Понятие и особенности землепользования в рф

Полезная информация в статье: "Понятие и особенности землепользования в рф" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Формы землепользования в РФ

В постоянное бессрочное пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Самой распространенной формой землепользования является аренда. Для муниципальных земель орган местного самоуправления выполняет функции арендодателя.

Арендатором может быть любое физическое и юридическое лицо. Он имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду (третьему лицу) в пределах срока договора аренды, при условии уведомления собственника. Аренда земельного участка может быть прекращена по инициативе арендодателя в случаях: использования земельного участка не по целевому назначению категории земель; использования земельного участка, которое приводит к существенному ухудшению экологической обстановки; изъятия земельного участка для муниципальных нужд и т. п.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком Земельным кодексом РФ не предусмотрено, однако оно сохраняется для земельных участков, предоставленных гражданам на момент вступления в силу Земельного кодекса. Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право бесплатно приобрести их в собственность.

[3]

Ограничителем права собственности на землю является существующая во всем мире система публичных и частных сервитутов. Публичный сервитут устанавливается для обеспечения общественных интересов, в т. ч. интересов населения, проживающего на данной территории. Могут устанавливаться следующие публичные сервитуты: прохода или проезда через земельный участок; использования земельного участка для ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также транспортной инфраструктуры; размещения на участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; временного пользования земельным участком для производства изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе и т. п.

В безвозмездное срочное пользование (не более чем на год) могут на основании договора предоставляться земельные участки работникам организаций отдельных отраслей экономики (транспорт, лесное хозяйство, лесная промышленность, охотничье хозяйство, государственные природные заповедники и национальные парки).

В соответствии с законодательством органы местного самоуправления вправе изымать земельные участки для муниципальных нужд (например, для строительства дорог или размещения объектов муниципального значения при отсутствии других экономически целесообразных вариантов возможного размещения этих объектов).

Платность землепользования и цена земли

Использование земли в Российской Федерации является платным и регулируется Федеральным законом «О плате за землю». Формами платы за использование земли являются: земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земли, порядок определения которой утверждается Правительством РФ. Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от рыночной.

Органы местного самоуправления имеют право получать арендную плату от муниципальных земель, сдаваемых в аренду, и земельный налог от иных собственников земельных участков на территории муниципального образования. Экономические механизмы землепользования в муниципальных образованиях могут быть следующими:

• категорирование земель, которое может повлиять на планировку и социально-экономическое развитие территории;

• оценка стоимости земель промышленных предприятий, что может повлиять на себестоимость выпускаемой ими продукции или на размещение предприятия (вновь создаваемого);

• земельные аукционы (дают возможность открытой реализации земель, что приводит к увеличению поступлений в бюджет);

• регулирование цен на рынке муниципальных земельных участков (это позволит привлечь новых инвесторов) и т. д.

Местные органы власти вправе устанавливать в соответствии с Земельным кодексом РФ размер арендной платы за муниципальные земли, условия и сроки ее внесения. Факторы, влияющие на стоимость земельных участков и размер арендной платы, показаны на рис.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10235 —

| 7809 — или читать все.

1. Сущность землепользования

В Российской Федерации правовое регулирование вещных и иных прав на земельные участки, содержания этих прав, особенностей их приобретения, реализации и прекращения основывается на соответствующих положениях Конституции РФ, принятой на конституционном референдуме 12.12.1993 г.

Конституционные положения получают развитие и конкретизацию в актах гражданского, земельного, лесного, водного и других отраслей законодательства России. Поэтому важнейшими источниками нормативного регулирования прав на земельные участки являются Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Земельный кодекс РФ (далее — Кодекс), другие федеральные законы и подзаконные правовые акты.

С одной стороны, именно гражданское законодательство, согласно ст.2 ГК РФ, определяет, в частности, правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договорные и иные обязательства, прочие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Другие отрасли законодательства не могут первично регулировать указанные отношения. Поэтому имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, совершению с ними сделок регулируются, конечно, гражданским законодательством.

С другой стороны, земля является весьма специфическим природным объектом, особенности которого при определенных условиях могут в известной степени влиять на возможность и объемы участия данного объекта в гражданском обороте. С учетом этого законодателем в п.3 ст.3 Кодекса предложена правовая конструкция, на основе которой для названных в указанном пункте отношений общее значение имеют нормы гражданского законодательства, а специальное — нормы земельного и других указанных здесь отраслей законодательства. В таком случае, согласно одному из общих принципов права, приоритет имеют специальные нормы.

Читайте так же:  Парковка во дворах

Государственное регулирование земельных отношений

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 14086 раз

Библиографическое описание:

Дамдын О. С. Государственное регулирование земельных отношений // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.1. — С. 175-177. — URL https://moluch.ru/archive/28/3202/ (дата обращения: 03.10.2019).

Государственное регулирование земельных отношений это объективная необходимость, которая предопределена особой многофункциональной ролью земли и ее незаменимостью. Государственное регулирование земельных отношений направленно на организацию рационального использования земли и ее охрану путем установления определенных правил и норм владения, использования и распоряжения земельными ресурсами страны.

Существуют два вида государственного регулирования земельных отношений:

    Регулирование государством в качестве суверена, обладающим территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности – здесь применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;

    Хозяйственное регулирование – государственные органы действуют как хозяйственные субъекты, то есть предоставляют земельные участки физическим и юридическим лицам, ведут учет, оценку, охрану земель и т.д.

    Государственное регулирование земельных отношений ставит перед собой следующие цели:

      обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития;

      защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

      обеспечение безопасности и обороны страны:

      рациональное использование земель.

      Государственное регулирование земель подразделяется на общее (осуществляемое государственными органами общей и специальной компетенции и распространяющееся на все категории земель и всех субъектов земельных отношений) и отраслевое (осуществляемое министерствами и комитетами и федеральными службами, основываясь на принципе подведомственности предприятий и организаций, которым предоставлены земли во владение и пользование). Существуют следующие принципы земельного законодательства (схема 1 [1, с.81]).

      Схема 1. Основные принципы земельного законодательства.

      Принцип

      Содержание

      1. Земля – основа жизни и деятельности человека
      Регулирование земельных отношений осуществляется с учетом земли как:
      • природного охраняемого объекта – части природы;
      • средства производства хозяйственной и иной деятельности;
      • недвижимого имущества;
      • объекта права собственности и иных прав на землю.
      1. Приоритет охраны земли как части окружающей среды и средства производства перед использованием ее как недвижимости

      Владение, пользование и распоряжение землей осуществляется собственниками земельных участков свободно, если это не нанесет ущерба окружающей среде.

      1. Приоритет охраны жизни и здоровья человека

      Использование и охрана земель должны обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие на его здоровье.

      1. Единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов

      Все прочно связанные объекты с земельными участками следуют их судьбе, за исключением, установленными федеральными законами.

      1. Приоритет сохранения особо ценных земель

      Изъятие земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда (леса первой группы), особо охраняемых природных территорий и других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается федеральными законами.

      1. Платность землепользования земель

      Любое использование земли осуществляется за плату за исключением, установленным законом.

      1. Деление земель на категории

      Правовой режим земель определяется исходя из их функционального назначения (категории) и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законов.

      1. Дифференциация правового режима земель

      Правовой режим должен учитывать природные, социальные, экономические и иные факторы.

      1. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан

      Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при гарантии каждому гражданину свободно владеть пользоваться и распоряжаться своими земельными участками.

      1. Разграничение государственной собственности на землю
      Правовые основы и порядок разграничения устанавливаются федеральными законами о собственности на землю:
      • Российской Федерации;
      • субъектов РФ;
      • муниципальных образований.
      1. Участие граждан и их объединений

      Имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может воздействовать на состояние земель при их использовании и охране.

      Функции государственного регулирования земельных отношений определяются Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом и другими нормативными актами в соответствии с экономическими, социальными требованиями к организации использования и охраны земель:

        ведение земельного кадастра;

        всеобщность учета всех земель не зависит от форм собственности и использования;

        дифференцированность учета земель;

        единство методики учета;

        проведение землеустроительных работ;

        изъятие земель, используемых с нарушениями закона;

        принудительный выкуп земель для общественных нужд;

        предоставление земель в собственность, аренду, пользование.

          Рационального использования земель:

            экономическое и налоговое стимулирование;

            ответственность за нарушение земельного законодательства;

            введение нормативов деятельности на земельных участках;

            меры по рекультивации земель;

            выделение территорий с особым режимом использования.

              в отношении объектов землепользования;

              в отношении субъектов земельных отношений;

              устранение коллизий и реализации прав и обязанностей землевладельцев.

                Контроль за использованием и охраной земель:

                  проверки, экспертизы проектов использования земель;

                  мониторинг использования земель;

                  соблюдение целевого характера использования земель;

                  предотвращение и пресечение нарушений земельного законодательства.

                  Функции государственного регулирования земельных отношений различаются между собой субъектами их осуществления, местом и значением в системе регулирования, а также юридическими последствиями:

                    установление основ федеральной политики по регулированию земельных отношений;

                    установление ограничений прав собственников, пользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, а также их обороноспособности;

                    государственное управление мониторингом земель, земельным контролем, землеустройством и ведением государственного земельного кадастра;

                    установление порядка изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа для государственных и муниципальных нужд;

                    изъятия для нужд Российской Федерации, в том числе путем выкупа;

                    разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;

                    иные полномочия по Конституции Российской Федерации, земельному кодексу и федеральным законам;

                    управление и распоряжение землями федеральной собственности.

                      Субъекты Российской Федерации:

                        изъятия, в том числе путем выкупа земель для своих нужд;

                        Читайте так же:  Основные и дополнительные взносы на накопительную пенсию

                        разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель в границах субъекта Российской Федерации;

                        иное полномочие, не отнесенное к Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления;

                        управление или распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

                          Органы местного самоуправления:

                            изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд;

                            установление с учетом законов и правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений;

                            разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;

                            иные полномочия на решение вопросов использования и охраны земель местного значения;

                            управление и распоряжение муниципальными земельными участками.

                            Основными функциями государственного регулирования владения и пользования земельным фондом являются: планирование и прогнозирование использования земель, зонирование земель, распределение и перераспределение земель, ведение государственного земельного кадастра, землеустройство и внутрихозяйственная организация землепользования, мониторинг земель и контроль за правильным их использованием, разрешение земельных споров.

                            Горемыкин В.А. Современный земельный рынок России: Практическое пособие. –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. -624 с.

                            Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России).

                            Видео удалено.
                            Видео (кликните для воспроизведения).

                            Земельный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 112 с. – (Кодексы и законы России).

                            5. Содержание права землепользования

                            Содержание права землепользования субъектов составляют их конкретные права и обязанности по использованию земельного участка.

                            В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы имеют право:

                            самостоятельно хозяйствовать на земле;

                            использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды;

                            возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения;

                            собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;

                            в установленном порядке производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями использования земельных участков;

                            на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

                            Наряду с правами указанные субъекты несут обязанности:

                            эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

                            осуществлять комплекс мер по охране земель в соответствии с земельным законодательством;

                            своевременно вносить плату за землю;

                            не нарушать прав других субъектов земельных отношений, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

                            своевременно представлять в соответствующие государственные органы установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;

                            вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными правилами и по согласованию с заинтересованными государственными органами.

                            Право землепользования в РФ.

                            В субъектив­ном смысле право землепользования — это совокупность прав и обязаннос­тей субъекта в отношении приобретенного им земельного участка. Субъектами права землепользования являются ФЛ и ЮЛ, а егообъектами — земельные участки. Праву землепользования присущ целевой и платный характер.

                            Целевое назначение земельного участка (для крестьянского хозяйства, садоводства, предпринимательской деятельности, жилищного строительства и т. д.) фиксируется в документах, удостоверяющих права на землю, и долж­но соблюдаться землепользователем. Законодательство устанавливает санк­ции за нарушение принципа целевого использования земель вплоть до изъ­ятия земель.

                            Принцип платности природопользования применительно к землям реа­лизуется в нескольких основных формах. Закон РФ «О плате за землю» ус­танавливает три формыплаты за землю:

                            · земельный налог – это налог, уплачиваемый ФЛ и ЮЛ, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

                            · арендная плата. Арендаторы земель должны платить арендную плату. Размер, условия и сроки ее внесения предусматриваются договором между арендатором и арендодателем. При сдаче в аренду государственных и муниципальных зе­мель органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры аренд­ной платы.

                            · нормативная цена земли. Нормативная цена земли характеризует стоимость земельных участков и устанавливается для обеспечения экономического регулирования земель­ных отношений, участия земель в гражданском обороте: при предоставлении земель в собственность, совершении гражданско-правовых сделок с землей и др.

                            Содержание права землепользования субъектов рассмотренных выше зе­мельных прав составляют их конкретные права и обязанно­сти по использованию земельного участка. В зависимости от целевого назначения участка собственники земли, зем­левладельцы, землепользователи и арендаторыимеют право:

                            1. самостоятельно хозяйствовать на земле;

                            2. возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные стро­ения и сооружения;

                            3. право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур и насаждений;
                            производить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы;
                            на компенсацию вложенных затрат на повышение плодородия почв при добровольном отказе от земельного участка и на возмещение убытков в случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

                            Наряду с правами указанные субъекты несутобязанности:

                            1. эффективно использовать землю в соответствии с ее целевым назначе­нием, повышать ее плодородие, не допускать ухудшения экологической обстановки на терри­тории в результате своей хозяйственной деятельности;

                            2. осуществлять комплекс мер по охране земель;

                            3. своевременно вносить плату за землю;

                            4. не нарушать прав других субъектов земельных отношений;

                            5. своевременно представлять в соответствующие государственные орга­ны установленные законом сведения о состоянии и использовании земель;

                            Читайте так же:  Льготы на оплату жкх многодетным семьям

                            Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

                            Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9653 —

                            | 7595 — или читать все.

                            185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

                            Отключите adBlock!
                            и обновите страницу (F5)

                            очень нужно

                            ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ В ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИИ

                            Стандартизованное определение земли (ГОСТ, 1980): земля — важнейшая часть окружающей природной среды, характеризующаяся пространством, рельефом, климатом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, являющаяся главным средством производства в сельском и лесном хозяйстве, а также пространственным базисом для размещения предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства /10/. Однако, это определение не вполне точно. Например, если рассматривать земли водного фонда как средство производства, то важны не столько сами воды, но и водный режим, технология водопользования; далее: земля — пространственный базис не только для предприятий и организаций отраслей народного хозяйства (в том числе коммунального), но и для отдыха, здоровья людей и сохранения их культуры, исторической памяти и т.д.

                            Поэтому предлагается более лаконичное, хотя, возможно, и не вполне исчерпывающее определение — земля, как объект хозяйствования и жизни человека, представляет собой объемно-пространственный базис жизнеобеспечения и воспроизводства жизни на планете. «Пространственность» отражает «опорную» поверхность, на которой человек живет, строит, отдыхает, по которой перемещается и т.д. «Объемность» отражает вовлечение в хозяйственный оборот, хозяйственное использование толщи почв и грунтов (под определенным пространством) для получения пище­вых, технических, лекарственных или иных продуктов, недр для добычи энергетических, сырьевых и иных ископаемых ресурсов; вмещающего «резервуара» для строительства (фундаменты, подземные коммуникации и т.п.).

                            В русской терминологии нет однозначного толкования термина «земле­пользование». В устаревшем ГОСТ 17.5.1.05 дается два определения: 1) землепользование, как объект права пользования, — земельный участок или участки, предоставленные в установленном порядке отдельному землепользователю для определенных целей и ограниченные на местности; 2) землепользование, как деятельность, — процесс и порядок пользования землей. Поскольку понимание землепользования более разнообразно, а приведенные толкования не совсем точны, предлагаются следующие определения:

                            Землепользование (1) — эксплуатация земель, интенсивность и направленность которой определяется экологическими, социально-экономическими и ландшафтными позициями, а также текущими и перспективными потребностями общества. То есть в данном случае землепользование рассматривается как процесс (использование, эксплуатация). В таком понимании землепользование может быть активным и пассивным, травмоопасным (по отношению к земле, почве), экологичным или неэкологичным, продуктивным и непродуктивным, постоянным и временным и т.д.

                            Землепользование (2) — участок земли, находящийся в чьем-либо ведении, владении, пользовании, собственности. Например: фермерское, общинное, муниципальное, колхозное, личное и т.п. В этом случае землепользование рассматривается как юридический объект, объект права -владение, собственность или аренда.

                            Землепользование (3) — экологически или экономически обусловленная пригодность, целесообразность, приоритетность отнесения конкретного земельного участка к тому или иному виду землепользования, например: к аграрному, лесному, селитебному, рекреационному, коммуникационному и т.п.

                            Практически во всех определениях земельного кадастра отражена динамичность земельных ресурсов. Последние постоянно претерпевают различного рода количественные и качественные изменения вследствие неизбежных при эксплуатации земель нагрузок, смен видов пользования или землепользователя, а также в результате природных процессов. Все это требует фиксации и своевременного внесения необходимых корректив в регистрационные, учетные и оценочные документы, составляющие основу земельного кадастра и обеспечивающие эффективное управление земельными ресурсами.

                            Под эффективным управлением земельными ресурсами или эффективным землепользованием следует понимать организованное землепользование, максимально адаптированное к экологическим, экономическим и социальным условиям. Тесно связаны с этой трактовкой определения «рациональное» и «оптимальное» землепользования.

                            Оптимальное землепользование — использование максимально воз­можного в данных природных условиях функционального потенциала земель при наименьших затратах и без травматических последствий, в том числе и для смежных участков. Реально осуществление оптимального землепользования крайне мало вероятно, так как даже без видимых следов травматизма любое вторжение в окружающую среду изменяет исходную природную ситуацию. Здесь уместно сравнение: как нельзя дважды войти в одну и ту же реку, так дважды нельзя войти в один и тот же биогеоценоз, ландшафт, не вызывая хотя бы минимальных деструктивных последствий, не говоря уже о последствиях при целенаправленном хозяйственном их использовании. Поэтому реально можно говорить лишь о рациональном землепользовании. Единое понимание последнего отсутствует.

                            В соответствии с ГОСТ 26640-85 рациональное использование земель — это «обеспечение всеми землепользователями в процессе производства максимального эффекта в достижении целей землепользования с учетом охраны земель и оптимального взаимодействия с природными факторами». Статьей 285 Гражданского законодательства так определены признаки нерационального использования земель: 1) нецелевое использование; 2) использование, приводящее к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель; 3) использование земель, приводящее к заметному ухудшению экологической обстановки. Очевидно, что два последних признака — индикаторы деструктивного землепользования. Представляется, что точнее следующая формулировка: нерациональное землепользование — это неполное использование земельного потенциала или/и излишнее, не соответствующее возможностям конкретного земельного участка, вложение средств.

                            Б.В. Ерофеев (1998) считает, что, помимо сохранности плодородия и экологической ситуации, необходимо учитывать соблюдение норм отвода земель. К количественным критериям рационального использования земель он относит их экономное использование (из-за ограниченности земельных ресурсов) и экономное размещение объектов недвижимости. Ка­чественные критерии: 1) сохранение плодородного слоя при необходимо­сти разрушения почв; 2) ограничение использования сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд; 3) выполнение пользователем обязанностей по повышению плодородия почв; 4) сохранение и за­щита почв от эрозии, загрязнений, заражения; 5) отвод для несельскохозяйственных нужд земель, не пригодных для сельского хозяйства, либо земель худшего качества. Автор справедливо считает, что «стержневым правилом рационального землепользования является приоритет земель сельскохозяйственного назначения, а поэтому расширение площадей под выращивание сельскохозяйственной растениеводческой продукции всяче­ски поощряется государством, если это расширение не входит в противоречие с правилом, закрепленным в статье 33 Закона РФ от 19.12.91 «Об охране окружающей среды», запрещающим превышать предельно допустимые нагрузки на окружающую среду» /17, с. 294/.

                            Читайте так же:  Чем руководствуется суд при принятии решений

                            Таким образом, анализ существующих подходов позволяет предложить следующую формулировку: рациональное землепользование — это использование максимально возможного в данных природных условиях функционального потенциала земель при наименьших затратах на их эксплуатацию при минимизированных затратах на поддержание естественного потенциала.

                            В конечном итоге, уровень рациональности землепользования опре­деляется двумя моментами — правильным выбором приоритетной функции, которой обладает конкретный земельный участок, и наличием лимитирующего («мешающего») фактора, препятствующего реализации наиболее продуктивных или приоритетных для данных условий функций.

                            Приоритетнаяфункция определяет целевое использование земли. Однако надо признать, что само это понятие не может иметь постоянной временной основы, так как обычно меняется по мере изменения экономической, экологической или иной ситуации, например, изъятие земель и перевод их в другие категории в связи с коммуникационным, дорожным или иным строительством, расширение территорий зеленых зон, перевод земель в категорию особо охраняемых территорий и т.д. Поэтому целевое использование земель надо рассматривать как исторически и экономически сложившуюся на конкретное фиксируемое время систему приоритетного использования конкретного участка земли. Именно на этом основании в стране принято разделение земельного фонда страны на следующие категории земель: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космиче­ской деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и их объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

                            Смена вида природо- и землепользования осуществляется с ведома землепользователя и в случае потерь должна компенсироваться.

                            Под лимитирующим факторомпонимается то или иное свойство земли или почвы, или территории в целом, или иных элементов окружающей среды, которое снижает функциональный потенциал земель. К лимитирующим факторам, помимо климатических, в частности относятся: рельеф, мелкоконтурность, чересполосица, высокий уровень пестроты почвенного покрова, при котором фоновая почва выражена очень слабо, что резко снижает технологичность сельскохозяйственных земель.

                            Одним из важнейших факторов, влияющих на продуктивность сель­скохозяйственных земель, является рельеф. На этом основании принята международная система разделения земель по продуктивности (рисунок 1).

                            В практике природо- и землепользования встречаются случаи нерегистрируемого использования земель, что не всегда можно квалифицировать как самозахват. Поэтому предлагается термин стихийное землепользование(неорганизованное, неучитываемое), т.е. использование земельного участка без ведома или с молчаливого (документально неоформленного) согласия землевладельца или собственника земли. Примеры: туризм, временное использование под огороды незанятых земель, если оно осуществляется без регистрации и соответствующего разрешения; использование неосвоенных минеральных источников (например, на Дальнем Востоке многие такие источники, особенно имеющие бальнеологическое значение, до их организованного освоения активно использовались местным населением. Этот вид землепользования требует введения

                            определенных регламентирующих нормативов).

                            1 — высокая, необходима только правильная обработка; II — достаточная, но нужны меры охраны; III -посредственная, обязательны интенсивные противо-эрозионные меры; IV — ниже средней, необходимы посадки многолетних растений; V — VIII -значительно ниже средней, ис­пользование под пастбища, сенокосы, леса, заповедники и места отдыха (Куражсковский, 1969)

                            Рисунок 1 — Рельеф и продуктивность земли (классы земель)

                            В лесном фонде важным неуправляемым фактором динамики земель являются лесные пожары. По отношению к лесным землям их следует считать стихийным деструктивным фактором, который необходимо учитывать в системе организации лесного землепользования.

                            1)Чем объясняется неоднозначность понятия «землепользование»?

                            2)Оптимальное и рациональное землепользованияв чем различив?

                            3)Назовите основные классы продуктивности земель.

                            [1]

                            4)В чем заключается сущность лимитирующего фактора?

                            Особенности использования земли в различных целях

                            ЗЕМЛЯ КАК ПРИРОДНЫЙ РЕСУРС

                            И СРЕДСТВО ПРОИЗВОДСТВА

                            Понятие и функции земли.

                            Особенности использования земли в различных целях

                            Земля – неоценимое и незаменимое богатство общества. Она занимает особое место среди важнейших условий, необходимых для существования человечества. Земля как часть Вселенной обладает жизненными формами и характеризуется непрерывным круговоротом вещества и энергии, благодаря которому воспроизводится комплекс природных условий и факторов гармоничного сосуществования общества и природы. На изучение земли и исследование ее производительных свойств направлены ведущие отрасли мировой науки. Использование земли невозможно без знания характерных свойств и особенностей земли как объекта землеустройства.

                            Учитывая многоплановый характер функционирования земли, прежде всего, следует выделить три главнейшие взаимосвязанные и взаимообусловленные ее функции [11]:

                            1) земля как важнейший компонент биосферы и основной природный ресурс;

                            2) земля как всеобщее условие общественного производства, главное средство производства в сельском хозяйстве;

                            3) земля как базовый объект социально-экономических отношений.

                            Земля как естественноисторическое тело выступает в качестве важнейшего компонента биосферы. Биосфера представляет собой сложную саморегулирующуюся систему живого вещества и неживой природы, включая земную поверхность и примыкающие к ней части литосферы (земной коры), гидросферы и атмосферы, реагирующую при воздействии на нее человеческого общества [10].

                            Читайте так же:  Как вернуть товар в интернет-магазин

                            Исторически земля возникла как часть (объект) природы. Она представляет собой поверхность суши, со временем обжитую живыми организмами, окруженную океанами и воздушным пространством, образующими единую систему [11].

                            Каждый человек и человеческое общество в целом – часть этой сложной системы. В естественноисторическом процессе общество не только пользуется природой, но и влияет на нее.

                            Особая роль земли на всех этапах исторического развития определяет непрерывную и ожесточенную борьбу человечества за обладание богатством земли.

                            На этапе охотничье-собирательского хозяйства человек непосредственно потреблял (присваивал) продукты природы. С возникновением земледелия и животноводства он стал производить продукты питания и сырье для переработки самостоятельно. Интенсивность использования земли значительно возрастает. Человек обрабатывает землю, орошает ее, возделывает на ней растения. Земля превращается в предмет и орудие труда, т. е. главное средство производства в сельском хозяйстве.

                            С зарождением и развитием ремесла, появлением городов, ростом масштабов торговли земля стала приобретать все большее значение не только как источник производимых благ, но и как пространственный базис, необходимый для функционирования производства, размещения населенных пунктов, дорог и т. п. Появление государства, усложнение имущественных отношений, возникновение частной собственности привели к возникновению устойчивых социально-экономических взаимоотношений, связанных с присвоением, владением, распоряжением и пользованием землей. Она становится объектом социально-экономических (земельных) отношений [11].

                            Земля является пространственным базисом и всеобщим материальным условием общественного производства. В этом плане земля функционирует как важнейший компонент жизненного пространства.Она как природный ресурс, будучи вовлеченной в общественное производство, выступает уже как средство производства.

                            При организации рационального использования и охраны земли важно учитывать сложное взаимодействие всех функций земли. Игнорирование или недооценка хотя бы одной из них могут привести к крайне негативным последствиям.

                            Недостаточный учет природных факторов приводит к истощению земли в процессе производства, развитию водной и ветровой эрозии, загрязнению и т. п. Недооценка роли земли как главного средства производства в сельском хозяйстве приводит к утрате ее плодородия. Если же не принимается во внимание социально-экономическое значение земельных ресурсов, у людей пропадает интерес к использованию земли, исчезает чувство собственника, они перестают ценить и беречь землю.

                            Термин «земля» употребляется в различных значениях. В землеустроительной науке и практике, исходя из вышеперечисленных функций земли, принято следующее определение: «Земля– это поверхность суши, природный ресурс, характеризующийся пространством, рельефом, почвенным покровом, растительностью, недрами, водами, а также объект социально-экономических отношений, являющийся главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства» [11]. Это определение обозначает место земли в системе природных ресурсов и характеризует ее многоцелевое назначение.

                            В Кодексе Республики Беларусь о земле дано следующее определение: «Земля(земли) – земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности» [1].

                            Землю, наряду с полезными ископаемыми, водными и другими природными ресурсами, считают важнейшим составляющим национального богатства. Земля является общим достоянием народа и поэтому все, что связано с ее использованием, затрагивает интересы каждого гражданина, проживающего на территории государства.

                            Чем выше научно-технический потенциал общества и интенсивнее природопользование, тем острее ощущается потребность в охране земель и других природных ресурсов. Главная задача заключается в том, чтобы использование земельных ресурсов во всех сферах жизни общества не приводило к необратимому нарушению экологического равновесия в природе.

                            В законодательстве заложены следующие основные принципы использования земли [1]:

                            – владение, пользование и распоряжение землей, другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц;

                            – каждый гражданин имеет право на земельный участок;

                            [2]

                            – признается и охраняется право собственности на землю;

                            – приоритет охраны земли, жизни и здоровья человека;

                            – единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

                            – землепользование является платным, причем плата взимается в виде земельного налога и арендной платы;

                            – сельскохозяйственное, особо ценное и охраняемое землепользование является приоритетным;

                            – земля должна использоваться в соответствии с целевым назначением и рационально;

                            – участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

                            – дифференцированный подход к установлению правового режима земель;

                            – сочетание интересов общества и законных интересов граждан в области землепользования.

                            Видео удалено.
                            Видео (кликните для воспроизведения).

                            Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 2519 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

                            Источники


                            1. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

                            2. Саушкин, Ю. Г. История и методология географической науки. Учебное пособие / Ю.Г. Саушкин. — М.: Издательство МГУ, 2014. — 424 c.

                            3. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.
                            4. Малько, А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебно-метадитеческое пособие / А.В. Малько. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2015. — 352 c.
                            Понятие и особенности землепользования в рф
                            Оценка 5 проголосовавших: 1

                            ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

                            Please enter your comment!
                            Please enter your name here