, описанные в статье 164 Трудового Кодекса РФ, являются компенсацией за работу, связанную с вредными или опасными условиями труда. В соответствии с законодательством НДФЛ эти выплаты не облагаются. Это сказано в частности в Письме Министерства финансов РФ № 03-04-06/6-165 от 06.08.2010. Размеры таких компенсационных выплат работодатели устанавливают самостоятельно, но они не должны быть ниже размеров, установленных Правительством России. Также на сумму этих компенсационных выплат можно уменьшить налог на прибыль, включив их в расходы. Это сказано в пункте 3 статьи 255 Налогового Кодекса РФ.

Налоги за вредные условия труда в 2019 году

В 2019 году российское законодательство обязывает те компании, сотрудники которых работают на вредных или опасных условиях, платить страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование. В итоге пенсия сотрудников, которые в настоящий момент работают на работах с вредными или опасными условиями труда, будет больше, чем у остальных граждан.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Кто должен оплачивать дополнительные тарифы в 2019 году

В 2019 году работодатели страховые взносы по дополнительным тарифам должны платить:

  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели, имеющие сотрудников

В расчет берутся сотрудники, которые заняты на работах с вредными или опасными условиями труда. Дополнительные тарифы нужно платить, если вид деятельности сотрудников находится в списке видов деятельности с вредными или опасными условиями труда и в организации была проведена специальная оценка рабочих мет. В 2019 году также учитывается результаты аттестации рабочих мест. Бывает, что сотрудники не работают на работах с вредными или опасными условиями труда, но, тем не менее, работодатель обязан за них платить дополнительные взносы. Это возможно в следующих случаях:

  • человек проходит испытательный срок на работе с вредными или опасными условиями труда;
  • перевод беременной сотрудницы с работы с вредными или опасными условиями труда на работу с нормальными условиями труда (дополнительные тарифы в этом случае сохраняются)

Как оплачиваются дополнительные тарифы в 2019 году

Страховые взносы по дополнительным тарифам нужно платить сотрудникам, занятым на следующих работах.

Виды работ Нормативный акт Ставка дополнительных тарифов
Подземные работы пункт 1 статьи 30 федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях»

список № 1, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.91

9% Горячие цеха Специальные виды работ Подпункты 2-18 пункта 1 статьи 30 федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.13 «О страховых пенсиях»

список № 2, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.91

6%

Важно! Дополнительные тарифы необходимо платить сверх установленных пенсионных взносов в размере 22%.

Работодатели обязаны их начислять, даже если сумма доходов сотрудников превышает установленный лимит. Размеры дополнительных страховых взносов устанавливаются в зависимости от вредности и опасности работы. Их размеры указаны в статье 428 Налогового Кодекса РФ. Если специальная оценка труда не проводилась, то размеры дополнительных тарифов нужно смотреть в пунктах 1, 2 статьи 428 Налогового Кодекса РФ. Они составляют 6% или 9% в зависимости от вида работ. Если специальная оценка труда была проведена и в результате этой оценки были установлены классы и подклассы, то в этом случае дополнительные тарифы будут уплачиваться в размерах, указанных в следующей таблице. Это сказано в пункте 3 статьи 428 Налогового Кодекса РФ.

условия труда (класс условий труда) класс опасности подкласс дополнительный тариф страхового взноса
оптимальные 1 1 0%
допустимые 2 2 0%
вредные 3 3.1 2%
3.2 4%
3.3 6%
3.4 7%
опасные 4 4 8%

Специальная оценка труда нужна для того, чтобы снизить размер дополнительного тарифа, если условия работы сотрудников будут признаны менее вредными и опасными.

Как проводится специальная оценка труда

При проведении специальной оценки труда учитываются факторы, которые воздействуют на сотрудников в течение рабочего дня на рабочем месте. Чем больше факторов влияющих негативно на здоровье сотрудников и чем выше степень их воздействия на них, тем выше дополнительный тариф. Специальная оценка труда проводится на основании федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.13 «О специальной оценке условий труда» в редакции 2019 года.

Оценка рабочих мест проводится в следующем порядке:

  • определяются рабочие места, которые будут подвергаться оценке;
  • работодатель ищет организацию, которая будет проводить оценку. Выбранная организация должна иметь соответствующую лицензию и аккредитацию;
  • работодатель подписывается с этой организацией договор на проведение оценки;
  • выбранная оценочная организация приступает к работе по оценке рабочих мест;
  • сначала составляется план оценки условий труда;
  • по каждому этапу работы составляются протоколы;
  • выдается готовый документ по оценке рабочих мест, который называется «Заключение»
Читайте так же:  Способы оплаты электроэнергии

В оценке рабочих мест в обязательном порядке участвуют сотрудники, рабочие места которых обследуются. Оценка проводится, как минимум, один раз в пять лет. Если возникают какие-то новые места или старые рабочие места как-то меняются, то проводится внеочередная оценка этих рабочих мест. В «Заключении», которое оформляется после проведения оценки, определяется класс опасности по каждому проверяемому рабочему месту. От класса опасности зависит размер дополнительных тарифов того или иного места работы.

Когда и куда нужно перечислять дополнительные тарифы в 2019 году

Страховые пенсионные взносы по дополнительному тарифу уплачиваются также как и по основному тарифу. По общему правилу, крайним сроком уплаты пенсионных взносов является 15 число месяца, который следует за месяцем, в котором была:

  • начислена зарплата сотрудникам по трудовому договору;
  • произведена оплата по гражданско-правовому договору

[2]

При оформлении платежного поручения необходимо обращать внимание на коды бюджетной классификации (КБК).

Наименование платежа Зависит от специальной оценки труда / не зависит от специальной оценки труда Номер списков Код бюджетной классификации
Дополнительный тариф не зависит 1 182 1 02 02131 06 1010 160
зависит 182 1 02 02131 06 1020 160
не зависит 2 182 1 02 02132 06 1010 160
зависит 182 1 02 02132 06 1020 160

Страховых взносов по дополнительным тарифам на пенсионное страхование необходимо оплачивать по месту нахождения организации. Это сказано в пункте 11 статьи 431 Налогового Кодекса РФ.

Официальный сайт органов власти МО «Селенгинский район»

Дополнительные тарифы страховых взносов за вредность

В зависимости от класса опасности условий труда на предприятии работодатель обязан уплатить дополнительный тариф по страховым взносам, а работники вредных производств — получать дополнительные льготы и надбавки.

Федеральный закон № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусматривает четыре класса условий труда: оптимальные, допустимые, вредные и опасные. Методика специальной оценки условий труда предусматривает идентификацию опасных факторов, их исследование и измерение, отнесение условий труда к этим классам по степени опасности.

На то, к какому классу будут отнесены условия труда на том или ином предприятии влияют химические, биологические, микроклиматические факторы, отнесение труда к классу или подклассу по тяжести трудового процесса.

[3]

Такие изменения введены для унификации процедуры оценки условий труда на рабочих местах, и предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций для рабочих, а также формирования комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В связи с этим были приняты и поправки в закон №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», в зависимости от того, к какому классу будет отнесено рабочее место, устанавливаются дополнительные тарифы отчислений.

С 2014 года, если работодателем:

— не проведена аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда, а также если в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 года , признаны допустимыми или оптимальными (в целях включения в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии), то применяется дополнительный тариф в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, согласно ч.1 и 2 ст.58.3 Закона №212-ФЗ соответственно 6% (с2015г.- 9%0 и 4% (с 2015г.- 6%);

— проведена специальная оценка условий труда, а также, если в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2014 года, признаны вредными и (или) опасными, применяется дифференцированный дополнительный тариф – от 2 до 8 %.

Тарифы дополнительных страховых взносов

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф страхового взноса

Минтруд разъяснил, как применять дополнительные тарифы в период перехода от аттестации к спецоценке

Для работодателей, которые провели спецоценку условий труда, предусмотрены одни дополнительные тарифы по взносам в ПФР, а для тех, кто не успел ее провести — другие. Но в 2014 году для большинства рабочих мест продолжают действовать итоги аттестации, и они приравнены к результатам спецоценки. В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? И как быть работодателям, которые не провели ни аттестацию, ни специальную оценку? Эти и другие сложные моменты прояснил Минтруда России в письме от 13.03.14 № 17-3/В-113.

Вводная часть

Дополнительные тарифы по взносам в пенсионный фонд применяются в отношении льготных категорий работников, имеющих право на досрочную пенсию. К данным категориям относятся лица, которые заняты на определенных видах работ, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

Читайте так же:  Договор переуступки права требования долга и займа

По общему правилу размер доптарифа зависит от того, проводил ли работодатель специальную оценку условий труда.

Если спецоценка не проводилась, то дополнительные взносы нужно начислять по «старым» тарифам. Они установлены пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее Закон № 212-ФЗ). Значения «старых» тарифов приведены в таблице 1.

Таблица 1
Доптарифы, которые нужно применять при отсутствии спецоценки

Льготная категория работников

2015 год и далее

Занятые на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда

Занятые на работах с тяжелыми условиями труда и другие категории, перечисленные в подпунктах 2-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ

Если же работодатель использует результаты проведенной им спецоценки, то дополнительные взносы начисляются по «новым» тарифам. Они установлены пунктом 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. Значения «новых» тарифов приведены в таблице 2.

Таблица 2
Доптарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки условий труда

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Обратите внимание: в отношении работника, не относящегося к льготной категории, ни «старые», ни «новые» дополнительные тарифы не применяются. Иными словами, если сотрудник не занят на видах работ, дающих право на досрочную пенсию, взносы нужно начислять по обычным тарифам. При этом не важно, какими являются условия труда: опасными или вредными, либо допустимыми и оптимальными. Факт проведения спецоценки также не имеет значения.

Вопросы переходного периода

Специальная оценка введена в 2014 году. До этого классы условий труда определяли по итогам другого мероприятия — аттестации рабочих мест. Ее результаты действительны в течение пяти лет. Поэтому данные результаты можно использовать до окончания пятилетнего периода, и только после этого проводить спецоценку (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). Получается, что в 2014 году у большинства работодателей есть результаты аттестации, которые еще не потеряли своей актуальности.

Также у ряда компаний и предпринимателей есть рабочие места, на которых не было ни аттестации, ни специальной оценки.

В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы («старые» или «новые») нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? Нет полной ясности и относительно того, как быть, если работодатель до сих пор не провел ни аттестацию, ни спецоценку. Специалисты Минтруда в комментируемом письме четко обозначили свою позицию по этим вопросам.

Отсутствие результатов аттестации и спецоценки

В комментируемом письме говорится: при отсутствии актуальных результатов аттестации и до проведения спецоценки работодателям надлежит использовать «старые» доптарифы. Этот вывод справедлив и в случае, когда аттестация началась в 2013 году, а ее результаты оформлены в 2014 году. Дело в том, что с 1 января текущего года аттестация рабочих мест упразднена, и ее результаты, оформленные после этой даты, считаются недействительными. Поэтому подобную ситуацию следует расценивать, как полное отсутствие итогов аттестации.

Доптарифы по итогам аттестации

В случае, когда работодатель располагает актуальными итогами аттестации, проведенной до 2014 года, дополнительные тарифы нужно применять в следующем порядке.

Если аттестация выявила у льготных категорий работников оптимальные или допустимые условия труда, и эти результаты являются актуальными, то в 2014 году и далее (вплоть до проведения спецоценки) работодателю следует применять «старые» доптарифы. Такой вывод, сделанный авторами комментируемого письма, полностью совпадает с точкой зрения, которую изложил Пенсионный фонд в письме от 12.02.14 № НП-30-26/1707 (см. «ПФР разъяснил, по каким дополнительным тарифам уплачивать пенсионные взносы с выплат работникам в 2014 году»).

Если же аттестация установила, что льготные категории работников трудятся в опасных или вредных условиях, то в 2014 году и далее дополнительные взносы необходимо платить по «новым» тарифам. Это закреплено частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.13 № 421-ФЗ.

Не исключена ситуация, когда работодатель, у которого есть актуальные результаты аттестации, не захочет ими воспользоваться. Вместо этого он будет начислять дополнительные взносы по «старым» тарифам, как если бы итоги аттестации (равно как и спецоценки) отсутствовали. По мнению авторов комментируемого письма это недопустимо. Применять актуальные итоги аттестации — это обязанность, а не право работодателя. И произвольный выбор доптарифа законом не предусмотрен.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таблица 3
Какие доптарифы пенсионных взносов применять в 2014 году до проведения спецоценки

Источники


  1. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.

  2. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  3. Правоведение. Шпаргалка. — Москва: ИЛ, 2014. — 892 c.
Процент страховых взносов за вредные условия труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here