Государственная кадастровая оценка зачем и как она проводится

Полезная информация в статье: "Государственная кадастровая оценка зачем и как она проводится" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Проведение государственной кадастровой оценки на территории России урегулировано отдельным федеральным законом

Кадастровая оценка представляет собой совокупность процедур, направленных на определение кадастровой стоимости объекта недвижимости для целей налогообложения (и иных предусмотренных законодательством целей), в том числе, на основе рыночной и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта.

Кадастровая оценка проводится по решению уполномоченного регионального исполнительного органа государственной власти, который наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом РФ.

Государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения — не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением внеочередной оценки. Перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, формируется органом регистрации прав на основании решения о проведении оценки. Оценка может быть проведена одновременно в отношении всех видов объектов недвижимости, а также всех категорий земель, расположенных на территории субъекта РФ.

Подготовка к проведению оценки осуществляется до 1 января года определения кадастровой стоимости. Сбор и обработка информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, осуществляются бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Для сбора и обработки такой информации правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости.

Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет.

Уполномоченный орган субъекта РФ в течение 20 рабочих дней со дня получения отчета утверждает содержащиеся в нем результаты определения кадастровой стоимости путем принятия соответствующего акта, который вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Орган регистрации прав в течение 20 рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом ее определения, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дне подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если они затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в специальной комиссии в случае ее создания в субъекте РФ или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Закон вступает в силу с 1 января 2017 года, кроме отдельных положений. К отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

Как и кто проводит государственную кадастровую оценку объектов недвижимости

Автор: Елена Иванова

Что такое кадастровая стоимость объектов недвижимости, как и где получить о ней сведения, мы рассказали в предыдущих статьях. Но, получив эту информацию, многие задаются очередными вопросами: как проводится кадастровая оценка недвижимости на практике? И кто принимает решение о проведении оценки? Ответы – в нашей сегодняшней публикации.

Итак, по порядку. Решение о проведении государственной кадастровой оценки (ГКО) принимаются по инициативе региональных или местных органов власти (орган власти). Проводится оценка не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

Чтобы начать процесс переоценки представители власти на местах отправляют запрос в региональный филиал ФГБУ «ФКП Росреестра». Кадастровая палата Росреестра формирует на основании этого запроса перечень объектов недвижимости, подлежащих оценке, и передает его в орган власти.

Затем орган власти выбирает оценщика. Для этого проводят конкурс на проведение работ по проведению ГКО. С той оценочной организацией, которая выиграла, и заключается договор для исполнения работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

После завершения оценки орган власти утверждает ее результаты, для этого издаёт специальный нормативно-правовой Акт. В обязательном порядке публикует итоговые данные, а также передает их в региональный филиал Кадастровой палаты Росреестра, сотрудники которого вносят результаты оценки в государственный кадастр недвижимости (ГКН).

Теперь подробно о том, как и кто проводит на практике оценку объектов недвижимости. Иначе говоря, о работе самих оценщиков. Во-первых, организация-победитель конкурса на проведение ГКО обязана строго руководствоваться требованиями законодательства об оценочной деятельности.

Во-вторых, использовать для определения кадастровой стоимости ценовую информацию рынка недвижимости. Среди исследуемых факторов: расположение объекта недвижимости, район, в котором он находится, наличие инфраструктуры, близость к дорогам и к объектам социнфраструктуры (магазины, школы, больницы, рынки), назначение объекта, материал наружных стен и т.д. Все эти сведения помогают оценщикам прийти к правильным выводам.

При определении кадастровой стоимости объектов недвижимости в ходе проведения ГКО оценщики распределяют их по группам – по принципу подобности. Для каждой моделируется единая оценочная формула (модель оценки). А потом на основе этого рассчитывается величина кадастровой стоимости всех объектов, входящих в данную группу.

Кроме того именно оценщиками в ходе работ определяются удельные показатели кадастровой стоимости (стоимость 1 кв. метра в рублях) для каждой группы. Умножение его на общую площадь – будь то квартиры, комнаты, земельного участка, гаража – и дает результирующую кадастровую стоимость.

С порядком проведения государственной кадастровой оценки – теперь вы знакомы. А что делать в случае несогласия с этими результатами или с кадастровой стоимостью вашего объекта недвижимости? Ответ прост – оспаривать его. Каждому собственнику закон даёт такое право. Подробнее о способах оспаривания ГКО – расскажем в следующий раз.

Поделиться ссылкой в социальных сетях:

Комментарии к материалу: (пока комментариев нет)

Зачем нужна кадастровая стоимость

Основная цель кадастровой оценки недвижимости – расчет на ее основе имущественного и земельного налогов. Для предотвращения резкого роста налогового бремени до 2020 года действовал мораторий на кадастровую переоценку. Но большинство субъектов РФ выступили за его отмену.

Ныне действующая оценка проводилась в Петербурге поэтапно.

Осенью 2013 года были утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков, в 2014 году – зданий и помещений площадью более 3 тыс. кв. м, а летом 2015-го – свыше 2,5 млн оставшихся зданий, помещений и построек.

ПЕТЕРБУРГ И ЛЕНОБЛАСТЬ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ МОРАТОРИЯ

В июле 2016 года был введен мораторий на кадастровую оценку, используемую для расчета налогов на имущество. Целью моратория, который действует до 2020 года, провозглашалось предотвращение неконтролируемого роста налоговой нагрузки на собственников. Однако после жалоб регионов на налоговый недобор было принято новое решение.

Читайте так же:  Объявление «сдам квартиру» — где разместить и что нужно учесть собственнику образец заявки

Согласно Федеральному закону от 30 ноября 2016 года № 401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» каждый российский регион должен был до 20 декабря определиться, будет ли на его территории и дальше действовать мораторий на пересмотр кадастровой оценки недвижимости.

Большинство субъектов Российской Федерации выступили за отмену моратория. Не дожидаясь наступления часа «икс», первым выразил свою позицию Петербург, а именно представители Комитета имущественных отношений. Уже в начале декабря прозвучало заявление, что моратория не будет.

Начать пересмотр кадастровой оценки в Петербурге планируют в 2018 году, утвердить новые цифры – в 2019-м.

Для этого предварительно еще надо провести реорганизацию государственного унитарного предприятия «Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости» (ГУП «ГУИОН») в государственное бюджетное учреждение (ГБУ) «ГУИОН». Это уже требование другого закона – «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ от 3 июля 2016 года.

Ленобласть определилась в последний момент. «Введение моратория на территории Ленинградской области привело бы к ощутимому снижению поступлений доходов в бюджеты муниципальных образований Ленинградской области различного уровня за счет снижения налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц и организаций. В связи с чем Ленинградская область не вводит мораторий и использует последние утвержденные результаты государственной кадастровой оценки. Это решение не повлечет увеличения налоговой нагрузки на жителей и на предпринимателей», – сообщили БН в пресс-службе правительства Ленинградской области.

ГДЕ УЗНАТЬ КАДАСТРОВУЮ СТОИМОСТЬ

Налог на недвижимость: последний раз по-старому. До 1 декабря 2016 года >>О том, как будет рассчитываться налог на имущество и земельный налог за 2016 год (его нужно будет заплатить до 1 декабря 2017-го), БН подробно рассказывал в отдельной публикации. А вот о том, как при достаточных для того основаниях оспорить кадастровую оценку, чтобы уменьшить налоговую базу, мы еще не писали.

К слову, Закон «О государственной кадастровой оценке» предполагает возмещение убытков собственникам жилья за время действия неправильной кадастровой оценки. Счет заявлений на пересмотр кадастровой стоимости по всей России идет уже на десятки тысяч. И около половины из них удовлетворено.

Конечно, больше всех в пересмотре существующей кадастровой оценки в сторону понижения заинтересованы владельцы коммерческой недвижимости, крупных земельных участков, ведь экономия на налогах в таком случае составит для некоторых из них сотни тысяч рублей. Но и собственники квартир могут столкнуться такой с ситуацией, когда кадастровая стоимость существенно превышает рыночную и затраты на переоценку окупятся.

Прикинуть целесообразность тяжбы можно уже сейчас, не дожидаясь квитанций из налоговой.

Примерную рыночную стоимость своей квартиры каждый способен определить самостоятельно. Достаточно просмотреть листинги с предложениями о продаже, чтобы сориентироваться в порядке цен.

Для получения официального документа о рыночной стоимости объекта придется обратиться к оценщикам.

Кадастровую стоимость своей недвижимости нетрудно узнать на портале Росреестра.

Для этого там существует несколько сервисов: «Получение сведений из ГКН» (займет пять рабочих дней), «Публичная кадастровая карта» (информация сервиса является справочной и не может быть использована в виде юридически значимого документа), «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» (это самый быстрый способ узнать кадастровый номер и кадастровую стоимость, достаточно адреса объекта) или «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки».

Если по каким-либо причинам не удалось получить сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости на портале Росреестра, можно запросить кадастровую справку о кадастровой стоимости из ГКН (напомним, что с 1 января 2017 года ГКН и ЕГРП объединяются в Единый реестр недвижимости). Для этого надо обратиться в филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра или многофункциональный центр (МФЦ, «Мои документы») лично либо направить запрос по почте. Если в ГКН есть сведения о кадастровой стоимости объекта, кадастровая справка будет предоставлена бесплатно не позднее чем через пять рабочих дней со дня получения запроса.

Теперь, зная кадастровую стоимость и кадастровый номер своей квартиры, дачи или земельного участка, мы воспользуемся другим электронным сервисом, который предоставляет сайт Федеральной налоговой службы. Это «Налоговый калькулятор», с помощью которого производится расчет земельного налога и налога на имущество физических лиц, исчисляемых исходя из кадастровой стоимости. Достаточно ввести кадастровый номер объекта, и вы узнаете, сколько вам нужно будет заплатить за 2016 год.

Далее нам необходимо вычислить величину налога, каким он, по нашему мнению, должен был быть при «справедливой» кадастровой оценке, то есть совпадающей с рыночной.

Представители бизнеса справятся с этой задачей самостоятельно. А для физических лиц эксперты уже всё подсчитали на конкретных примерах.

Так, если кадастровая стоимость квартиры составляет 7,2 млн руб., а на рынке ее объективно не продашь дороже 6,5 млн руб., разница в налоговых платежах составит всего-то 700 руб. в год. При этом на процедуру оспаривания вы потратите не меньше 15 тысяч. Экономического эффекта удастся добиться через 20 с лишним лет. Но есть нюанс: планировать на 20 лет мы не можем, кадастровая оценка 2015 года (для Петербурга) будет действовать, скорее всего, только до 2019-го. И выигранный сейчас спор на новую оценку-2019 распространяться уже не будет: все придется начинать сначала. И так каждые два-три года, ведь именно с такой периодичностью закон предписывает проводить переоценку в Петербурге. Для Ленобласти этот срок – три-пять лет.

КАК ОСПОРИТЬ КАДАСТРОВУЮ ОЦЕНКУ

Но предположим, что мы имеем дело с каким-то вопиющим случаем ошибки при кадастровой оценке и разница между рынком и кадастром в разы. В центральных районах города вполне могут встретиться такие отклонения от нормы, когда убитая халупа приравнивается к дворцу.

Оспорить кадастровую оценку можно в суде и в специальной комиссии при Росреестре.

Физические лица могут сразу подавать в суд, а вот для юридических предварительное обращение в комиссию обязательно.

Для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости нужно подать в комиссию заявление и приложить следующие документы:

  • кадастровую справку с указанием оспариваемой стоимости,
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего документа на объект недвижимости – договор купли-продажи, договор ренты, свидетельство о наследстве (по закону или по завещанию), договор дарения, договор передачи в случае приватизации;
  • отчет об оценке рыночной стоимости объекта (главная статья расходов, не считая судебных издержек).

На рассмотрение заявления отводится месяц. Если комиссия не согласилась пересматривать кадастровую стоимость, можно обратиться в суд. Вероятность снизить кадастровую стоимость в досудебном порядке, по словам экспертов, равна 25-30%.

Государственная кадастровая оценка

Каждому, кому доводилось осуществлять куплю-продажу земельного участка или платить налог на землю, знакомо понятие кадастровой стоимости. В большинстве случаев кадастровая стоимость коммерческой недвижимости является чрезмерно завышенной, что существенно увеличивает стоимость земли и объектов капитального строительства, величину налога на недвижимость и землю, а также арендную плату. Чтобы понять, почему кадастровая стоимость зачастую бывает необоснованно высокой, необходимо разобраться в порядке проведения и особенностях государственной кадастровой оценки.

Читайте так же:  Квитанция за коммунальные услуги, образец

Кадастровая оценка: что это такое и каковы ее цели?

Начнем с определения государственного земельного кадастра. По сути своей — это структурированный реестр всех земельных участков в России, содержащий в себе их подробное описание, подтвержденное сопроводительной документацией. Наличие такой централизованной и всеобъемлющей базы данных позволяет не только избежать множество нарушений в земельно-правовых отношениях, но и отслеживать тенденции целевого использования земли и строений. Но, разумеется, основная цель государственного кадастра заключается в создании подробного перечня стоимости земельных участков, которой можно будет оперировать при осуществлении купли-продажи. Именно в целях выяснения и последующего занесения в кадастр стоимости земли и размещенных на ней объектов, проводится государственная кадастровая оценка.

Какие задачи призван решить официальный реестр стоимости земельных участков? В первую очередь, это необходимо для государственного бюджета и одной из основных статей его пополнения, а именно — налогов. Четко установленная кадастровая стоимость позволяет не только максимально точно рассчитать земельные налоги но и осуществлять прогнозирование налоговых сборов на годы вперед.

Еще одна функция кадастра официальных сведений о стоимости земли и объектов капитального строительства — оптимизация управления недвижимостью на уровне субъектов РФ. Распределение участков между потенциальными собственниками, целевое назначение земли и зданий, выдача разрешения на строительство. Все эти операции местным властям будет удобнее осуществлять при наличии единого реестра земельных участков.

Ну и конечно же, любой объект недвижимости может быть предметом сделки между частными лицами. А значит, наличие официально зафиксированной кадастровой стоимости позволяет владельцу участка оперировать ей при продаже, передаче в аренду или каких-либо еще экономических операциях с землей и строениями, ведь именно кадастровая стоимость является стартовой при выставлении недвижимости на торги.

Порядок проведения и особенности государственной кадастровой оценки

На данный момент кадастровая оценка земель и объектов капитального строительства находится в ведении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, так же известной как Росреестр. Однако, в 2017 году вступил в силу Федеральный закон № 237-ФЗ, согласно которому полномочиями по кадастровой оценке наделяются государственные бюджетные учреждения, а значит весь контроль за деятельностью данных госорганизаций будет возложен региональные власти. Новые правила оценки должны вступить в силу уже в 2020 году, но по желанию местных властей некоторые субъекты федерации могут начать оценивать по-новому уже в 2018 году.

Государственная кадастровая оценка земель и размещенных на ней сооружений проводится не чаще одного раза в три года и не реже одного раза в пять лет. В этом правиле есть только одно исключение — в крупнейших городах страны, а именно Москве и Санкт-Петербурге, обязательная кадастровая оценка должна проводиться не реже одного раза в три года. Данная процедура осуществляется одновременно для всех земельных участков и строений, расположенных в пределах отдельно взятой административно-территориальной единицы. Важно понимать, что в процессе государственной кадастровой оценки, определяется стоимость не только земли, но и размещенных на ней объектов капитального строительства. Поскольку по закону любые строения считаются неотделимой частью земли, итоговая кадастровая стоимость представляет собой сумму стоимости участка и находящегося на его территории здания.

Начинается государственная оценка с решения о ее проведении, а также формирования списка участков, в отношении которых она будет осуществлена. Осуществление данной задачи законодательно возложено на соответствующие органы в каждом субъекте федерации. После этого оцениваемая территория делится на зоны, причем принадлежность участка к той или иной зоне способна сильно повлиять на результаты кадастровой оценки. Это связано с тем, что разные зоны могут различаться по целевому назначению земель, что сильно влияет на ценность земли и строений. В целом, процедура государственной кадастровой оценки предполагает следующие этапы:

  • Сбор необходимой информации. В данный этап входит изучение регионального рынка недвижимости, сравнительный анализ цен на объекты самого разного целевого назначения, разбор законодательных нюансов, а также судебной практики по данному вопросу;
  • Зонирование оцениваемой территории;
  • Определение и подтверждение показателей стоимости, используемых при оценке;
  • Оценка стоимости каждого конкретного участка в пределах определенной зоны;
  • Оформление результатов кадастровой оценки с последующим внесением в госреестр;

Но, наличие четко определенного порядка проведения оценки не отменяет некоторых особенностей проведения данной процедуры. Говоря о государственной кадастровой оценке, очень важно учитывать целевое назначение оцениваемой земли и строений. Например, кадастровая оценка населенных пунктов осуществляется, как правило, с применением сравнительного подхода к оценке, то есть на основании статистических данных по рыночным ценам на аналогичные объекты. Однако, та же самая процедура, но уже в отношение объектов сельскохозяйственного назначения, требует применения доходного подхода, ведь одним из главных параметров, влияющих на стоимость, является показатель рентного дохода. Такие моменты регулярно встречаются в сфере оценки и именно они зачастую оказывают существенное влияние на кадастровую стоимость объекта.

В итоге, несмотря на наличие четко определенного порядка оценки и всеобъемлющую правовую базу, на основании которой она проводится, на практике результаты государственной оценки земель и объектов капитального строительства населенных пунктов зачастую оказываются необоснованно завышенными. Высокая кадастровая стоимость сильно увеличивает налоги на землю и имущество, а также арендную плату, так как базой для их исчисления служит та самая кадастровая стоимость объектов, определенная в ходе государственной кадастровой оценки. А высокая налоговая нагрузка, в свою очередь, значительно снижает рентабельность коммерческой недвижимости, поэтому, если вы не согласны с результатами государственной кадастровой оценки, самым верным вариантом будет оспаривание кадастровой стоимости в комиссии о рассмотрении споров о результатах определения кадастровой стоимости и суде. Данные дела имеют хорошие перспективы и при грамотном выборе специалистов по оспариванию, в большинстве случаев принимается решение о пересмотре кадастровой стоимости в сторону ее существенного уменьшения.

[2]

О новых правилах кадастровой оценки с 2017 года

С 01.01.2017 г. Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлен новый порядок проведения государственной кадастровой оценки.

За бюджетным учреждением закрепляется комплекс функций, направленных на непрерывное сопровождение процесса определения кадастровой стоимости:

определение кадастровой стоимости на основании единой методики;

предоставление разъяснений, связанных с определением кадастровой стоимости, рассмотрение обращений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;

сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения.

Кроме того, закреплено, что государственные бюджетные учреждения будут определять кадастровую стоимость вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Читайте так же:  Как получить выписку из егрн на квартиру через госуслуги и другими способами онлайн и офлайн

Кадастровая оценка будет проводиться по решению властей субъекта РФ не чаще 1 раза в 3 года и не реже 1 раза в 5 лет. При этом не будет учитываться проведение внеочередных оценок.

Внеочередная оценка будет проводится после 1 января 2020 года в случае резкого падения рыночных цен (более чем на 30%) либо в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости по основанию установления рыночной стоимости в отношении тридцати и более процентов объектов недвижимости, которые расположены на территории субъекта Российской Федерации и сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Ответственность за деятельность, связанную с определением кадастровой стоимости, в соответствии с законодательством Российской Федерации, несет бюджетное учреждение.

Законом предусмотрена подготовка к проведению кадастровой оценки, в рамках которой должен быть осуществлен сбор всей необходимой для проведения такой оценки информации.

Одним из ключевых изменений процедуры пересмотра кадастровой стоимости является отмена обязательного досудебного порядка урегулирования споров для юридических лиц.

Теперь законом установлено, что для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, будет осуществляться путем непосредственного обращения в бюджетное учреждение, которое такую кадастровую стоимость определило. Причем допускается изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок, только в сторону понижения.

Еще одним изменением стало увеличение срока на подачу заинтересованными лицами замечаний по промежуточным отчетным материалам государственной кадастровой оценки до 60 дней.

Оспаривание кадастровой стоимости будет производиться по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т. е. либо по нормам Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» либо по новому закону о кадастровой оценке.

Результаты кадастровой стоимости можно будет оспаривать на основании отчета о рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости будут создаваться госорганом субъекта РФ.

Таким образом, проведение кадастровых оценок будет осуществляться под полной ответственностью субъекта Российской Федерации, учрежденным им бюджетным учреждением только после накопления им в полном объеме необходимой для проведения кадастровой оценки информации.

На территории Вологодской области создание такого бюджетного учреждения планируется завершить до конца 2017 г. На 2018−2019 г. г. запланирована подготовка и проведение государственной кадастровой оценки по всем категориям земельных участков, на 2019−2020 г. г. — по объектам капитального строительства.

С 2020 года кадастровая оценка будет проводиться по новой единой методике. Как самим рассчитать налоги?

К 2020 году будет введен институт государственных кадастровых оценщиков, и полномочия по определению кадастровой стоимости будут переданы государственным бюджетным учреждениям, созданным субъектом РФ. Что изменится с введением новой методики кадастровой оценки, вырастет ли стоимость кадастровой оценки объектов, какие новые функции появятся у кадастровой палаты?

По последним данным, комиссии по пересмотру кадастровой стоимости больше половины решений приняли в пользу граждан. Все больше россиян стали оспаривать кадастровую стоимость своих квартир и дач. Показатель серьезный, ведь именно от этого зависят налоги на недвижимость. Да и суммы, на которые граждане смогли «удешевить» свою недвижимость впечатляют.

Достаточно назвать цифры только в одном, «среднем» регионе страны. Так, в 2017 году комиссия при Управлении Росреестра по Псковской области рассмотрела 513 заявлений о снижении кадастровой стоимости объектов недвижимости. Итог — были приняты решения об уменьшении ранее установленной общей кадастровой стоимости 386 объектов. В денежном эквиваленте — это более четырех миллиардов рублей.

Цифра для непосвященного кажется огромной, но в Росреестре говорят, что это всего 0,06 процента от общего количества объектов недвижимости, сведения о которых на 1 января 2018 года содержались в ЕГРП. К слову, там есть сведения на 161,8 миллиона объектов по всей стране. По итоговым цифрам хорошо заметно, что успешно оспаривать кадастровую стоимость год от года граждане стали чаще. Если сравнить эти цифры с 2016 годом, то количество рассмотренных комиссиями заявлений выросло на 7,5 процента.

В самом Росреестре напоминают, что любой человек, несогласный с оценкой кадастровой стоимости своей недвижимости, может оспорить ее результаты. Вариантов на выбор предлагается два.

Можно пойти в суд, но проще и надежнее обратиться в специальные комиссии по оспариванию. Они созданы при управлениях Росреестра абсолютно во всех регионах России.

Напомним, что заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.

В Росреестре назвали самую свежую цифру — с января по декабрь 2017 года решение в пользу заявителя принято комиссиями в отношении 58,2 процента заявлений. Фактически это означает, что чуть ли не каждое второе заявление недовольных кадастровой оценкой граждан было удовлетворено.

Росреестр напомнил, что он сам не проводит кадастровую оценку объектов недвижимости. Но он участвует в исправлении ее оценки, если у собственников, или как выражаются чиновники — у правообладателей, появились сомнения в ее правильности.

Стоит напомнить, что до 1 января 2017 года кадастровую стоимость объектов недвижимости по всей стране определяли так называемые независимые оценщики.

Работа независимых оценщиков вызывала и до сих пор вызывает немало вполне справедливых нареканий. В их расчетах попадались не только чисто арифметические ошибки, но и просто неграмотные действия. В некоторых регионах одинаковые объекты недвижимости стоили совсем не одинаково, в других же регионах кадастровая оценка дворца вдруг оказывалась ниже стоимости лачуги.

[3]

А вот потом оспаривать результаты работы независимых оценщиков было невероятно сложно.

Количество нареканий перешло все границы, и стало понятно, что ситуацию необходимо менять. Причем кардинально.

Новые функции Кадастровой палаты

Как известно, с 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке». В связи с этим изменились и функции Кадастровой палаты.

Росреестр участвовал в разработке проекта этого закона и последовательно выступал за принятие его положений. Для тех, кто не очень хорошо знаком с этим важным для буквально каждого собственника законом, стоит напомнить следующее.

Согласно новому закону государственная кадастровая оценка будет проводиться во всех субъектах Российский Федерации по новым правилам с 2020 года. При этом регионы по своему усмотрению могут начать проведение государственной кадастровой оценки по новым правилам уже с 2018 года.

Закон «О государственной кадастровой оценке» предусматривает введение института государственных кадастровых оценщиков и передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям.

Эти государственные учреждения будут на постоянной основе определять кадастровую стоимость объектов недвижимости. И не важно каких — хоть дачи на шести сотках, хоть огромного частного завода или гостиницы.

Читайте так же:  Парковка во дворах

Ответственность за работу новых государственных структур по проведению кадастровой оценки будет возложена на региональные органы власти.

В Росреестре напомнили, что новый механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

Что изменит новая методика кадастровой оценки?

Напомним, что методика – это часть новой системы проведения и оспаривания государственной кадастровой оценки, введенной 3 июля 2016 года федеральным законом № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». Полный переход на неё рассчитан до 2020 года. Кадастровую оценку сегодня проводят независимые оценщики. К 2020 году будет введен институт государственных кадастровых оценщиков, и полномочия по определению кадастровой стоимости будут переданы государственным бюджетным учреждениям, созданным субъектом РФ.

Эксперты отмечают, что новая методика создана на основе федерального стандарта оценки (ФСО) № 4 и полученного оценщиками опыта. Система расчёта осталась той же, по которой работали оценщики, она стала лишь более подробно расписана.

Объекты недвижимости будут оцениваться с учетом экономических, экологических и социальных факторов региона, таких как уровень жизни населения, процент миграции, социальный состав жителей, инфляция, уровень ВВП субъекта РФ, наличие источников, загрязняющих природную среду.

При этом будет учитываться фактическое, а не «возможно выгодное использование строения и участка», как оценивалось ранее. К неблагоустроенным объектам (без газа, отопления, горячего водоснабжения, электричества и канализации) будет применяться понижающая корректировка.

Юристы считают также, что новая методика прибавит работы оценщикам, и стоимость их работы для потребителя скорее всего вырастет.

Зачем нужно больше информации об объектах недвижимости

Акцент сделан на учёт ряда ценообразующих факторов, таких как ситуация на рынке недвижимости, макроэкономическое окружение, состояние объекта, то есть степень его физического износа и прочее. Также принимается в расчёт историческая ценность объекта – очевидно, что оценщики все вышеназванные факторы всегда учитывали.

[1]

Более того, в последние годы оценочное сообщество и на уровне саморегулируемых оценочных организаций (СРОО), и в формате работы экспертов на площадках рабочих групп при министерстве экономического развития многое сделало для совершенствования методик.

Основная проблема, к сожалению, никакими методиками не решается. Речь идёт о базах данных и источниках, которые необходимы для анализа рынка. На сегодня общепризнанным в среде специалистов является факт, что именно недостатки баз данных Росреестра – основная причина проблем в оценке.

И без решения этой проблемы ни работа независимых оценщиков, ни передача полномочий по оценке в ГБУ в данном вопросе «погоды не улучшит». Уже и Росреестр признал, что основные ошибки в кадастровой оценке объектов произошли не из-за того, что методика оценки плоха, а из-за того, что информация, внесенная в базу Росреестра, мягко говоря, неполная, – где-то нет конструкций объектов, где-то неправильно указана площадь и т. д.

Вырастет ли кадастровая стоимость?

Как пояснили в Кадастровой палате, кадастровая стоимость не будет меняться (также сохраняется право на обжалование кадастровой стоимости за правообладателями земельных участков) в нескольких случаях.

Не будет меняться кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г., меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость.

Если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 г. или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения. В то же время, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

В таком случае кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 г. с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Кадастровая стоимость после 1 января 2017 г. определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 г. или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения, если на 1 января 2014 г. отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.

Как правильно оспорить кадастровую стоимость

Оспорить кадастровую стоимость можно, если при оценке использовались неверные сведения об объекте недвижимости, например, неправильная площадь, и если кадастровая стоимость оказалась выше рыночной. Для этого необходимо обратиться в специальную комиссию по оспариванию кадастровой стоимости при Росреестре либо в суд. Более быстрый способ скорректировать кадастровую стоимость – это обратиться в комиссию. Порядок обращения в комиссию можно узнать на официальном сайте Росреестра (http://rosreestr.ru) или по телефону кол-центра 8 (800) 100-34-34.

Физические лица могут выбирать – обратиться в суд или в комиссию, а юридические лица обязаны сначала обратиться именно в комиссию. Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается в течение одного месяца.

Вместе тем, согласно федеральному закону № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года кадастровая стоимость меняться не будет, право на обжалование кадастровой стоимости также сохраняется за правообладателями объектов недвижимости».

Как будут увеличатся налоги на недвижимость

До 2020 года налог на недвижимость будет постепенно увеличиваться. Расчёт налога будет осуществляться от кадастровой стоимости, а не от инвентаризационной, которая ниже первой. По некоторым объектам разница может достигать десятков раз. К этому времени для объектов с кадастровой стоимостью недвижимости менее 10 млн рублей, сумма налога составит 0,1 % от стоимости в год, до 20 млн рублей – 0,15 %, дороже 20 миллионов – 0,2 %.

Кроме этого при исчислении налога расчёт будет производиться не от кадастровой стоимости всего объекта, а от кадастровой стоимости за минусом вычета. На квартиру такой вычет составляет 20 кв. метров, на комнату – 10 кв. м, на жилой дом – 50 кв. м, на единый недвижимый комплекс – 1 млн рублей. Например, если площадь квартиры 48 кв. метров, то налог будет исчисляться с 28 кв. метров.

Лента новостей

Онлайн-версии

  • Категория:Закон

Новые правила кадастровой оценки недвижимости

С 2020 года во всех субъектах Российский Федерации государственная кадастровая оценка будет проводиться по новым правилам. Почему это важно? На основе кадастровой оценки объекта недвижимости – квартиры, дома, земельного участка – рассчитывается налог на имущество физических лиц, который платят все собственники. «Всё о новостройках» узнал, какие новеллы содержит новая редакция закона.

В 2015 году в России вступил в силу закон, который устанавливал новые правила расчета налога на имущество – с учетом кадастровой оценки объекта недвижимости. Ранее для этих целей применялась инвентаризационная стоимость. Соответствующие данные хранились в БТИ. И уже с 2016 года пилотные регионы начали платить налог, рассчитанный по новым правилам. Суммы налогов за конкретные квартиры и дома в большинстве своем выросли. Хотя были и обратные случаи, когда налог стал меньше.

Читайте так же:  В каких случаях можно вернуть невозвратные билеты на самолет

От инвентаризационной стоимости – к кадастровой оценке

Дело в том, что кадастровая оценка по сути своей – это рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная на конкретный момент времени. Например, на 1 января того или иного года. Следующая кадастровая оценка должна быть проведена в регионе не менее чем через 3 года и более чем через 5. Весь период между кадастровыми оценками для налогообложения применялась существующая оценка вне зависимости от изменения реальной рыночной стоимости недвижимости. Это особенно ярко проявилось во время кризиса, когда цена недвижимости упала, а кадастровая оценка сохранилась на прежнем уровне. Более того, в соответствии с законом ежегодно налог повышался на 20 %, поскольку применялись так называемые повышающие коэффициенты, которые должны были облегчить для россиян переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой оценке. В итоге стоимость недвижимости падала. А налог рос. Парадокс. Кроме того, в кадастровой оценке объектов недвижимости допускались многочисленные ошибки.

Так, в июле 2018 года Росреестр обнародовал статистику оспаривания кадастровой стоимости. По подсчетам ведомства за 6 месяцев 2018 года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости приняли 61 % решений в пользу граждан.

Если быть совсем точным, то комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели 12 882 заявления граждан, и касались они 20 256 объектов.

Напомним, в случае несогласия с оценкой оспорить ее результаты можно в суде или в специальных комиссиях по оспариванию, созданных при управлениях Росреестра во всех регионах России. А заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.

Дело в том, что ранее кадастровую стоимость объектов недвижимости определяли независимые оценщики. Итоги их деятельности утверждали региональные и местные органы власти. Но многочисленные обращения граждан за пересмотром кадастровой стоимости показали, что система работает далеко не безупречно и ее надо менять. Кроме того, применение такого порядка исчисления налога на имущество физлиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан. На ситуацию обратил внимание президент Владимир Путин в ежегодном послании президента Федеральному Собранию.

«Когда некоторые коллеги убеждали нас, и меня в том числе, использовать рыночную стоимость недвижимости при расчете этого налога, они говорили, что старые, устаревшие оценки БТИ – это анахронизм. Однако в реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Мы так не договаривались, и люди от нас этого не ожидали», – указал Владимир Путин.

Глава государства поручил уточнить механизм расчета налога и определения кадастровой стоимости недвижимости – в любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость.

Кадастровая оценка по-новому

В новой редакции федерального закона «О государственной кадастровой оценке» предусматривается применение на всей территории страны единой методики кадастровой оценки, основанной на принципах единообразия и обоснованности. Этот механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

В настоящее время Росреестр не проводит государственную кадастровую оценку. Новая система государственной кадастровой оценки предусматривает передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут заниматься этой деятельностью на постоянной основе. Ими могут быть как вновь созданные, так и уже существующие учреждения, наделенные соответствующими полномочиями. Ответственность за их работу возложена на региональные органы власти.

Одним из ключевых изменений проведения работ по определению кадастровой стоимости стало появление нового понятия «подготовка к проведению государственной кадастровой оценки». Считается, что это самое главное, так как в рамках подготовительных работ проводится уточнение сведений об объектах оценки, а также сбор полной рыночной информации и сведений о ценообразующих факторах.

Также бюджетные учреждения уполномочены предоставлять разъяснения в части определения кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок.

Закон о кадастровой оценке вводит новое понятие «федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки».

Росреестр будет осуществлять надзор за деятельностью бюджетных учреждений. При этом в задачи Росреестра входит проведение мероприятий, направленных на недопущение ошибок в деятельности таких учреждений, а не на их выявление. В частности, ведомство планирует установить постоянное наблюдение за порядком действий бюджетных учреждений и органов власти в части проведения кадастровой оценки, и при наличии возможных недопустимых отклонений оперативно указывать на их наличие. Такие надзорные полномочия ведомства предусмотрены новым законом наравне с внутренним контролем качества оценки на региональном уровне. Таким образом, в законе предусмотрены механизмы для предупреждения возникновения ошибок, а также устранения их последствий максимально безболезненно для граждан. Росреестр, как и сейчас, будет вносить в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость объектов, полученную в результате государственной кадастровой оценки.

Также новым законом сохранен механизм оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде либо в комиссиях по рассмотрению споров, которые будут создаваться уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

В Новосибирской области определять кадастровую стоимость объектов недвижимости в соответствии с законом о кадастровой оценке будет государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации», созданное распоряжением правительства Новосибирской области от 04.05.2018 № 163-рп «О реорганизации областного государственного унитарного предприятия «Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области»».

Ответственность за работу государственного бюджетного учреждения возложена на региональные органы власти, в Новосибирской области – на департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.

В Новосибирской области государственная кадастровая оценка по новым правилам будет проводиться с 2019 года.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В числе первоочередных работ на территории Новосибирской области планируется проведение государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель особо охраняемых территорий и объектов и земель водного фонда.

Источники


  1. Лазарев, В. В. История и методология юридической науки. Университетский курс для магистрантов юридических вузов / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Норма, Инфра-М, 2016. — 496 c.

  2. Михайловская, Н.Г. Искусство судебного оратора / Н.Г. Михайловская, В.В. Одинцов. — М.: Юридическая литература, 2016. — 176 c.

  3. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
Государственная кадастровая оценка зачем и как она проводится
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here