Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан

Полезная информация в статье: "Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.

Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.

Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.

Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.

Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 11 мая 2006 г. N 70-71, в «Российской газете» от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060

Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Порядок рассмотрения обращений граждан

Общий порядок рассмотрения обращений граждан

Гражданин Российской Федерации имеет право обратиться в любые государственные и муниципальные органы и организации, на которые возложены функции регулирования и/или контроля определенных сфер жизни и деятельности общества, или к их должностным лицам.
Обращаться гражданин имеет право, в том числе, за защитой своих прав, свобод и законных интересов. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Обращение может быть как индивидуальным, то есть исходящим от одного человека, так и коллективным, то есть исходящим от группы лиц.
Обращение может быть либо «личным», когда гражданин приходит на прием и в устно объясняет цель своего визита, либо письменным, то есть в виде документа, отправляемого либо по почте, либо нарочным в канцелярию или секретарю. Можно также направить обращение в форме электронного документа.
По нашему мнению, письменное обращение во много раз более эффективно, чем устное.

Требования к письменному обращению

Порядок направления письменного обращения

Письменное обращение может быть направлено любыми способами и при помощи любых средств связи, дающих возможность направить документ. Однако при этом желательно иметь подтверждение того, что это обращение было получено адресатом. Наиболее удобными и распространенными являются уже упомянутые выше способы: по почте или нарочным в канцелярию или секретарю.
Также довольно распространенным становится обращение через сайты соответствующих органов, на которых организуются для этих целей специальные разделы.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Любое обращение, официально поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Читайте так же:  Дарение доли в квартире! можно ли и как подарить долю в квартире несовершеннолетнему ребенку

Безусловно, направлять письменное обращение следует непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Однако если обращение не соответствует компетенции органа или должностного лица, которому оно поступило, такое обращение подлежит переадресации в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых решение поставленных в обращении вопросов входит. Перенаправить такое обращение должны в течение 7 дней со дня его регистрации. Гражданина, направившего данное обращение, обязаны уведомить о том, что его обращение было перенаправлено.
Также бывают случаи, когда поставленные в обращении вопросы относятся к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, т.к. нередко их компетенции пересекаются. В таком случае получивший обращение орган или лицо обязаны направить копию обращения в течение 7 дней со дня его регистрации в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.

Гарантии безопасности граждан, направивших обращение

Закон предусматривает определенные меры защиты граждан, направивших обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
К таким мерам защиты относится, в первую очередь, запрет на преследование гражданина в связи с его обращением с критикой деятельности указанных органов или должностного лица, либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов, либо прав, свобод и законных интересов других лиц.
Кроме того, при рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, если только сам гражданин не дал на то согласия. Однако следует иметь в виду, что по закону не является разглашением сведений перенаправление (или направление копии при перекрестной компетенции) письменного обращения гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Права граждан при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
— представлять дополнительные документы, а также в случае затруднений с получением этих документов обращаться с просьбой об их истребовании;
— знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения. Данное право, однако, имеет некоторые ограничения. В ознакомлении с материалами может быть отказано, если они затрагивают права, свободы и законные интересы других лиц, или если в указанных документах и материалах содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
получить письменный ответ по сути обращения. Для этого в обращении обязательно должны быть указаны ФИО гражданина и адрес для направления ответа. В противном случае ответ не направляется. И именно поэтому, как уже упоминалось выше, письменное обращение более эффективно;
обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
— обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

Обязанности органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающего обращение

При рассмотрении обращений граждан государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо выполняет следующие функции:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения;
запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Сроки рассмотрения обращений

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан

За нарушение порядка рассмотрения обращений граждан предусмотрена административная ответственность.
Эта ответственность предусмотрена ст. 5.59 КоАП РФ.
Ответственность заключается в административном штрафе в размере 5-10 тысяч рублей.

Порядок и сроки рассмотрения обращений

Уважаемые посетители официального информационного Интернет-сайте администрации сельского поселения Спасское Волоколамского муниципального района Московской области!

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним КонституциейРоссийской Федерации права на обращение в органы местного самоуправления, а также порядок и сроки рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются:

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование органа местного самоуправления, в который направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Кроме того, без ответа по существу поставленных вопросов останется письменное обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.

Читайте так же:  Стоит ли сдавать квартиру студентам, сотрудникам компаний, гос. служащим, находящимся в командировке

Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с автора.

Под обращением гражданина понимаются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу:

письменное предложение, заявление или жалоба

— устное обращение гражданина

1) обращение гражданина — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;

2) предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

3) заявление — просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

4) жалоба — просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

Статья 8. Направление и регистрация письменного обращения

1. Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

[2]

2. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

3. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Статья 11. Порядок рассмотрения отдельных обращений

4. В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

Работа с запросами граждан регламентируется:

Запрос — обращение пользователя информацией в устной или письменной форме, в том числе в виде электронного документа, в государственный орган или орган местного самоуправления либо к его должностному лицу о предоставлении информации о деятельности этого органа.

Статья 18. Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления

1. Пользователь информацией имеет право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления с запросом как непосредственно, так и через своего представителя, полномочия которого оформляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. В запросе указываются почтовый адрес, номер телефона и (или) факса либо адрес электронной почты для направления ответа на запрос или уточнения содержания запроса, а также фамилия, имя и отчество гражданина (физического лица) либо наименование организации (юридического лица), общественного объединения, государственного органа, органа местного самоуправления, запрашивающих информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления. Анонимные запросы не рассматриваются. В запросе, составленном в письменной форме, указывается также наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется запрос, либо фамилия и инициалы или должность соответствующего должностного лица.

3. При составлении запроса используется государственный язык Российской Федерации. Использование при составлении запроса в государственный орган или орган местного самоуправления республики в составе Российской Федерации государственного языка этой республики определяется законодательством данной республики. Возможность использования при составлении запроса в государственный орган субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления других языков народов Российской Федерации определяется законодательством субъекта Российской Федерации.

4. В случае поступления в государственный орган или орган местного самоуправления запроса, составленного на иностранном языке, этот запрос может быть рассмотрен в порядке, установленном соответствующим органом.

5. Запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.

6. Запрос подлежит рассмотрению в тридцатидневный срок со дня его регистрации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. В случае, если предоставление запрашиваемой информации невозможно в указанный срок, в течение семи дней со дня регистрации запроса пользователь информацией уведомляется об отсрочке ответа на запрос с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации, который не может превышать пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос.

7. Если запрос не относится к деятельности государственного органа или органа местного самоуправления, в которые он направлен, то в течение семи дней со дня регистрации запроса он направляется в государственный орган или орган местного самоуправления, к полномочиям которых отнесено предоставление запрашиваемой информации. О переадресации запроса в этот же срок сообщается направившему запрос пользователю информацией. В случае, если государственный орган или орган местного самоуправления не располагает сведениями о наличии запрашиваемой информации в другом государственном органе, органе местного самоуправления, об этом также в течение семи дней со дня регистрации запроса сообщается направившему запрос пользователю информацией.

Читайте так же:  Что делать, если опоздал на свой поезд

8. Государственные органы, органы местного самоуправления вправе уточнять содержание запроса в целях предоставления пользователю информацией необходимой информации о деятельности указанных органов.

9. Требования настоящего Федерального закона к запросу в письменной форме и ответу на него применяются к запросу, поступившему в государственный орган, орган местного самоуправления по сети «Интернет», а также к ответу на такой запрос.

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

Статья 12. Сроки рассмотрения письменного обращения

Информация об изменениях:

Видео (кликните для воспроизведения).

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ в часть 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона дополнена частью 1.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.

2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

См. комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

Сроки и порядок рассмотрения обращений граждан: общаемся с чиновниками

К любому общению важно подходить грамотно, и действовать четко, особенно если речь идет о письменном взаимодействии с учреждениями, организациями и органами власти.

Законодательством прямо предусмотрен порядок решения вопросов граждан путем их личного обращения, либо уполномоченного представителя. Об этом гласит Федеральный закон №59 о рассмотрении письменных, устных и электронных обращений, зафиксированных и полученных в установленном порядке.

Помимо регламентации порядка рассмотрения и предоставления ответов, законодателем продуманы, и меры привлечения к ответственности за нарушения сроков и правил подготовки документации.

Установленные сроки и порядок рассмотрения обращений

Моментом поступления жалобы, обращения или заявления считается дата (в некоторых случаях время), проставленная канцелярией органа власти, учреждения или предприятия, в которое направлен документ.

Основываясь на действие статьи 12 Федерального закона №59, максимально допустимый срок, в течение которого заявителю направляется или выдается нарочно полный и исчерпывающий ответ, составляет 30 календарных дней (включая выходные, праздничные и нерабочие дни).

Исключения в данной норме существуют. Однако они применяются относительно редко и должны носить аргументированный характер. Среди основных выделяют:

  • Рассмотрение не возможно в установленный срок по причине рассмотрения ряда аналогичных обращений и принятия по ним общего решения;
  • Жалоба подана с нарушениями и требуется предоставление дополнительных документов;
  • Для ответа на обращение требуется решение (собрание) коллегиального органа.

Перечень не является закрытым или ограниченным, то есть любая ситуация, осложненная сбором иных доказательств, обращением в другие инстанции требует больших усилий и дополнительного времени.

Государственные органы

Государственные учреждения в полной мере работают в соответствии с установленными законом правилами. И именно за их порядком работы особо наблюдают контролирующие органы, проверяя полноту, достоверность и порядок предоставления сведений по обращениям.

Любые отклонения от правил могут расцениваться как административное правонарушение, которое в дальнейшем повлечет соответствующее наказанию лицу, признанному виновным.

Заявления граждан в суд

Распространение действия Федерального закона №59 никак не касается судебных органов, поскольку они в своей деятельности руководствуются нормами гражданско-процессуального законодательства.

Так, для рассмотрения исков по гражданским вопроса отводится не более двух месяцев. Исключение составляет продление сроков в связи с проведением экспертизы и прочих мероприятий, направленных на получение тех или иных доказательств.

Административные дела по некоторым категориям рассматриваются в пределах одного месяца, а некоторые в течение одних суток. В связи с этим нормы процессуального законодательства имеют наиболее серьезные различные, чем просто периоды рассмотрения. Сюда же включается порядок исследования доказательств, привлечения физических и юридических лиц.

Обращение по факту выдаче решений из архива или других оригиналов из материала дела занимает до пяти рабочих дней с момента визы председателя суда.

Устное обращение в организации

Как говориться в тексте закона, рассмотрению подлежат не только письменные обращения, но и устные. Однако порядок их разрешения несколько отличается. Так, например, существуют приемные часы, во время которых руководители структур или их представителя в день обращения выслушивают заявителя и предлагают им определенный порядок действий, который будет менее длительный и максимально действенный.

Подобные обращения остаются в рамках одного кабинета, однако в исключительных случаях (особенно в государственных структурах и органах местного самоуправления) по окончании переговоров составляется акт, в котором отмечаются проблемные вопросы и предложенные варианты их решения.

Письменные заявления

В некоторых случаях письменные обращения могут рассматриваться менее чем в месячный срок. Законом выделены следующие ситуации:

  • Жалоба на решение органа миграционного контроля подлежит рассмотрению в срок до 20 дней;
  • Жалоба на действия правоохранительных органов должна быть принята к рассмотрению не позднее пяти дней с момента подачи и регистрации в канцелярии.

То есть закон действует как в большую, так и в меньшую сторону, что касается сроков. При этом наказание остается суровым в любом случае.

Регистрация обращений и порядок передачи

Процедура регистрации обращений и заявлений происходит в канцелярии или приемной, в зависимости от схемы управления учреждения. На титульном листе или первой странице заявления ставится штамп о получении, дата регистрации согласно журналу учета и порядковый номер.

Читайте так же:  Независимая оценка жилых помещений

Существует множество видов составления регистрационных номеров:

  • Порядковый номер – 1,2,3 и так далее;
  • Присвоение номера и первой фамилии заявителя – В-1, Б-2, Г-4 и далее по порядку;
  • Номер обращения и тематика – А-1/предоставление жилья, В-2/кадровый отдел и тому подобное.

Перечень открытый и подготавливается с учетом работы каждого конкретного учреждения или предприятия.

Законодательство

На сегодняшний день все государственные структуры работают на основании Федерального закона о рассмотрении обращений граждан. Другие законы применяются либо в случае с узкоспециализированной проблемой, либо на основании действия судебных или следственных органов.

Сроки для ответа на обращения граждан

Датой, которой будет зафиксировано предоставление ответа, считается исходящий номер, который зафиксирован в специальном журнале. При этом заявителю может быть предложено направление письма в трех вариантах:

  • Нарочно, с передачей лично в руки с отметкой о получении;
  • Почтовым заказным отправлением с простым уведомлением;
  • Электронным отправлением (с отметкой о доставке).

В зависимости от места нахождения подателя жалобы, будет выбран наиболее удобный вариант ответа.

Продление срока рассмотрения

Если решение вопроса требует дополнительного «расследования» или поиска необходимых документов, срок рассмотрения может быть продлен до 60 суток. При этом помимо простого уведомления, заявителю должны обосновать причину увеличения времени для решения спорного вопроса.

Жалоба на нарушение сроков

При возникновении следующих ситуаций:

  • Когда заявитель не доволен полученным итоговым документом;
  • Срок для направления сопроводительного ответного письма превышен максимально допустимый,

последний может обратиться с жалобой на бездействия сотрудников учреждения или государственных органов. Надзорной организацией при этом будет являться городская или районная прокуратура. Достаточно предъявить непосредственно саму жалобу, копию письма с отметкой о получении и ответ (при наличии).

Не стоит направлять обращения необдуманно. Следите за ними, обязательно нужно отслеживать этапы решения свои проблемы, как заявителя. В противном случае недобросовестные организации или их отдельные представители смогут нарушить закон и при этом остаться ненаказанными.

Порядок и сроки рассмотрения обращений от граждан в России

В процессе гражданских правоотношений может возникать множество различных ситуаций, требующих вмешательства посторонних органов либо руководства определенных компаний. Для предоставления информации и своих прошений граждане должны подавать письменные обращения. При этом факт подачи такого обращения обязательно должен быть письменно зафиксирован. В этом случае любой государственные органы, а также иные организации обязаны предоставить письменный ответ. Кроме этого, они должны выполнить прошение заявителя, если это в их компетенции.

Законодательство

В связи с тем, что ежедневно от граждан поступает множество заявлений в различные государственные инстанции, а также в другие юридические лица, далеко не все быстро отвечают на входящие письма, а тем более реагируют на них действиями. Поэтому законодательством были установлены сроки, ограничивающие затягивание рассмотрения любых писем, порядок, обязывающий предоставлять письменные ответы.

Информация от граждан может быть подана в разном формате, например, в виде:

Сроки рассмотрения данных заявлений предусмотрены законом, который был создан специально для регулирования данного порядка на федеральном уровне. На основании статьи 12 данного нормативно-правового акта предусмотрены следующие сроки:

  1. Если письмо от гражданина поступило должностному лицу любого вида организации, органов муниципалитета, государственных органов, то рассмотрение не должно превышать 30 дней. Отсчет срока начинается со дня регистрации получения письма.
  2. Исключением из первого пункта является заявление, направленное к высшему должностному лицу конкретного региона РФ либо руководителю высшего исполнительного органа, в котором перечислены сведения о нарушении законодательства относительно миграционных вопросов. Такие письма должны рассматриваться в течение 20 дней.
  3. В случае рассмотрения заявления, указанного в пункте 2, период рассмотрения может быть увеличен до 30 дней, но об этом заявитель обязательно должен быть уведомлен надлежащим образом.

Это основной порядок, применяемый для рассмотрения общих видов заявлений. Однако законодательством также предусматриваются и некоторые исключения.

Отдельные обращения граждан

По своей сути и по различным требованиям заявления бывают разные. Также они могут быть анонимными или официальными. Все это должно учитываться ответственными лицами, которые по законодательству обязаны предоставлять ответы, получив такие письма. Важно знать следующие нюансы, получив письмо, соответствующее отдельной группе, перечисленной в статье 11 вышеупомянутого закона. К особым видам заявлений относятся:

Данные правила должны знать, в первую очередь, все должностные лица, так как именно они должны направлять свои ответы гражданам, а если вопрос невозможно рассмотреть по существу, то должен быть дан аргументированный отказ.

Порядок рассмотрения

После поступления письма, заявления или любого иного вида обращения от граждан должностные лица обязаны на него реагировать. Порядок действий должен быть следующий:

  1. Обеспечить объективное полноценное рассмотрение заявления, при необходимости вызвать для этого самого заявителя.
  2. Запросить необходимые электронные или бумажные документы, подтверждающие или опровергающие определенные факты. К таким документам не относятся судебные решения, следственные материалы.
  3. Предпринять определенные меры для защиты и восстановления нарушенных прав человека.
  4. Дать письменный ответ заявителю о проведенных мероприятиях и принятых мерах.
  5. Если данный получатель не компетентен в решении вопроса, он передает письмо в другой орган и уведомляет об этом заявителя в установленный срок.

Также важно знать, что другие органы обязаны предоставлять запрашиваемые документы за 15 дней, если они не относятся к секретным.

При составлении ответа данный документ обязательно должен содержать печать организации, должность человека, его ФИО и подпись. Сам ответ может быть направлен 2 способами:

  • по почте письменным документом;
  • с помощью электронного сервиса, если само обращение было принято через него.

Однако при подаче обращения через электронный сервис должностное лицо может направить ответ любым из возможных способов. Заявитель имеет право требовать конфиденциальности его обращения. То есть если в заявлении указывается просьба о неразглашении сведений о заявителе, компетентный орган не имеет права их озвучивать при проведении рассмотрения данного вопроса. Также запрещается какое-либо преследование граждан по причине получения от них критики или заявления о защите нарушенных прав заявителя.

Требования к обращению

Для того чтобы письмо гражданина обязательно было рассмотрено, необходимо, чтобы оно отвечало всем установленным требованиям. К ним относится:

  1. В первую очередь, только письменный вид.
  2. Обязательно должно быть наименование органа, организации либо персональные данные должностного лица, куда оно направляется.
  3. Также прикладываются документальные подтверждения указанных фактов при их наличии.
  4. Электронные обращения имеют статус аналогично письменным, поэтому рассматриваются в таком же порядке.
Читайте так же:  Как установить антенну на крышу многоквартирного дома

Если форма документа будет не соблюдена, то обращение может оказаться не рассмотренным. Поэтому при его составлении важно руководствоваться основными правилами. В этом случае ответ обязательно будет получен в предусмотренный законом срок.

О сроках рассмотрения письменного обращения граждан.

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

(далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан.

Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков

их рассмотрения и получение ответа на них.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан

.

Под сроком рассмотрения

обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ.

Значение установленных сроков заключается в том, что они:
— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;
— способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей .

По общему правилу, — государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним

.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст. 3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами. Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и других отраслей права.

[1]

Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения

.

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней

с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней

со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.

Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание!

На переадресацию должно уходить не более 10 дней

(3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении .

В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней

со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.

Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения

.

Подробнее о сроке, а точнее — о сроках:

3 дня на регистрацию

+ 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.).

В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней

(3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч​. 2 ст​. 10 ​Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней

, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение​, ​​что подтверждается и судебной практикой .

Видео (кликните для воспроизведения).

​ Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.​п., срок рассмотрения составляет 33 дня

(3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки.
в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-​либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). ​То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. ​ Без учета почтовой доставки.
в случае перенаправления ​обращения, ​с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения​:​ +30 дней к максимальному сроку, который ​рассчитан в​ыше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня ​ . Без учета почтовой доставки.

​ Из личной практики следует, что довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют​ся уже с нарушением сроков, т.к. это уведомление должно быть направлено до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.​

[3]

Источники


  1. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.

  2. Миронов, Иван Борисович Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Миронов Иван Борисович. — М.: Книжный мир, 2015. — 216 c.

  3. Общая теория государства и права. Учебник. В 3 томах. Том 3. — М.: Зерцало-М, 2002. — 528 c.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here