Методика расчета ущерба по осаго

Полезная информация в статье: "Методика расчета ущерба по осаго" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Содержание

Приложение. Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

Приложение
к Положению Банка России
от 19 сентября 2014 г. N 432-П
«О единой методике определения размера
расходов на восстановительный ремонт в
отношении поврежденного транспортного
средства»

Единая методика
определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства

Настоящая Методика является обязательной для применения страховщиками или их представителями, если они самостоятельно проводят осмотр, определяют восстановительные расходы и выплачивают страховое возмещение в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», экспертами-техниками, экспертными организациями при проведении независимой технической экспертизы транспортных средств, судебными экспертами при проведении судебной экспертизы транспортных средств, назначаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях определения размера страховой выплаты потерпевшему и (или) стоимости восстановительного ремонта транспортного средства в рамках договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

* Необходимое время приведено без учета подготовительно-заключительньгх работ.

** Категория сложности не связана с нормированием ремонтов транспортных средств отечественных производителей (ремонт N 1, 2, 3) и зависит от степени повреждения:

1 категория — несложные деформации на простых (несложно профилированных) поверхностях;

2 категория — сложные деформации с образованием складок, вытяжкой металла либо несложные деформации на профилированных поверхностях;

3 категория — сложные деформации с изломом ребер жесткости (при нецелесообразности замены, применении реставрации или вставки).

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П
«О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»

1. На основании пункта 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств») настоящим Положением утверждается единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства (далее — Методика) в приложении к настоящему Положению.

2. Настоящее Положение подлежит официальному опубликованию в «Вестнике Банка России» и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 16 сентября 2014 года N 27) вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 года N 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 22, ст. 2774; 2014, N 32, ст. 4490).

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 октября 2014 г.

Регистрационный N 34245

Установлена новая, единая методика определения расходов на восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства при ОСАГО. Она обязательна для всех страховых компаний и экспертов (экспертных организаций).

В методике детально прописана процедура установления наличия и характера повреждений автомобиля. Это делается в ходе осмотра машины. Устанавливаются требования к проведению фотографирования поврежденного транспортного средства.

В исключительных случаях, когда осмотр автомобиля не возможен, повреждения могут устанавливаться без осмотра (при согласии на это потерпевшего и страховщика) на основании представленных материалов и документов (с обязательным приложением фото- или видеоматериалов).

Приведены показатели, в зависимости от которых определяются методы, технология и трудоемкость устранения повреждений. Даны типовые определения и характеристики повреждений.

Также в методике приведен порядок исследования обстоятельств ДТП и установления причин возникновения повреждений автомобиля.

Прописаны правила расчета расходов на материалы, запчасти, оплату работ, связанных с восстановительным ремонтом. Размер расходов на восстановительный ремонт определяется с учетом износа комплектующих изделий, подлежащих замене. В методике устанавливается размер статистической погрешности при расчетах — 10%. Причем он может не применяться, если расчеты производились исходя из замены деталей на бывшие в употреблении.

Согласно методике для ремонта транспортных средств, эксплуатируемых за пределами срока гарантии изготовителя, приоритетным считается использование восстановленных деталей (узлов, агрегатов), если они имеются на рынке, их применение допускается производителем автомобиля и это не ухудшает показатели безопасности машины.

Приведен алгоритм расчета размера износа подлежащих замене комплектующих изделий.

Также прописан порядок расчета стоимости годных остатков в случае полной гибели транспортного средства, которые можно демонтировать и реализовать.

Приведен порядок определения стоимости транспортного средства до повреждения, применяемый при установлении экономической целесообразности ремонта или факта гибели машины.

При подсчете расходов на восстановительный ремонт используются справочники средней стоимости запчастей, материалов и нормочаса работ. В методике установлен порядок их формирования и утверждения.

Новая методика вводится в действие с того момента, как утратит силу прежняя.

Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 432-П «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 октября 2014 г.

Читайте так же:  Независимая оценка ущерба от залива квартиры для суда

Регистрационный N 34245

Настоящее положение вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу постановления Правительства РФ от 24 мая 2010 г. N 361 «Об утверждении Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств»

Текст положения опубликован в «Вестнике Банка России» от 8 октября 2014 г. N 93

Единая методика оценки ущерба по ОСАГО: спасение или путы?

Одним из интересных нововведений 2014 года по ОСАГО стал запуск единой методики оценки ущерба при ДТП. Интересно оно в первую очередь понятностью и прозрачностью для каждого автовладельца. Имея доступ в интернет, теперь любой желающий может проверить правомерность расчёта страховой компании. При этом вовсе не обязательно обладать знаниями эксперта-техника: сервис на портале Российского Союза Автостраховщиков (РСА) на удивление прост и лаконичен. Для получения средней стоимости конкретной детали или нормо-часа работ необходимо всего лишь определить свой «экономический район» (из двенадцати возможных) и указать марку автомобиля.

[1]

За весьма аскетичным интерфейсом скрывается огромный массив информации, включающий десятки миллионов позиций по запчастям. Создатели проекта постарались учесть в нём все основные марки легковых автомобилей. Имеется также перечень наиболее популярных брендов расходных материалов. В основе электронного справочника лежит единая методика расчёта восстановительных расходов, утверждённая Центробанком России. Содержащиеся в нём ценовые ориентиры являются обязательными для применения при оценке стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО.

Купить ОСАГО онлайн – удобный заказ и сравнение цен

Преимущества

Что ж, преимущества инструмента видны, что называется, невооружённым взглядом. Положительной оценки заслуживает факт, что разработанные справочные материалы не осели в специализированных программах для оценщиков и автомастерских, а являются общедоступными. Доступ к сервису предоставляется каждому пользователю без регистрации или иных манипуляций. Преодолев короткую русскоязычную «капчу», можно онлайн узнать стоимость интересующего элемента автомобиля в рублях.

  1. Во-первых, такая возможность существенно упрощает вывод недобросовестного эксперта «на чистую воду». Уличить представителя страховой или оценочной организации в явном занижении причинённого ущерба теперь может практически любой потерпевший, причём без чьей-либо сторонней помощи.
  2. Во-вторых, сервис позволяет собственнику повреждённого автомобиля легко определить целесообразность обращения в суд. Даже имея ориентировочное представление о степени «урезания» полученной выплаты, можно принять взвешенное решение на этот счёт – с учётом потенциальных затрат времени и сил.

Если подобный «эталон» успешно проявит себя на практике, это может привести к заметному сокращению числа разногласий при урегулировании убытков. Ведь как было раньше? Без какого-либо нормативного ценового стандарта «средние» расценки у противоположных сторон конфликта могли отличаться в разы. При статистических изысканиях всегда можно «поправить» результат в желаемую сторону. В итоге – отрицательные отзывы о страховых компаниях и негативное отношение к страхованию в целом. Теперь же существует утверждённое ценовое значение, от которого должны отталкиваться все участники рынка. Соответственно, установленные величины служат аргументом, против которого крайне сложно возражать каждой из сторон.

Особенности работы сервиса

Нюанс, который может в некоторой степени осложнить работу с электронной базой, – это каталожные номера деталей. Именно по ним происходит идентификация элемента для получения информации о его стоимости. Заветную комбинацию символов, соответствующую конкретной запчасти транспортного средства, можно взять из экспертного заключения (если оно уже готово). После осуществления выплаты страховая компания обязана предоставить копию данного документа по запросу выгодоприобретателя (или предъявить выплатное дело для ознакомления). Можно попробовать самостоятельно добыть необходимые данные в электронных каталогах на специализированных интернет-ресурсах. Но, конечно, в таком случае положительный результат не гарантирован.

Необходимо отметить и отсутствие в электронной базе информации по не легковому транспорту. Автобусы, грузовые автомобили, мотоциклы – все эти категории на начало марта 2015 года остаются без единого ценового ориентира. Понятно, что в подавляющем большинстве случаев в ДТП участвуют именно «легковушки». Однако в то же время порой именно с менее распространённым транспортом возникает больше вопросов в части определения размера компенсации. Впрочем, даже по категории «В» усреднённая цена нормо-часа ремонтных работ справочника – не учитывающая их виды – может существенно искажать реальные цифры.

Представители РСА признают несовершенство системы и надеются на обратную связь со стороны экспертов по возможным неточностям, ошибкам и прочим огрехам. Массив данных слишком велик, чтобы гарантировать его безупречность уже на первом этапе эксплуатации. Вполне логично, что сервису предстоят доработки и изменения, которые лишь со временем смогут ликвидировать всевозможные «шероховатости». Так что, увы, при всех положительных сторонах проекта терпения он тоже потребует – как от страхователей, так и от страховщиков.

Но один из недостатков инструмента волею судьбы очень ярко проявился практически сразу после его появления. С 01 декабря 2014 года справочники поступили в распоряжение пользователей, а спустя всего пару недель оказались практически не актуальны. Причина уже может считаться вполне банальной: на фоне взлёта цен автомастерских в связи с резким повышением курса валют «эталонные» стоимости оказались несоразмерно занижены. Да, с учётом обстоятельств РСА обещает к 16 апреля 2015 года завершить обновление данных, приведя их в соответствие с рыночными реалиями. Но к этому моменту пройдёт уже четыре месяца – весьма существенный срок, за который сотни тысяч страховых случаев могут быть урегулированы с занижением компенсаций. И на этот раз – юридически аргументированно.

В этой связи, и без того не совсем предсказуемое отношение судов к данному нововведению может оказаться вполне равнодушным. Видя явное занижение справочных величин, представители Фемиды могут сделать вывод об их изначальной несостоятельности – что рискует стать очередной аксиомой судебной практики. А не хотелось бы. Слишком уж хороша задумка, слишком уж многих проблем она может решить при грамотном подходе. В частности – при более оперативном реагировании надзорных структур на новые вводные данные с учётом макроэкономических и других ключевых изменений.

honestexpert › Блог › Что такое единая методика расчета ущерба после ДТП? (Часть 2)

Продолжаем наше интервью с тренером-консультантов экспертов Хонест Гридневым Максимом на тему единой методики расчета ущерба по ОСАГО.
Часть 2 из 2

Как показывает практика, после введения единой методики равна ли стоимость ущерба, рассчитанная страховой компанией стоимости, рассчитанной независимым экспертом?
Теоретически, если считать по единой базе цен, то выплаты страховой не должны быть меньше расчетов независимой экспертизы, но на практике все не много иначе.
Если использовать механизмы и принципы определения реальной розничной цены, то фактический размер ущерба, зачастую, будет превышать выплаты страховой, особенно по премиальным маркам авто.

Читайте так же:  Особенности типового договора безвозмездного пользования нежилым помещением по гк рф

Почему эксперты Хонеста не всегда используют данные единой базы цен?
Согласно приказу Минюста от 22 января 2015 года не рекомендуется использовать информационные базы данных, упомянутые в Единой Методике Банка России, в следующих случаях:
1) В них (справочниках) отсутствуют прямые ссылки на источники информации, использованные при их составлении.
2)Сведения о стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ отличаются более чем на 10% от среднерыночных цен, определенных согласно принципам и подходам Методики Банка России по традиционным источникам информации в соответствующем регионе.
На данный момент, в единой базе цен не указаны ссылки на источники информации и способ расчета данной цены, поэтому если фактические цены выше, указанных в справочниках, наши эксперты составляют отчет на основе среднерыночных цен.

А как рассчитывают стоимость ущерба страховые компании?
Конечно же, страховым не выгодно использовать среднерыночные цены, поэтому они практически всегда опираются на данные справочников, хотя некоторые компании до сих пор продолжают считать по своим заниженным тарифам.

Что делать, если страховая насчитала меньше, чем должна?
Если вы получили маленькую страховую выплату по ОСАГО, то необходимо составить досудебную претензию, в которой будет указана верная по вашему мнению сумма компенсации.
Скорее всего, если независимая экспертиза пользуется в своей работе единой методикой, и страховая получит претензию, основанную на этих данных, то вы получите правильную сумму. Но не всегда и не в каждой компании.

А что делать, если страховая отказывается от выплаты после получения досудебной претензии?
Если страховая не изменила решения после получения досудебной претензии, то необходимо подавать на нее в суд. Для суда вам потребуется квалифицированный юрист, который сможет правильно изложить ситуацию и получить для вас полную компенсацию.

Можно ли написать досудебную претензию самостоятельно?
Конечно, никто не запрещает вам самостоятельно составить досудебную претензию к страховой, но любая ошибка может привезти к тому, что дело перейдет в суд.
Составление досудебной претензии стоит не дорого (к примеру, в Хонесте 2000 рублей), и за эти деньги вы получите гарантию того, что документ будет составлен правильно и страховая компания его примет.

Изменилось ли отношение страховых к отчетам независимой экспертизы?
Сейчас страховые компании стали строже подходить к полученным претензиям. Так, по новым правилам, отчет должен подписывать эксперт-техник, состоящий в едином государственном реестре экспертов-техников. Если раньше отчет мог подписать оценщик, то теперь такой отчет страховая не примет.
Список экспертов-техников можно посмотреть на сайте Минюста. Также каждому специалисту присваивается индивидуальный номер и выдается соответствующий документ.
Мы не можем отвечать за специалистов других компаний, но в Хонесте все отчеты подписывают эксперты, имеющие соответствующие полномочия.

Имеет ли смысл в настоящей ситуации обращаться за независимой экспертизой и когда это лучше делать?
Несмотря на все изменения, мы по прежнему рекомендуем обращаться за независимой экспертизой сразу после ДТП. Так вы будете знать реальную стоимость ущерба, и будете иметь объективный взгляд на ситуацию, когда получите страховую выплату.

honestexpert › Блог › Что такое единая методика расчета ущерба после ДТП?

С осени 2014 года была введена единая методика расчетов ущерба по ОСАГО. Более подробно о том, что это такое рассказывает тренер-консультант экспертов Хонест Гриднев Максим.
Часть 1 из 2

Что такое единая методика расчета ущерба по ОСАГО?
До прошлого года в России были распространены несколько различных методик расчета ущерба, но все они носили лишь рекомендательный характер. Во время проведения экспертизы, специалист мог пользоваться любой из них, что вызывало определенные противоречия. С целью устранения этих противоречий и была разработана единая методика расчета ущерба.

Кто является автором данной методики?
Официальным автором методики является Центробанк, но фактически разработкой занимался РСА (Российский Союз Автостраховщиков), так как у Центробанка нет своих специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.
РСА в данном вопросе организация заинтересованная, поэтому единая методика учитывает интересы страховщиков.

В чем разница между единой методикой и единой базой цен?
Единая методика расчета ущерба по ОСАГО вступила в силу 17 октября 2014 года. Она обязательна для применения всеми специалистами рынка, включая судебных экспертов, страховщиков и независимых оценщиков, при определении стоимости восстановительных расходов в рамках ОСАГО. В методике описаны алгоритмы и подходы к определению объема повреждений, принципы назначения способов устранения неисправностей.
Методика обязательна к применению только в рамках ОСАГО, когда речь идет о взаимоотношениях страховой компании и физического лица. Во всех других случаях выбор способа расчета стоимости ущерба остается на усмотрение эксперта.
По самой методике вопросов не возникает. Интересен один пункт, в котором указано, что при определении стоимости запасных частей и нормо-часов необходимо использовать данные единой базы цен, опубликованной на сайте РСА 1 декабря 2014 и с этого момента обязательной к использованию.

В единой базе цен есть информация по всем транспортным средствам?
В единой базе цен приведены данные только по распространенным маркам автомобилей. Вы там не найдете данных о мотоциклах и автомобилях премиум класса, таких как Maserati. Для деталей и агрегатов, по которым нет информации в справочниках цен, приведены инструкции по определению стоимости.

Различаются ли среднерыночные цены от цен из единой базы?
Как показали исследования, чем меньше стоимость автомобиля, тем меньше расхождений между фактическими и предписанными ценами. Для автомобилей среднего класса погрешность составляет до 20-30% стоимости, а вот по премиальным моделям разница может доходить до 300%.

Насколько актуальна информация, указанная в единой базе цен?
Согласно закону, актуализация цен происходит 1 раз в полгода. На данный момент действуют цены, установленные 1 декабря 2014 года. Так как объем ущерба по ДТП рассчитывается на дату, в которую это ДТП произошло, то было бы более правильно пересматривать единую базу цен каждые 2 или 3 месяца.
Редкое изменение цен и неустойчивый курс валюты привели к тому, что в настоящий момент указанные, в единой базе данные слабо отражают фактическую ситуацию, особенно по автомобилям премиального сегмента.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Изменилась ли как-то ситуация с учетом износа?
Износ, также как и раньше продолжает учитываться при расчете выплаты по ОСАГО. И, если раньше максимальный процент износа был 80%, то сейчас эта цифра снижена до 50%. Формулы расчета остались прежними и процент износа по-прежнему зависит от возраста и пробега автомобиля.

Читайте так же:  Можно ли выписаться из квартиры имея доверенность на право выписки и образец документа для скачивани

Как новая методика отразилась на гарантийных авто?
Раньше, когда автомобиль находился на гарантии, расчеты стоимости ущерба производились по дилерским ценам, в настоящее время эта система отменена. Сейчас нет разницы: на гарантии ли находится автомобиль или нет. Расчет стоимости ущерба будет проводиться по одним и тем же ценам.
Поэтому, если ваш автомобиль находится на гарантии, мы рекомендуем приобретать полис КАСКО, чтобы иметь возможность получить достаточную компенсацию в случае ДТП.

Изменилась ли к лучшему ситуация после введения новой методики?
На данный момент заметны положительные тенденции. Есть улучшения по отдельным сегментам и компаниям. Сказать, что проблема с недоплатами и отказами страховых разрешилась, к сожалению, мы не можем.

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО 2016

Как известно, страховая программа по ОСАГО в РФ действует больше 10-ти лет. Согласно утверждениям властных органов, полис осаго выступает гарантом уверенности и спокойствия для всех водителей.

Но, многие автолюбители не соглашаются с подобным высказыванием, поскольку единой методикой расчета ущерба по ОСАГО вызывается масса споров и разбирательств в судах. До 1 декабря 2014 года все страховые компании оценивали причиненный в ДТП ущерб согласно своей методики.

Согласно задумки союза автостраховщиков сейчас действует единый, общий для всех СК перечень цен, который должен был сгладить разногласия и помирить автолюбителей и страховые компании.

На самом же деле единая методика еще больше усугубила ситуацию, породив множество недомолвок.

С переменами в области автострахования автолюбители, обращаясь в суд, выигрывали достойные денежные начисления страховыми компаниями, отчего страховщики получали убытки. Чтобы выйти из сложившейся ситуации, страховые компании подняли стоимость полиса ОСАГО на целых 30%, после чего применили единую методику оценивания ущерба, четко разделившую всю территорию РФ на 13 регионов, поскольку в каждом из регионов цена конкретной детали разная. В принципе, применив эту методику, можно оценить запасные части, необходимые для ремонта в результате ДТП, стоит только указать их наименование и присвоенную им серию.

Что такое eдиная методика расчета ущерба по ОСАГО 2016?

Единой методикой расчета ущерба по ОСАГО представлен некий свод найменований деталей и их цен, с помощью чего определяется стоимость ремонта самого автомобиля в конкретном регионе. Эту методику разработали Центральный банк РФ и Российский Союз Автостраховщиков, в результате чего автолюбители автоматически оказались в проигрыше, поскольку были учтены только интересы Российского союза автостраховщиков, а не права и желания самих автолюбителей.

Следует также отметить, что единая методика расчета ущерба по ОСАГО включает только наиболее распространенные в России марки машин и не рассматривает машины премиум-класса, двухколесные мотоциклы. Для этого к документу приложена инструкция, рекомендующая определить стоимость запчастей. В общем, чем ниже цена автомобиля, тем точнее указаны цены в единой методике.

Разногласия среди ТС средней стоимости составляют 20-30%. Исходя из Законодательства РФ, стоимость и цены, приведенные в вышеуказанном документе, должны подвергаться корректировке не реже одного раза за 6 месяцев.

Рассуждая логически, приходим к мнению, что ныне действующий прейскурант был утвержден 1 декабря 2014 года.

Как через базу РСА произвести расчет ущерба по ОСАГО — калькулятор выплаты

Для многих владельцев автомобилей остается загадкой, как страховщики рассчитывают ущерб по ОСАГО.

Чтобы разрешить этот вопрос и снизить количество судебных разбирательств по страховым компенсациям по обязательному страхованию транспорта, была разработана специальная система: единая методика расчета ущерба. О том, что это и как ее можно использовать, будет рассказано ниже.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-40-67 . Это быстро и бесплатно !

Что такое единая методика?

Единая методика расчета ущерба по ОСАГО представляет собой базу данных, в которой хранится информация о стоимости запчастей, стоимости нормо-часов по замене различных деталей и стоимость расходных материалов, которые используются при восстановлении автомобилей (как произвести расчет стоимости запчастей по ОСАГО?). Эта база была запущена 1 декабря 2014 года.

Всего в системе более 40 миллионов записей, которые охватывают большую часть марок и моделей машин. В базе учитываются особенности географического расположения страхователя. Для такого учета, территория Российской Федерации была поделена Российским союзом автостраховщиков на 13 экономических зон.

Кто обязан ее придерживаться?

Согласно с Федеральным законом №40 Российской Федерации, с правками от 2014-го года, единой методикой оценки стоимости ущерба по ОСАГО должны придерживаться следующие категории юридических и физических лиц:
  • Все страховые компании и их штатные сотрудники.
  • Сотрудники страховщиков, которые имеют полномочия по осмотру поврежденных автомобилей (что такое утеря товарной стоимости ТС по ОСАГО?).
  • Технические эксперты, которые прошли специальную аттестацию и были внесены в специальный государственный реестр.
  • Автомобильные эксперты, которые являются сотрудниками судебной технической экспертизы. Отдельно стоит отметить, что помимо обязательств по использованию новой методики, правки к Федеральному закону №40 от 2014-го года, определили требования к техническим экспертам, которые проводят оценку поврежденного транспортного средства.

К этим требованиям относится:

  • Профильный стаж 12 месяцев и более.
  • Высшее техническое образование.
  • Успешное окончание курсов экспертно-технической специализации.
  • Регулярное прохождение курсов повышения квалификация: не реже, чем раз в 5 лет.

Как рассчитать размер повреждений?

Расчет размера ущерба в денежном выражении выполняется на основе нескольких действий, которые определены сводом документов, которые были законодательно закреплены в Приказе №315 Министерства юстиции, в Приказе №714 Минздравсоцразвития и в Приказе №124 Министерства транспорта. К этим действия относится:

    Обследование транспортного средства аттестованным экспертом. Данное действие подразделяется на:
  • Подготовка машины к экспертному осмотру.
  • Проведение первичного осмотра.
  • Обследование повреждений, полученных кузовом автомобиля.
  • Обследование повреждений, полученных каркасом машины.
  • Предварительные технические выводы о способах восстановления транспортного средства.

Все описанные выше положения, связаны с огромным количеством технической информации. Рядовому водителю, не имеющему специализированного образования, невозможно разобраться во всех нюансах.

Изучение имеющейся информации о дорожно-транспортном происшествии. Данное действие предусмотрено для контроля выводов, сделанных сотрудниками ГИБДД, а также для определения настоящих причин всех полученных автомобилем повреждений. Такая работа, включает в себя:
  • Анализ на основе сопоставления экспертов имеющихся фактов о ДТП.
  • Компьютерное моделирование дорожной ситуации, в которой произошло ДТП.
  • Анализ происшествия экспертами узкой специализации (только в случаях, когда другие анализы не смогли дать достоверного ответа).
Читайте так же:  Как правильно оформить дачу в собственность
  • Определение перечня работ по восстановлению и ремонту машины. Данное заключение делается на основе 5 параметров:
    • Затраты на детали автомобиля.
    • Затраты на расходные материалы, которые потребуются при замене деталей автомобиля.
    • Затраты на работу автомобильных ремонтных мастеров.
    • Степень износа заменяемых запчастей.
    • Стоимость пригодных для дальнейшего использования запчастей (рассчитывается только полной гибели машины).

    Цены по всем описанным выше действиям, берутся в единой базе РСА, о которой будет подробно рассказано в отдельном разделе этой статьи.

  • Расчет рыночной цены машины до попадания в аварию. Эта оценочная работа производится для сравнения стоимости ремонта со стоимостью целой машины до аварии. Если стоимость ремонта выше, то для исключения дополнительных финансовых потерь, страховщик может признать машину непригодной для восстановления и выплатить компенсацию равную стоимости машины до ДТП за вычетом сохранившихся деталей.
  • Сводная таблица выплат при нанесении вреда здоровью

    Помимо прямого ущерба транспортному средству, полис обязательного страхования автомобилей предусматривает выплаты по ущербу здоровью водителю и пассажирам.

    Ниже приведена сводная таблица выплат, на которые могут рассчитывать лица, здоровье которых пострадало в ДТП.

    Как посчитать убытки по базе Российского союза автостраховщиков?

    Для расчета по базе РСА, требуется зайти на сайт этой некоммерческой организации, перейти в раздел ОСАГО и выбрать один из трех вариантов:

    1. Средняя стоимость запчастей.
    2. Средняя стоимость нормо-часов (тут же рассчитывается количество нормо-часов, которые нужны для конкретного ремонта).
    3. Средняя стоимость расходных материалов.

    Как узнать среднюю рыночную цену запчастей через РСА?

    Для уточнения средних рыночных цен на запчасти при помощи базы РСА, от страхователя потребуется ввести следующие данные:
    • Дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.
    • Выбрать экономический район из списка предлагаемых системой.
    • Наименование марки застрахованного автомобиля.
    • Каталожный номер запчасти, которую требуется заменить.

    Каталожный номер запчасти, можно узнать, воспользовавшись электронным каталогом на сайте производителя машины. Для этого потребуется ввести VIN-номер автомобиля.

    Онлайн калькуляторы возмещения

    На просторах интернета есть множество калькуляторов, с помощью которых считают ущерб по ОСАГО. К сожалению, они не могут дать достоверных данных о том, какова должна быть сумма страховой компенсации. В большинстве своем, они просто предлагают данные из базы РСА, причем не всегда самые свежие.

    В целом, расчет стоимости ущерба по ОСАГО – это сложный процесс, который в ближайшем будущем не может быть полностью автоматизирован, так как электронные системы пока не способны заменить человека в исследовании повреждений. При этом, проверить честность страховщика и справедливость расчетов на основе акта экспертного оценщика, теперь может каждый гражданин Российской Федерации.

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    +7 (499) 938-40-67 (Москва)
    +7 (812) 467-30-58 (Санкт-Петербург)

    Единая методика расчета ущерба по ОСАГО: методика обмана

    Двенадцать лет нам пытаются доказать, что ОСАГО — это полноценная защита интересов автовладельцев. Разбираемся в очередной инициативе Российского союза автостраховщиков, предусматривающей единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей.

    04 Edinaya metodika_zr 02_15

    РАСЧЕТ ПО ЕДИНОМУ СТАНДАРТУ РСА

    С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному. Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум — и потерпевшие пошли в суды.

    Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно. Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта — единый для всех экспертов.

    Над документом долго работали специалисты РСА — ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!

    БЕЗ УЧЕТА ИНФЛЯЦИИ

    Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой — свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА (autoins.ru) в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.

    miiatura_zr 02_15

    В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Проверим.

    [3]

    Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, — седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница — 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.

    Основная причина нестыковок — стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару, а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.

    Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше — от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).

    [2]

    Есть и другие проблемы. По мнению эксперта Александра Гладышева, некоторые повреждения автомобиля, например перекосы кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В результате стоимость таких работ специалистами страховщиков учитываться не будет. А значит, и денег окажется недостаточно для ремонта автомобиля.

    Читайте так же:  Узнайте, как оформить дарственную на квартиру между близкими родственниками и какова процедура оформ

    НАЙТИ ВЫХОД

    Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант — обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.

    Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, — методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет — методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, — не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.

    Будет ли ремонт качественным? Об этом мы расскажем в следующий раз.

    ВС РФ: единая методика определения размера расходов на ремонт автомобиля не всегда адекватно отражает размер фактического ущерба

    lipik / Shutterstock.com

    28 марта 2016 года в результате наезда на выбоину в покрытии проезжей части дороги принадлежащий С. автомобиль получил механические повреждения переднего и заднего левых колес и заднего левого диска.

    Стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа согласно заключению эксперта составила 59 100 руб. При этом эксперт руководствовался методическими рекомендациями для судебных экспертов без использования Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утв. положением Банка России от 19 сентября 2014 г. № 432-П (далее – Единая методика).

    Считая, что причиненный ущерб подлежит возмещению учреждением «У», не исполнившим надлежащим образом обязанность по содержанию автомобильной дороги, С. обратился в суд с иском, в котором требовал взыскать в его пользу 59 100 руб. в счет возмещения причиненного ДТП ущерба, а также расходы на оплату независимой экспертизы в размере 2500 руб. и юридических услуг в размере 10 000 руб.

    Суд удовлетворил эти требования лишь частично, взыскав в пользу С. сумму ущерба в размере 35 120 руб., 1485,5 руб. расходов на оплату услуг эксперта и 6000 руб. в счет оплаты услуг представителя (решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 21 июня 2016 г. по делу № 2-3292/2016).

    По мнению суда, в ДТП виноваты как водитель, который не учел дорожные и метеорологические условия и допустил наезд на выбоину (ст. 10.1 ПДД), так и учреждение «У», ненадлежащим образом выполнившее обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования. Вина сторон была установлена в процентном соотношении – 20% и 80% соответственно.

    Кроме того, определяя размер ущерба, суд первой инстанции исходил из необходимости применения в данном случае Единой методики и, руководствуясь заключением эксперта, установил размер ущерба равным 43 900 руб.

    С. обжаловал это решение, но апелляция оставила его в силе (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 7 сентября 2016 г. по делу № 33-8609/2016).

    Сочтя позицию судов незаконной, С. обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации, и тот нашел основания для ее удовлетворения (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 23 мая 2017 г. № 50-КГ17-3).

    Сославшись на преамбулу Единой методики, Суд подчеркнул, что ее применение является обязательным при определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства только в рамках ОСАГО. Тогда как правоотношения, возникшие между С. и учреждением «У» законодательством об ОСАГО не регулируются. В данном случае, отметил ВС РФ, применению подлежат нормы об общих основаниях возмещения вреда.

    По общему правилу, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим (ст. 1064 Гражданского кодекса). Лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения расходов, которые оно произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, компенсации утраты или повреждения его имущества (ст. 15 ГК РФ).

    Что касается причинения вреда автомобилю, то, указал ВС РФ, потерпевшему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства. Таким образом, размер подлежащих возмещению расходов должен соответствовать реальным, то есть необходимым, экономически обоснованным, отвечающим требованиям завода-изготовителя, учитывающим условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденным расходам, в том числе расходам на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

    При этом Суд сделал вывод о том, что действующее законодательство не предполагает, что предназначенная исключительно для целей ОСАГО Единая методика безусловно распространяется и на деликтные отношения. Данная позиция была также высказана КС РФ (постановление КС РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П, постановление КС РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П).

    Нижестоящие суды, по мнению ВС РФ, не учли, что произведенные на основании Единой методики подсчеты размера расходов на ремонт не всегда адекватно отражают размер причиненного фактического ущерба и, следовательно, не могут служить единственным средством для его определения.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    В связи с этим Суд признал акты нижестоящих судов незаконными и направил дело в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение, в ходе которого посоветовал в полной мере учесть все юридически значимые обстоятельства, позволяющие установить и подтвердить фактически понесенный потерпевшим ущерб.

    Источники


    1. Краткий юридический справочник для профактива. — М.: Профиздат, 2012. — 432 c.

    2. CD-ROM. Юридические науки. Диск 2. Шпаргалки для студентов. — Москва: РГГУ, 2013. — 418 c.

    3. Панов, А.Б. Административная ответственность юридических лиц. Монография / А.Б. Панов. — М.: Норма, 2016. — 651 c.
    4. Баскакова, М. А. Толковый юридический словарь для бизнесменов / М.А. Баскакова. — М.: Контракт, 2015. — 496 c.
    Методика расчета ущерба по осаго
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here