Понятие оборотоспособности земельных участков

Полезная информация в статье: "Понятие оборотоспособности земельных участков" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Комментарий к СТ 27 ЗК РФ

Статья 27 ЗК РФ. Ограничения оборотоспособности земельных участков

Комментарий к статье 27 ЗК РФ:

1. В комментируемой статье установлены ограничения оборотоспособности земельных участков. Оборотоспособность является одной из важнейших характеристик объектов прав. С точки зрения оборотоспособности земельные участки могут быть оборотоспособными; ограниченными в обороте и изъятыми из оборота. Оборотоспособность земельных участков — это такое свойство участков земли, которое выражается в способности (возможности) объектов (земельных участков) свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом (например, в результате совершения сделок по отчуждению). Соответственно, наличие установленных ограничений по отчуждению или переходу земельных участков от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства или иным способом свидетельствует об изъятии из оборота или ограничении их оборота.

Согласно п. 3 ст. 129 ГК земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

В земельном законодательстве содержатся специальные требования об обороте земельных участков. Если земельный участок является объектом имущественных отношений вместе с иными природными ресурсами (например, водными объектами, недрами), то такие отношения регулируются не только земельным, но и лесным, водным законодательством и иными специальными федеральными законами. Гражданское законодательство в данном случае применяется только субсидиарно (дополнительно). Под гражданским законодательством понимается ГК и принятые в соответствии с ним федеральные законы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли, имущественной самостоятельности участников (ст. ст. 2, 3 ГК).

2. ГК требует, чтобы объекты, изъятые из оборота, были прямо указаны в федеральном законе. Ограниченно оборотоспособные объекты должны определяться в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 129 ГК). Одним из таких федеральных нормативных правовых актов, регулирующих оборотоспособность земельных участков, является ЗК.

Изъятые из оборота земельные участки не могут быть предметом сделок, предоставляться в частную собственность и находиться в свободном обороте. В то же время в действующем законодательстве можно встретить отступления от этого общего правила. Исключение составляют земельные участки, занятые национальными парками. В соответствии с п. 4 ст. 12 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в отдельных случаях в границах национальных парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в зонах познавательного туризма, рекреационных зонах и зонах обслуживания посетителей могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. Также согласно п. 5 ст. 93 ЗК отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, могут предоставляться в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.

Ограниченные в обороте земельные участки — это участки, которые могут принадлежать лишь определенным субъектам либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению. Следовательно, ограниченно оборотоспособные земельные участки могут быть объектом оборота при соблюдении установленных земельным законодательством условий. Предоставление таких участков в частную собственность допускается только при наличии прямого указания в федеральном законе. Например, к ограниченно оборотоспособным следует отнести сельскохозяйственные угодья, поскольку они могут принадлежать на праве собственности лишь строго определенному кругу лиц. Кроме того, при обороте земель сельскохозяйственного назначения необходимо учитывать и максимальные размеры общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица (п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 4 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).

Если земельный участок находится в частной собственности, то он не изъят из оборота и не ограничен в обороте, а потому, по смыслу ст. 260 ГК, он либо его часть могут быть предметом сделки (см. Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за третий квартал 2003 г. от 24 декабря 2003 г. // Бюллетень ВС РФ. 2004. N 3).

При совершении сделки с нарушением условий об ограничениях оборотоспособности земельных участков такая сделка является ничтожной, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК).

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается не только ЗК (например, п. 2 комментируемой статьи), но и такими федеральными законами, как ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель, ФЗ от 23.02.1995 N 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (СЗ РФ. 1995. N 9. Ст. 713) и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ N 126-ФЗ от 07.07.2003 «О связи» и др. Например, из ст. 10 ФЗ «О связи» (СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2895) следует, что земельные участки, предоставляемые для нужд связи, могут находиться в постоянном (бессрочном) или безвозмездном срочном пользовании, сдаваться в аренду либо передаваться на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. Таким образом, основное ограничение оборота данного вида земель заключается в том, что законом не предусмотрена передача в частную собственность земельных участков, предоставленных для нужд связи.

4. Земельные участки, изъятые из оборота, должны быть прямо предусмотрены в законе (п. 2 ст. 129 ГК). По своему характеру и содержанию перечень земельных участков, содержащийся в п. 4 комментируемой статьи, является исчерпывающим, соответственно, может быть дополнен только путем внесения изменений в комментируемую статью.

Земельный участок признается изъятым из оборота, если на земельном участке расположен указанный в п. 4 комментируемой статьи объект, находящийся в федеральной собственности. Отсутствие на земельном участке такого рода объекта свидетельствует о том, что земельный участок не изъят из оборота.

Изъятие земельных участков из оборота приводит к тому, что Российская Федерация, являясь их собственником, не обладает всем объемом правомочий (владения, пользования, распоряжения), традиционно признаваемым за собственником, и прежде всего ограничено правомочие распоряжения.

Читайте так же:  Порядок проведения сделки дарения или можно ли подарить долю в квартире без согласия второго собстве

5. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, как правило, не предоставляются в частную собственность. Однако федеральными законами могут предусматриваться исключения из этого общего правила.

В соответствии с п. 4 комментируемой статьи ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки определенных видов, категорий земель или занятые определенными объектами.

6. Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель. Из действия этого Закона выведены земельные участки, указанные в п. 7 комментируемой статьи.

Указанный Закон содержит значительное количество норм, устанавливающих специфические правила оборота сельскохозяйственного назначения, отличные от общих положений гражданского и земельного законодательства. В частности, оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

1) сохранение целевого использования земельных участков;

2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;

3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

[3]

4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина — члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;

5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов РФ. Но принятие субъектами РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не допускается (п. п. 2, 5 ст. 1 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель).

С момента вступления в силу ЗК (с 30 ноября 2001 г.) и до введения в действие ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель (т.е. до 27 января 2003 г.) оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществлялся в соответствии с гражданским законодательством и ЗК, с учетом ФЗ о введении в действие ЗК, лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного законодательства. Субъекты РФ, оборот земель в которых до введения в действие ЗК регулировался законами субъектов РФ, продолжали осуществлять оборот земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с этими законами.

7. Из сферы действия ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель п. 7 комментируемой статьи исключены определенные виды земельных участков (также п. 1 ст. 1 названного ФЗ). Оборот указанных земельных участков регулируется общими положениями ЗК.

При рассмотрении одного из дел, связанных с приватизацией земельного участка крестьянского фермерского хозяйства, на котором находилось сооружение, ФАС Северо-Кавказского округа сделал вывод, что из анализа п. п. 6 и 7 ст. 27, п. 1 ст. 36 ЗК, п. 1 ст. 1 ФЗ об обороте сельскохозяйственных земель в их системной взаимосвязи следует, что иными федеральными законами могут быть предусмотрены порядок и условия приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, занятых зданиями, строениями, сооружениями, но не возможность запрета их приватизации. ЗК и ФЗ о введении в действие ЗК запрета на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения не содержат (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 14.02.2008 N Ф08-205/08).

8. Запрет на переход в частную собственность указанных в п. 8 комментируемой статьи земельных участков имеет большое значение и связан с необходимостью обеспечения их общедоступности.

В соответствии со ст. 6 ВК береговая полоса — полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования. Водными объектами общего пользования, т.е. общедоступными водными объектами, являются поверхностные водные объекты (моря или их отдельные части, водотоки (реки, ручьи, каналы), водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища), болота и т.п.), находящиеся в государственной или муниципальной собственности, если иное не предусмотрено ВК.

Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров, ширина которых составляет 5 метров. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектов не определяется.

Аналогичная норма, содержащая запрет на приватизацию земельных участков общего пользования, занятых водными объектами, содержится в п. 12 ст. 85 ЗК. Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Право собственности на пруд, обводненный карьер подчинено праву собственности на соответствующий земельный участок. В границах территорий общего пользования могут располагаться пруды, обводненные карьеры, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

Ограничение оборотоспособности земельных участков

Уяснение ограничения оборотоспособности земельных участков важно в том числе тем, что согласно Земельному кодексу РФ только участки, не изъятые из оборота, могут быть объектами сделок.

Пунктом 4 ст. 27 ЗК РФ устанавливается закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота. Это означает, что иными нормативными актами, в том числе федеральными законами, не могут быть установлены иные виды земельных участков, изъятых из оборота, в сравнении с уже указанными настоящим Кодексом.

В соответствии с ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

Читайте так же:  Две пенсии пострадавшим на чаэс

1. государственными природными заповедниками и националь ными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 настоящего Кодекса);

2. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;

3. зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

1. объектами организаций Федеральной службы безопасности;

4. объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

5. объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

6. объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

7. исправительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации;

2. воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Ограничены в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:

1. в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

2. в пределах лесного фонда, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

3. занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда;

4. занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

5. предоставленные для обеспечения обороны и безопасности,оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ;

6. не указанные в п. 4 ст. 27 ЗК РФ в границах закрытых административно-территориальных образований;

7. предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

8. предоставленные для нужд связи;

9. занятые объектами космической инфраструктуры;

10. расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

11. предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

12. загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли.

К земельным участкам, изъятым из оборота, отнесены в первую очередь государственные природные заповедники и национальные парки, как особо охраняемые природные территории, находящиеся в федеральной собственности. Согласно ст. 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности. Далее, изъятыми из оборота являются земли, на которых расположены объекты, обеспечивающие государственную безопасность и оборону, а также объекты атомной промышленности государства.

В целом, поскольку размещение перечисленных объектов является основанием для изъятия соответствующих земель из оборота, следует считать, что за прекращением (ликвидацией) данных объектов в установленном порядке должно следовать снятие запрета на оборот земельных участков.

Земельные участки, изъятые из оборота, могут быть включены в оборот при соблюдении условий, установленных специальным законодательством, в зависимости от категории земель либо в зависимости от изменений в правовом режиме объекта недвижимости, расположенной на данном земельном участке.

В отношении регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения Земельный кодекс РФ придерживается позиции, согласно которой оборот земель данной категории должен регулироваться специальным федеральным законом. При этом п. 7 ст. 27 ЗК РФ исключение сделано для земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных гражданам для указанных в пункте целей и не изъятых из оборота.

Билет 25

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 314 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ограничение оборотоспособности земельных участков

Земельный участок как объект недвижимости может быть предметом гражданских и земельных правоотношений. Словосочетание «оборот земельных участков» свидетельствует о том, что речь идет о включении земельных участков в систему рыночных отношений. Под оборотоспособностью земельного участка следует понимать свободу отчуждения земельных участков от законных правообладателей или перехода их от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если земельные участки не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Эти общие правила оборота определены гражданским законодательством (ст. 129 ГК РФ).

Перечень земельных участков, изъятых из оборота, определен в п. 4 ст. 27 ЗК РФ. Изъятые из оборота земельные участки не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ими признаны земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

  • • государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключениями, указанными в ст. 95 ЗК РФ);
  • • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • • объектами организаций Федеральной службы безопасности;
  • • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • • исполнительно-трудовыми учреждениями и лечебно-трудовыми профилакториями соответственно Министерства юстиции РФ и Министерства внутренних дел РФ;
  • • воинскими и гражданскими захоронениями, инженерно- техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Необходимость полного изъятия из оборота земельных участков, находящихся в федеральной собственности, обусловлена характером объектов, расположенных на этих участках. Их перечень, изложенный в Земельном кодексе РФ, является исчерпывающим и не может быть расширен по решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.

Изъятие земельного участка из оборота означает лишь то, что по поводу таких земельных участков нельзя совершать гражданско- правовые сделки, а распоряжение ими осуществляется в форме административных актов, которые издают государственные органы, уполномоченные федеральным правительством. При издании таких актов эти органы не наделены полным объемом полномочий собственника. Они не вправе предоставлять такие земельные участки в частную собственность и совершать по поводу их гражданско- правовые сделки.

Другую категорию составляют земли, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. К ним относятся земельные участки:

Видео удалено.
Читайте так же:  Какая плата за наем жилого помещения по договору социального найма формула для ее расчета
Видео (кликните для воспроизведения).

• в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового назначения.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, указанных федеральными законами.

Ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обусловлено необходимостью обеспечения целевого их использования в интересах общества и соответствует также предписаниям п. 3 ст. 129 ГК РФ.

В нем сказано, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Например, земли промышленности и иного специального назначения могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (п. 6 ст. 87 ЗК РФ).

Возможности ограниченного включения в гражданский оборот земель, предоставленных для нужд железнодорожного транспорта, указаны в Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» [1] и Положении о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденном приказом МПС России от 15 мая 1999 г. (на сегодняшней день пока действует, хотя МПС ликвидировано). Согласно названному Положению свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов, кроме складов горючесмазочных материалов и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов, и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.

Ограничение оборота земельных участков зависит от направления использования и охраны отдельных категорий земель или специально указанных земельных участков. Так, Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» [2] определяет особенности оборота садовых, огородных и дачных земельных участков. В частности, он устанавливает, что при совершении сделок с садовыми, огородными и дачными земельными участками не допускается изменение их целевого назначения и разрешенного использования.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и будет рассмотрен далее.

Понятие оборотоспособности земельных участков

Земельное право
Сибирский ин-т управления – ФИЛИАЛ РАНХиГС
Оценка: 95 баллов.

Задание 2. Содержание права собственности на землю. Правомочия собственника применительно к земельному участку. Ограничения прав собственника.
Правовое регулирование права собственности на землю осуществляется главным образом положениями Главы III Земельного кодекса РФ «Собственность на землю», где установлено, что она подразделяется:
— Собственность на землю граждан и юридических лиц (ст. 15 ЗК РФ);
— Государственная собственность на землю (ст. 16 ЗК РФ) – это неразграниченная государственная земля, на которую нет ничьих зарегистрированных прав, поэтому она принадлежит государству;
— Собственность Российской Федерации (федеральная собственность);
— Собственность на землю субъектов Российской Федерации;
— Муниципальная собственность на землю.
Содержание права собственности на землю подразделяется три правомочия собственника, которыми он, с учетом установленных законом ограничений, распоряжается по собственному усмотрению:

  1. Правомочие владения – возможность фактического обладания участком, и недопущение других лиц к нему, ограничение или запрет доступа других лиц к нему, или запрет на осуществление некоторых видов действий на принадлежащей собственнику земле;
  2. Правомочие пользования – возможность хозяйственной эксплуатации участка, извлечения его полезных свойств. Для граждан и юридических лиц целевое использование является одновременно и правом, и обязанностью.
  3. Правомочия распоряжения – обеспеченная законом возможность собственника определять юридическую судьбу земельного участка: продавать, передавать по наследству, сдавать в аренду или в залог, передавать в качестве взноса в уставный фонд юридического лица и т.д. Уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования: приобретают права, предоставляют в аренду, изымают, предоставляют в безвозмездное пользование и т.д.

Ограничения прав собственника в зависимости от предмета правового регулирования подразделяются на четыре вида:

Задание 3. Система прав на землю. Классификация прав на вещные и обязательственные.
Система прав на землю в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации состоит из следующих прав:

  1. Право собственности (ст.ст. 15-19 ЗК РФ);
  2. Аренда (ст. 22 ЗК РФ);
  3. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 23 ЗК РФ);
  4. Постоянное (бессрочное) пользование (ст. 39.9. ЗК РФ);
  5. Безвозмездное пользование земельными участками (ст. 24, ст. 39.10 ЗК РФ);
  6. Пожизненное наследуемое владение (п. 3 ст. 5 ЗК РФ).

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

II. Специальная литература

10. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. Учебник. Часть I / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – Москва: Изд-во Проспект, 2005. – 816 с.
11. Шишкина Н.В., Данилов И.Б. Земельное право: учеб. пособие / Н.В Шишкина, И.Б. Данилов ; СИУ – Филиал РАНХиГС. – Новосибирск : Изд-во СибАГС, 2014. – 308 с.

Раскройте понятие оборотоспособности земельных участков

Оборотоспособность – это возможность земельных участков свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому, если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте

1. Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут пре­доставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмо­тренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предо­ставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных фе­деральными законами.

3. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается на­ стоящим Кодексом, федеральными законами.

4. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками
(за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для посто­янной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска,воинские формирования и органы; (в ред. Федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ)

Читайте так же:  Защитите свою недвижимость! какой перечень документов нужно подготовить для страхования квартиры по

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных
материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закры­тые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения
наказаний; (в ред. Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ)

[2]

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10)инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникация­ми, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Рос­сийской Федерации.

8. Раскройте особенности сделки купли-продажи земельного участка

По договору купли-продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупате­ля земельный участок (ЗУ), здание, сооружение, кварти­ру или другое недвижимое имущество (ГК РФ). ЗК РФ уточняет предмет договора купли-продажи ЗУ: объектом купли-продажи могут быть только те ЗУ, которые прошли государственный кадастровый учет.

1.Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.

2. Являются недействительными следующие условия договора купли-продажи земельного участка:

-устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию;

-ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ограничивающие ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей;

-ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельные участки третьими лицами.

-Указанные требования применяются также к договору мены.

3. Покупатель в случае предоставления ему продавцом заведомо ложной информации об обременениях земельного участка и ограничениях его использования в соответствии с разрешенным использованием; о разрешении на застройку данного земельного участка; об использовании соседних земельных участков, оказывающем существенное воздействие на использование и стоимость продаваемого земельного участка; о качественных свойствах земли, которые могут повлиять на планируемое покупателем использование и стоимость продаваемого земельного участка; иной информации, которая может оказать влияние на решение покупателя о покупке данного земельного участка и требования о предоставлении которой установлены федеральными законами, вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков.

4. Требования, установленные пунктом 3 настоящей статьи, применяются также в случаях обмена земельного участка, передачи его в аренду.

Дата добавления: 2015-07-13 ; Просмотров: 85 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Понятие оборотоспособности земельного участка.

В качестве недвижимого имущества земельный участок наделен таким правовым качеством, как оборотоспособность. Под оборо-тоспособностью согласно ст. 129 ГК РФ, установившей общее понятие оборотоспособности гражданских прав, следует понимать возможность земельного участка свободно отчуждаться или переходить от одного лицак другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Из общего положения об оборотоспособности земельных участков исходит и ст. 260 ГК РФ, которая устанавливает, что лица, имеющие в собственности зе мельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Ограничение или изъятие из оборота определено Земельным кодексом как утвержденные законом условия, при которых земельные участки не могут переходить в собственность установленных субъектов (граждан, иностранных граждан, иных лиц — участников оборота), а также не могут быть объектом сделок.

При этом земельные участки, изъятые из оборота, в соответствии с указанной статьей ГК РФ должны быть прямо указаны в законе, а земельные участки, ограниченные в обороте (ограниченно оборото-способные), определяются в порядке, установленном законом. И в соответствии с ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

[1]

Таким образом, ограничение, изъятие из оборота, ограничение оборота, а также и допущение к обороту земельных участков должны быть урегулированы земельным законодательством, а именно Земельным кодексом РФ, иными федеральными законами. К упомянутым федеральным законам прежде всего следует отнести те из них, которые устанавливают особые требования к обороту иной, прочно связанной с землей недвижимости, и прежде всего природных объектов. В данном случае следует иметь в виду Лесной кодекс Российской Федерации, который устанавливает, что лесной фонд РФ находится в федеральной собственности, Водный кодекс Российской Федерации, которым определено, что большинство водных объектов находится в собственности государственной. Упомянутые нормы данных федеральных законов существенно ограничивают в обороте земельные участки, на которых расположены эти объекты недвижимости.

На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается.

Следует заметить, что сейчас отношения по переходу прав на земельные участки путем заключения сделки достаточно активно регулируются законодательством субъектов РФ, и к этому нет четких правовых препятствий. Статья 129 ГК РФ устанавливает, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах, а законодательство о земле в соответствии со ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Однако, признавая права субъектов, не следует забывать, что ощутимые разногласия в регулировании перехода земельных участков от одного субъекта РФ к другому противоречат необходимости обеспечения единого экономического пространства и единой государственной земельной политики на территории Российской Федерации, тем более в условиях современной нестабильности земельных отношений.

Существующие пробелы в законодательном регулировании сделок с земельными участками в известной степени могут быть оправданы, поскольку российская правовая система только осваивает рынок земельных участков, легализованный в стране сравнительно недавно. Для адекватного регулирования данных отношений право обязано верно оценивать роль рынка земельных участков в экономических отношениях, социальные и политические последствия развития этого рынка.

Читайте так же:  Труд женщин какова реальность гарантий и компенсаций

Дата добавления: 2018-02-15 ; просмотров: 346 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Понятие оборотоспособности земельных участков

Согласно российским законодательным нормам, действия, связанные с использованием и охраной земель как основного достояния населения РФ, квалифицируются как земельные отношения. Совокупность норм, которые регулируют эти правоотношения, является правовым режимом земель. Один из признаков, характеризующих наделы как объекты гражданского права, – оборотоспособность земельных участков.

Понятие оборотоспособности земель

Оборот земли в Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями Земельного и Гражданского кодексов РФ. Законодательные акты регламентируют порядок свободного отчуждения или перехода наделов от одного лица к другому. Это может стать результатом реорганизации юридического лица, наследования или совершиться иным способом, например, на основании сделок по отчуждению.

Таким образом, оборотоспособность земельного участка – это свойство наделов становиться объектами подобных отношений. Если соответствующие территории не относятся к категориям, которые ограничены в обороте или исключены из него, то, на основании ст. 260 Гражданского Кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право:

  • свободно владеть,
  • распоряжаться;
  • пользоваться таким наделом.

В случаях, когда оборот земельных участков ограничен или они изъяты из него, предоставление наделов в частную собственность невозможно.

Кроме того, земли, исключенные из оборота, не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством РФ.

Какие земли считаются изъятыми из оборота

Особую категорию земель, владение, распоряжение и пользование которыми происходит по особым правилам, представляют земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота. К ним относятся территории, которые заняты федеральной собственностью, относящейся к объектам:

  • организаций ФСБ;
  • закрытых административно-территориальных образований, создание которых обусловлено особыми видами их деятельности;
  • органов и учреждений Федеральной пенитенциарной службы;
  • гражданских и воинских захоронений;
  • организаций федеральных органов госохраны;
  • использования атомной энергии, хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В этот перечень также включены земельные участки, изъятые из оборота, на которых расположены:

  • государственные национальные парки и природные заповедники, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК;
  • инженерно-технические сооружения, линии коммуникаций и связи, возведенные с целью охраны и защиты государственной границы РФ;
  • здания и сооружения, в которых находятся военные суды;
  • строения и сооружения, где дислоцированы воинские формирования и органы, ВС РФ, другие войска.

Земли с ограниченной оборотоспособностью

Участки земли, владение и эксплуатация которых ограничена, не могут быть предоставлены в частную собственность. Исключение составляют случаи, регламентированные федеральным законодательством.

Ограничение оборотоспособности наделов земли происходит как в отношении объекта, так и применительно к субъекту правоотношений. Так, по первому признаку ограничиваются в обороте земельные участки, находящиеся в муниципальной или государственной собственности и относящиеся к категориям земель, которые:

  • принадлежат лесному фонду;
  • находятся в границах охраняемых природных площадей;
  • содержат муниципальные или государственные водные объекты;
  • предоставлены для обеспечения безопасности и обороны, таможенных нужд, оборонной промышленности;
  • заняты историко-культурными заповедниками, особо ценными объектами культурного наследия и содержащимися в Списке всемирного и археологического наследия;
  • заняты под объекты космической отрасли;
  • зарезервированы для государственных или муниципальных потребностей;
  • выделены для выпуска наркотических средств и ядовитых веществ;
  • отнесены к закрытым территориально-административным образованиям;
  • предоставлены для нужд организаций транспорта – речных, морских портов, аэропортов, вокзалов и аэродромов;
  • выделены на нужды связи;
  • находятся под объектами гидротехнических сооружений;
  • подверглись биогенному поражению, загрязнены радиоактивными веществами, опасными отходами. К этой категории относятся и прочие земли, подвергшиеся деградации;
  • расположены в первых двух поясах санитарных зон охраняемых водных объектов, которые используются в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения.

ЗК РФ не только определяет, какие земельные участки ограничены в обороте, но и указывает, кто не может стать их собственником. Так, наделы, относящиеся к особо охраняемым природным, приграничным территориям, перечень которых устанавливает Президент РФ, а также земли сельскохозяйственного назначения не могут перейти в собственность:

  • иностранных юридических лиц и совместных предприятий с долей иностранного капитала свыше 50%;
  • иностранных граждан;
  • лиц без гражданства.

Нюансы ограничения отдельных видов территорий

Ограничение оборотоспособности земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, на которых отсутствуют объекты недвижимости, регламентирует Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» .

Правила оборота земель лесного фонда (лесных участков) и его особенности устанавливает Лесной кодекс РФ.

Согласно нормам ЗК, к землям водного фонда относятся площади:

  • на которых размещены гидротехнические сооружения и прочие строения, расположенные на водных объектах;
  • находящиеся под поверхностными водами объектов.

Участок земли как объект имущественных прав в границах береговой линии водной территории не формируется. Таким образом, ограниченный имущественный оборот касается только земель водного фонда, занятых гидротехническими и иными сооружениями, которые могут предоставляться в аренду.

Согласно ЗК РФ, использование наделов земли регулируется путем разделения их на находящиеся в свободном владении, распоряжении и пользовании, а также на те, что в этом ограничены или вовсе исключены из оборота. Перечень таких территорий и ограничения по их эксплуатации регламентированы законодательством.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Магистр юридических наук по направлению «Гражданское и семейное право». В 2005 году окончил СПбГУ, в 2012 году – экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Источники


  1. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

  3. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
Понятие оборотоспособности земельных участков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here