Объекты и субъекты приватизации жилых помещений

Полезная информация в статье: "Объекты и субъекты приватизации жилых помещений" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Жилые помещения как объекты приватизации

Объектами приватизации являются жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, которые занимают граждане на основе договора найма жилого помещения.

Если гражданин имеет забронированное жилое помещение, а проживает в другом жилом помещении, например в связи с выездом на работу по трудовому договору в районы Крайнего Севера, то он может использовать свое право на приватизацию жилья только по месту его бронирования (ст. 1 Закона о приватизации – в ред. Закона от 1 августа 1994 г.).

Ранее Закон допускал приватизацию жилых помещений, требующих капитального ремонта, только после его проведения, что, однако, не всегда возможно. Поэтому в настоящее время эти ограничения на приватизацию таких квартир и жилых домов сняты. При этом на наймодателе остается обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с установленными правилами эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

В соответствии с Законом о приватизации (ст. 4) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением служебного жилого фонда совхозов и других приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служащими жилых помещений и коммунальных квартир*.

В соответствии с Законом о приватизации жилищного фонда передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется соответствующими органами местной администрации, предприятиями и учреждениями, за которыми закреплен жилищный фонд соответственно на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Такая передача производится на основании договора указанных выше органов и организаций с гражданами, приобретающими жилье в собственность.

Право собственности на приватизируемое жилое помещение возникает у граждан после (с момента) регистрации договора в БТИ. Кроме текста договора гражданин, приватизирующий жилое помещение, получает свидетельство о праве собственности на приватизированную квартиру (жилой дом).

В практике встречаются случаи, когда при жизни нанимателя приватизация жилого помещения не была завершена, в частности в связи с его смертью в период, когда шло оформление приватизации квартиры, и нередко в суды поступают исковые заявления о признании умершего собственником квартиры.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» от 24 августа 1993 г. №8 разъяснил, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилья в собственность или до регистрации такого договора в соответствующем органе местной администрации, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника*.

На практике много вопросов вызывает возможность приватизации комнат в коммунальных квартирах. В Законе о приватизации по этому вопросу нет достаточно четкого решения. Вначале в Законе содержалось прямое указание о том, что жилые помещения в коммунальных квартирах приватизации не подлежат (ч. 1 ст. 1).

Однако жизнь настоятельно требовала изменения этого правила, так как пока в коммунальных квартирах проживают довольно многие граждане, которые настойчиво ставят вопрос о приватизации занимаемых ими комнат.

С учетом этого в Закон о приватизации жилищного фонда 23 декабря 1992 г. были внесены некоторые изменения, допускающие приватизацию жилых помещений в коммунальных квартирах при определенных условиях. «Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве полного хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, – говорится в новой редакции статьи Закона о приватизации, – вправе принимать решение о приватизации жилых помещений или коммунальных квартир»*.

Таким образом, решение вопроса о приватизации коммунальных квартир (и отдельных комнат в них) отнесено непосредственно к полномочиям собственников жилищного фонда (либо уполномоченных ими органов), а также предприятий и учреждений, имеющих жилищный фонд.

Однако такая норма Закона вызывает серьезные замечания. Во-первых, потому, что на практике из-за несогласия соответствующих государственных и муниципальных органов, предприятий, организаций попытки приватизации комнат в коммунальных квартирах обычно являются безуспешными. Во-вторых, содержание указанной нормы Закона вызывает сомнение с точки зрения ее соответствия конституционному принципу равноправия граждан (ст. 19 Конституции РФ), поскольку при приватизации индивидуальных квартир и жилых домов в Законе не содержится такой записи о необходимости получения согласия собственника или другого владельца жилья в столь императивной форме, которая ставила бы нанимателей в вопросе приватизации занимаемых квартир полностью в зависимость от усмотрения собственников и иных владельцев жилищного фонда.

В жилищном законодательстве РФ предусмотрена, возможность для нанимателя, проживающего в коммунальной квартире, приобрести для остальных нанимателей этой квартиры с их согласия жилые помещения и передать эти помещения в их собственность, а самому занять всю квартиру без дополнительной оплаты и приватизировать ее в установленном порядке.

Читайте так же:  Льготы при оплате отопления

Приватизация коммунальных квартир, входящих в муниципальный жилищный фонд, относится к компетенции органов местного самоуправления, которые согласно Федеральному закону «Об общих принципах местного самоуправления» имеют право самостоятельно решать вопросы распоряжения принадлежащим муниципальному образованию жилищным фондом*.

ГК вслед за Законом о приватизации жилищного фонда признал индивидуально-определенные жилые помещения реальными объектами
В коммунальной квартире, где объектом права собственности является изолированная (непроходная, не запроходная) жилая комната, места.

Жилые помещения в коммунальных квартирах включены в перечень. жилых помещений, приватизация которых запрещена.
жилые помещения в коммунальных квартирах могут быть приватизированы с согласия.

В предмет доказывания в делах об отказе в приватизации жилого помещения входят следующие факты
• квитанции, иные платежные документы о внесении платы за спорное жилое помещение и коммунальных платежей

на приватизируемое жилое помещение может быть осуществлен опекунами и попечителями
Приватизация квартиры. к

Глава V. Особенности приватизации отдельных видов имущества (ст.ст. 27 — 32.1)

Глава V. Особенности приватизации отдельных видов имущества

>
Особенности сделок, связанных с продажей имущественного комплекса унитарного предприятия (утратила силу)
Содержание
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Субъекты и объекты приватизации

Под субъектами приватизации следует понимать специально созданные государственные органы, в компетенцию которых входят вопросы проведения процессов приватизации государственной собственности (продавцы), а также покупателей государственного (республиканского и коммунального) имущества.

[1]

Государственным органом, осуществляющим государственное регулирование приватизации государственной собственности является соответствующий республиканский орган государственного управления (Фонд государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь), и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, а также областные (Минский городской) исполнительный комитет — по объектам, находящимся в республиканской собственности; соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы — по объектам, находящимся в коммунальной собственности. В настоящее время в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» государственным органом, осуществляющим регулирование государственной собственности будет являться Государственный комитет по имуществу образованный путем присоединения фонда государственного имущества Министерства экономики к Комитету по земельным ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Республики Беларусь [83].

В соответствие со ст. 9 Закона о приватизации, органы приватизации осуществляют следующие функции:

осуществляют руководство процессами приватизации. В случае нарушения законодательства Республики Беларусь о приватизации возбуждают в судебном порядке иски о признании незаконными принятых решений и привлечении к ответственности виновных должностных лиц;

создают комиссии по приватизации;

принимают решения о приватизации;

осуществляют необходимые преобразования организационно- правовых форм государственных предприятий, подлежащих приватизации;

осуществляют владение и распоряжение принадлежащими государству акциями акционерных обществ и долями в уставных фондах иных субъектов хозяйствования, а также контроль за ними;

могут принять решение при преобразовании государственных и арендных предприятий в открытые акционерные общества о закреплении пакетов акций в собственности государства в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

выступают учредителями акционерных и других хозяйственных обществ;

обменивают принадлежащие государству акции акционерных обществ на акции юридических лиц других государств и предприятий негосударственных форм собственности;

организуют и проводят конкурсы и аукционы по продаже объектов государственной собственности;

создают (ликвидируют) в своем составе соответствующие фонды для осуществления функций владения и распоряжения государственным имуществом;

осуществляют другие необходимые при приватизации функции.

Так, продавцом государственного имущества выступают специализированные учреждения и назначенные им представители. Функциями этих органов являются:

владеет переданными ему объектами приватизации до момента их продажи в порядке установленном законодательством Республики Беларусь;

осуществляет продажу объектов приватизации;

ведет учет акций (долей, паев) подлежащих приватизации;

Контроль за осуществлением Государственной программы приватизации осуществляют Комитет государственного контроля Республики Беларусь и другие уполномоченные на то органы.

Покупателями государственного имущества выступают:

граждане Республики Беларусь и Российской Федерации;

негосударственные юридические лица (юридические лица, у которых доля государственной собственности в уставном фонде составляет менее 50 процентов);

юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50 процентами членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

лица без гражданства.

Законодательством Республики Беларусь могут быть установлены ограничения на участие в процессе приватизации для иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

Объекты приватизации – это то государственное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Законом о приватизации. Статья 3 Закона о приватизации, определяет несколько критериев обособления объектов приватизации. В зависимости от вида объекта, сроков приватизации, способа или порядка приватизации объектов, а также по иным основаниям.

В зависимости от материального наполнения объекты подразделяются на:

государственное и общественное жилье;

государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий (в дальнейшем — предприятия);

государственное имущество, сданное в аренду;

доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

Требования Закона о приватизации и процедура приватизации не распространяются на случаи отчуждения государственными предприятиями, учреждениями, организациями имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения.

Существует перечень объектов государственной собственности, которые не подлежат разгосударствлению и приватизации, к ним относятся предприятия (объединения), организации и виды имущества, которые могут находиться только в собственности государства, что утверждено Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» [52].

Читайте так же:  Можно ли проносить еду в самолет

Объекты государственной собственности, планируемые к приватизации, включаются в перечень приватизируемых объектов, как по инициативе органов приватизации, так и по предложению трудовых коллективов, физических и юридических лиц.

Пунктом 1.3 Декрета Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. №3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», установлен порядок разрешения разногласий между коллективами работников предприятий, находящихся в республиканской собственности, или субъектами приватизации и республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также областными (Минским городским) исполнительными комитетами по вопросам целесообразности разгосударствления и приватизации конкретных объектов. Так, решения принимаются:

по предприятиям с численностью работающих свыше 4 тыс. человек — Президентом Республики Беларусь;

по предприятиям с численностью работающих от 2 до 4 тыс. человек — Советом Министров Республики Беларусь;

по предприятиям с численностью работающих до 2 тыс. человек — Министерством экономики [68].

Как происходит самостоятельная приватизация жилого помещения

Приватизация жилого помещения подразумевает собой передачу государственных/муниципальных объектов из фонда в собственность российским гражданам. Процедура проводится исключительно на добровольной основе со стороны пользователя жилья.

Лицо имеет право на получение в собственность имеющегося жилого помещения при условии, что ранее оно было получено в соответствии с договором соцнайма. По итогам приватизации сложившийся порядок предполагает переход вещных прав на жилье в полном объеме. Таким образом, гражданин получает возможность владеть, пользоваться, распоряжаться данной квартирой. Основным отличием становится именно право распоряжения площадью из жилого фонда: гражданин может ее подать, заложить, подарить.

Но условия и порядок приватизации предполагают приобретение вместе с этим и основных прав собственника недвижимого имущества: самостоятельно содержать свое жилье, а также общедомовые трубы, подвалы, кровлю. Появляется в статье расходов пункт об уплате налога на имущество. Причем налоговая ставка по нему периодически увеличивается, соответственно, траты все более серьезные.

Условия приватизации

Любой российский гражданин, который постоянно проживает на основании социального найма в жилье государственного или муниципального фонда, имеет возможность приобрести данную площадь в собственность на основании Федерального закона о приватизации в редакции 2017 года, иных федеральных законов и НПА субъекта РФ, на территории которого происходит процедура. Данное правило относятся и к объектам фонда в оперативном управлении или хозведении предприятий и учреждений.

Приватизация жилых помещений становится возможна только с согласия всех проживающих в нем, в том числе несовершеннолетние. Как результат, собственником может стать одно из лиц, постоянно живущих в нем, даже лицо от 14 до 18 лет.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Единственное условие по закону – это согласие зарегистрированных на жилплощади из муниципального фонда граждан старше 14 лет. Какие-либо другие условия порядок приватизации не предполагает.

Практика показывает, что в некоторых случаях процесс передачи в собственность объекта затягивается из-за коммунальных задолженностей. Но такие действия со стороны управляющей компании не законны.

Особенности процесса приватизации жилой площади, на которой проживают несовершеннолетние

В ряде случаев может сложиться такая ситуация, что в квартире зарегистрированы только несовершеннолетние. Если в ней живут малолетние дети, то приватизация из жилого фонда муниципалитета или субъекта возможна
  • с заявления законных представителей в письменной форме – после согласия с органами опеки и попечительства;
  • по предложению самих ООП.

Для зарегистрированных несовершеннолетних от 14 до 18 лет условия и порядок отличаются: они самостоятельно подают данное заявление, но с согласия родителей/попечителей, а также государственных органов.

Если родители умерли (или их утрата произошла по иной причине), а несовершеннолетние проживают в неприватизированной квартире, то ООП, директор интерната для сирот, детского дома или уже законные представители ребенка оформляют передачу площади из жилищного фонда на детей, которые и остались без опеки (попечительства) своих родителей. Срок проведения данной процедуры – не более трех месяцев.

Право собственности на жилье, в котором проживают малолетние (до 14 лет), должны проводить оформление только после заявления законного представителя. Заранее данный договор согласовывается с ООП. Возможна передача вещных прав по инициативе самих органов опеки и попечительства в интересах детей. Документы несовершеннолетние старше 14 лет оформляют самостоятельно, но с письменного согласия родителей или иных законных представителей, а также ООП.

Несовершеннолетние не вправе самостоятельно заниматься приватизации объектов жилого фонда ввиду своей недостаточной дееспособности. С 14 же лет учитывается заявление самого проживающего на данной площади.

Оплата процедуры приватизации в данном случае осуществляется субъектом, из фонда которого в собственность передается жилье в пользу несовершеннолетних. То есть оформление проходит за счет федерального, регионального или местного бюджета.

Исключенные из перечня приватизируемого жилья помещения

Какие объекты жилого фонда не подлежат приватизации гражданином Российской Федерации:
  • признанные специальной комиссией аварийными;
  • площадь в общежитии;
  • в домах закрытых административно-территориальных образований;
  • помещения жилого типа, предоставленные на срок государственной или гражданской службы (исключением являются объекты из фонда совместных хозяйств и приравненных к ним предприятий);
  • сельские жилые площади, принадлежащие учреждениям соцзащиты).

Так, официально признанные аварийными дома не участвуют в программе, поэтому квартиры в них приватизировать лицу не разрешается.

Порядок приватизации

Гражданин может приобрести права собственности на жилую площадь из муниципального, регионального или государственного фонда, заключив соответственный договор передачи с органами власти, предприятием или учреждением, то есть приватизировать ее. Условия и порядок предполагают отсутствие этапа нотариальной заверки документа и уплаты государственной пошлины за данное юридическое действие. Главное, чтобы на момент оформления договора гражданин еще не воспользовался своим правом на приватизацию (должна быть предоставлена справка о неучастии), так как действует принцип однократности.
Читайте так же:  Автовладельцы спрашивают гараж надо регистрировать список документов для предоставления в регистраци

Вещное право на объект возникает в полном объеме автоматически – сразу после регистрации собственника и передаваемого объекта в Едином госреестре недвижимости – ЕГРН. Занесение данных происходит сразу после подписания приватизационных документов. Без прохождения регистрации право собственности не возникает.

Передача приватизированного жилья в пользу государства

Граждане, которые ранее приватизировали жилье как место своего единственного проживания, имеют право на передачу данного объекта в собственность государства, субъекта РФ или муниципального образования, если за площадью не закреплены никакие обязательства (например, залог или арест). В результате, органы госвласти, ОМС или конкретные должностные лица должны заключить договор, обратный приватизации, и перевести помещение в список жилого фонда государства. Порядок деприватизации регулируется федеральным законодательством, НПА субъектов и муниципальных образований.

Участие в приватизации

В бесплатной приватизации лицо может участвовать лишь единожды. Несовершеннолетние граждане, которые стали в результате данной процедуры собственниками какой-либо жилой площади, сохраняют за собой повторное право провести бесплатную передачу другого объекта из фонда муниципалитета (субъекта или государства), но уже по достижении 18 лет.

За любым дееспособным совершеннолетним гражданином закреплена возможность приватизировать жилье только один раз, но если квартира была передана ему в собственность до дня 18-летия, то возможно и еще одно участие в данной процедуре относительно другой жилой площади.

Программа бесплатной приватизации

Предложение бесплатно сменить статус муниципального жилья было формально закреплено в 2004 году. С тех пор сроки несколько раз продлевались, и сейчас окончание действия нормы установлен 1 марта 2019 года. Главное – начать процедуру до указанной даты, рассмотрение и регистрация могут быть осуществлены и позднее.

Сущность, принципы и порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Понятие и принципы приватизации государственного и муниципального имущества

В настоящее время отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества урегулированы следующими нормативно-правовыми актами:

  1. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2284 О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятиях в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585 «Об утверждении положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и положения об организации находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе»;
  4. Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 584 «Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества» и др.

Под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Законодательством установлен ряд принципов приватизации государственного и муниципального имущества.

1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество).

3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, установленном Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Под объектами приватизации понимается то государственное и муниципальное имущество, которое может быть приватизировано в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». К объектам приватизации в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» не относятся:

Отчуждение указанного государственного и муниципального имущества регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Приватизации не подлежит также имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается (объектам, изъятым из оборота), а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Субъекты приватизации государственного и муниципального имущества

К субъектам приватизации государственного и муниципального имущества относятся перечисленные ниже лица.

1. Покупатели государственного и муниципального имущества – любые физические и юридические лица, за исключением:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • государственных и муниципальных учреждений;
  • юридических лиц, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований превышает 25 %, кроме случаев, установленных законом (ст. 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

2. Собственники государственного и муниципального имущества – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. От их имени функции собственника осуществляют:

  • ежегодно утверждает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на соответствующий год;
  • издает нормативно-правовые акты по вопросам приватизации;
  • руководит работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества;
  • принимает решения об условиях приватизации федерального имущества;
  • осуществляет контроль за приватизацией федерального имущества и т. д.
Читайте так же:  Социальная пенсия по возрасту (по старости)

б) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое:

  • подготавливает и представляет в Правительство РФ проект прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на соответствующий год, а также отчет о результатах приватизации;
  • осуществляет мероприятия по подготовке объектов к приватизации и передает их для продажи Российскому фонду федерального имущества;
  • обеспечивает публикацию решений об условиях приватизации федерального имущества и т. д.

в) Российский фонд федерального имущества, который действует на основе Постановления Правительства РФ от 25 декабря 2002 г. № 925 «О Российском фонде федерального имущества» и выполняет следующие функции:

  • осуществляет от имени Российской Федерации продажу федерального имущества;
  • обеспечивает оценку федерального имущества;
  • заключает договоры купли-продажи федерального имущества
  • ведет статистическую и бухгалтерскую отчетность в отношении средств, полученных фондом от продажи федерального имущества и др.

Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

Порядок приватизации – предусмотренный законодательством процесс принятия и реализации решения о приватизации государственного или муниципального имущества.

Выделяют четыре этапа приватизации федерального имущества.

1. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. При разработке плана учитываются предложения федеральных органов исполнительной власти о приватизации находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, осуществляющих деятельность в определенной отрасли экономики, и иного федерального имущества. Прогнозный план разрабатывается Федеральным агентством по управления федеральным имуществом и утверждается Правительством РФ ежегодно на очередной финансовый год. Прогнозный план (программа) должен содержать перечень федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ, находящихся в федеральной собственности, и иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем году. В прогнозном плане (программе) указываются характеристика федерального имущества, которое планируется приватизировать, и предполагаемые сроки приватизации.

2. Принятие решения о приватизации имущества. Такое решение принимается Правительством РФ в соответствии с прогнозным планом приватизации федерального имущества. В решении об условиях приватизации федерального имущества должны содержаться следующие сведения:

  • наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные (характеристика имущества);
  • способ приватизации имущества;
  • нормативная цена;
  • срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);
  • иные необходимые для приватизации имущества сведения (ст. 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

3. Приватизация федерального имущества предусмотренным законом способом. Перечень способов приватизации исчерпывается способами, закрепленными в ст. 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»:

  1. преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
  2. продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
  3. продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
  4. продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
  5. продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
  6. продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
  7. продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
  8. продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
  9. внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
  10. продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

4. Представление Правительством РФ отчета о выполнении плана приватизации федерального имущества за прошедший год в Государственную Думу РФ, которое осуществляется ежегодно, не позднее 1 мая.

Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества за прошедший год должен содержать перечень приватизированных в прошедшем году имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, акций открытых акционерных обществ и иного федерального имущества с указанием способа, срока и цены сделки приватизации.

Вместе с отчетом в Государственную Думу РФ представляется информация о результатах приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества за прошедший год.

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления самостоятельно.

Информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

9.1. Понятие, субъект и объект приватизации

Приватизация жилых помещений — это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Таким образом, необходимо сразу выделить субъект и объект приватизации.

Субъектами приватизации являются только граждане Россий­ской Федерации, так как именно им принадлежит право на при­ватизацию. Гражданами Российской Федерации согласно статье 5 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» являются:

1) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»;

2) лица, которые приобрели гражданство Российской Феде­рации в соответствии с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации».

п Гражданство Российской Федерации — это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупно­сти их взаимных прав и обязанностей.

[2]

Согласно статье 6 Конституции России каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами (в том числе и правом на приватизацию) и несет рав­ные обязанности, предусмотренные Конституцией России.

В качестве объекта приватизации выступают жилые помеще­ния (жилые дома, квартиры, изолированные комнаты в комму­нальных квартирах), но не все, а только отнесенные к определен­ным категориям.

Читайте так же:  О выплатах военным работающим пенсионерам

В статье 1 Закона о приватизации определено, что путем при­ватизации осуществляется приобретение в собственность жилых помещений, входящих:

1) в государственный жилищный фонд, который представляет совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве соб­ственности непосредственно Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и субъектам Федерации (жилищ­ный фонд субъектов Федерации);

2) в муниципальный жилищный фонд, т. е. жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным обра­зованиям (муниципальным предприятиям, ведомствам, учреж­дениям).

Таким образом, определение понятия государственной и му­ниципальной собственности дано в гражданском законодатель­стве, но применительно к жилищным правоотношениям оно кон­кретизировано непосредственно в ЖК.

Не все жилые помещения, входящие в систему государствен­ного и муниципального жилья, могут быть приватизированы гражданами. В частности, согласно статье 4 Закона о приватиза­ции не являются объектами приватизации жилые помещения:

1) находящиеся в аварийном состоянии. По данному осно­ванию признаются непригодными для проживания жилые дома (жилые помещения) независимо от того, в жилищном фонде ка­кой формы собственности они находятся, за исключением инди­видуальных жилых домов, находящихся в частной собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах;

2) в общежитиях, так как жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения;

3) в домах закрытых военных городков, где, как правило, раз­мещаются воинские части.

• военные городки воинских частей, расположенные в насе­ленных пунктах и имеющие систему пропусков;

• обособленные военные городки воинских частей, располо­женные вне черты населенных пунктов;

4) служебные жилые помещения, которые предназначены для проживания граждан в связи:

• с исполнением ими трудовых обязанностей в органах госу­дарственной власти, органах местного самоуправления, государ­ственных унитарных предприятиях, государственных или муни­ципальных учреждениях;

[3]

• с прохождением службы, в связи с назначением на государ­ственную должность Российской Федерации или государствен­ную должность субъекта Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или орга­ны местного самоуправления.

При этом допускается приватизация занимаемых граждана­ми жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта (ст. 16 Закона о приватизации). Она осуществляется в соответ­ствии с Законом о приватизации. В этом случае за бывшим най- модателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Жилые помещения, входящие в систему государственного или муниципального жилищного фонда, могут быть приватизи­рованы гражданами Российской Федерации, если они занимают эти жилые помещения или забронировали их.

Несовершеннолетние лица, проживающие совместно с нани­мателем и являющиеся членами его семьи либо бывшими члена­ми семьи, имеют равные права. Они в случае бесплатной прива­тизации занимаемого помещения наравне с совершеннолетними пользователями вправе стать участниками общей собственности на это помещение.

В соответствии с Законом о введении в действие ЖК не явля­лись объектами приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., но Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановле­нии от 15 июня 2006 № 6-П признал данное положение не соответ­ствующим Конституции России и не подлежащим применению.

Конституционный Суд, анализируя положения законодатель­ства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем опреде­ления круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие осо­бенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого по­мещения в частную собственность.

Из приведенной правовой позиции Конституционного Суда следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов госу­дарственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объ­ектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 г., предостав­ляются из государственного или муниципального жилищного фонда, в период общего срока действия норм о бесплатной прива­тизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобрета­емых указанными гражданами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, установление в части 1 ст. 4 Закона о прива­тизации запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 г. в пределах общего срока действия норм о привати­зации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит статье 19 Конституции России, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и граж­данина независимо от пола, расы, национальности, языка, про­исхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Источники


  1. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.

  2. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах. Том 1 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 546 c.

  3. Марат, Ж.П. План уголовного законодательства; Иностранной литературы, 2012. — 152 c.
  4. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 1. — Москва: Высшая школа, 2016. — 251 c.
Объекты и субъекты приватизации жилых помещений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here