Что такое земельная доля, особенности ее правового регулирования

Полезная информация в статье: "Что такое земельная доля, особенности ее правового регулирования" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИСТРАТОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ. РЕГИСТРАЦИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2005 года

Список основных сокращений

Глава 1. Государственное управление в Российской Федерации. Государственное управление в области юстиции

Глава 2. Государственная гражданская служба в Российской Федерации

Глава 3. Правовые основы регистрационной деятельности

3.1. Субъекты гражданских правоотношений

3.4. Объекты гражданских правоотношений

3.5. Сделки. Сделки с недвижимостью, подлежащие государственной регистрации

3.7. Право собственности и иные вещные права

3.8. Общие положения об обязательствах и договорах. Виды договоров

3.8.5. Предприятие как особый объект недвижимости. Продажа предприятия . Государственная регистрация прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним

3.9. Понятие, принципы и способы приватизации государственного (муниципального) имущества

3.10. Правовое регулирование земельных отношений

Глава 4. Регистрационная деятельность. Порядок и условия проведения госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.1. Понятие, цели, задачи и принципы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.2. Момент возникновения прав на недвижимое имущество. Признание ранее возникших прав

4.3. Участники отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

4.7. Представление документов на госрегистрацию прав. Лица, имеющие право обращаться с заявлениями о госрегистрации

4.7.1. Требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав

4.8. Порядок проведения государственной регистрации

4.9. Правовая экспертиза документов и проверка законности сделки

4.17. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество, установленных решением суда, арбитражного суда или третейского суда

Глава 5. Налогообложение и оценка в сфере недвижимости

5.2. Порядок уплаты и размеры государственной пошлины, взимаемой за совершение нотариальных действий

5.4. Налог на доходы физических лиц. Налогообложение доходов от аренды и реализации недвижимого имущества. Имущественные налоговые вычеты

5.5. Налог на имущество физических лиц

5.6. Налог на землю

Глава 6. Основы информатизации регистрационной деятельности

Административная реформа в Российской Федерации значительно изменила систему государственного управления и государственной службы в стране. Принятые за последнее время федеральные законы систематизировали государственную службу по видам и уровням, определили трехзвенную структуру федеральных органов исполнительной власти и разграничили функции федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Подверглось реформированию и государственное управление в области юстиции.

Результатом административной реформы, проводимой в Российской Федерации, стало, в частности, создание в системе Министерства юстиции Российской Федерации Федеральной регистрационной службы и ее территориальных органов. В сжатые сроки проведена федерализация системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. За время, истекшее с момента принятия Указа Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1315 «Вопросы Федеральной регистрационной службы» , проделана большая и ответственная работа: образованы регистрационные округа, работники Росрегистрации и ее территориальных органов наделены статусом федеральных государственных гражданских служащих, подготовлено и принято большое число нормативных правовых актов.

СЗ РФ. 2004. N 42. Ст. 4110.

Кардинальная перестройка аппарата управления повлекла за собой изменение компетенции государственных органов и существенное обновление персонального состава федеральной государственной службы. Значительно обновились кадры государственных регистраторов. На государственных регистраторов, получивших статус федеральных государственных служащих, возлагаются соответствующие высокому статусу обязанности, первая из которых — неукоснительно соблюдать требования действующего законодательства при исполнении служебных обязанностей.

Динамично развивается законодательство о недвижимости и государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом. В 2004 — 2005 гг. принято немало нормативных правовых актов, среди которых Федеральный закон от 29.12.2004 N 196-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (принят ГД ФС РФ 22.12.2004), Федеральный закон от 30.12.2004 N 216-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и др. Принятие указанных законодательных актов серьезно повлияло на процедуру государственной регистрации прав и сделок с недвижимым имуществом и потребовало как внесения изменений в действующие подзаконные нормативные акты Министерства юстиции Российской Федерации, так и принятия новых. Изучение большого числа новых, а также обновленных нормативных правовых актов — залог успешного осуществления регистрационной деятельности всех без исключения государственных регистраторов.

Однако для государственных служащих, впервые назначаемых на должность государственного регистратора, чрезвычайно важно и пополнение профессиональных знаний. Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие рассчитано на лиц, имеющих высшее юридическое образование и опыт работы по юридической специальности не менее 2 лет или иное высшее образование и опыт работы в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав, не менее 3 лет. Это означает, что пособие адресовано специалистам, которые удовлетворяют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством к лицам, назначаемым на должность государственного регистратора. Задача настоящего пособия — оказать помощь в освоении программы специальной подготовки для сдачи квалификационного экзамена в соответствии с установленными требованиями. Основное внимание уделяется законодательным новеллам, которые имеют непосредственное отношение как к правовому статусу органов, осуществляющих государственную регистрацию прав и сделок с недвижимостью, так и к правовому статусу, компетенции и осуществлению деятельности государственного регистратора.

Автор выражает глубокую признательность Г.А. Волковой, А.Б. Ефимову, Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой и Б.В. Россинскому за неоценимую помощь и поддержку, без которых подготовка предлагаемого вниманию читателей пособия была бы невозможна.

Читайте так же:  Как можно развестись в одностороннем порядке

проректор Российской правовой

академии Минюста России

Список основных сокращений

ГК РФ — Гражданский кодекс Российской Федерации

ЕГРП — Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним

ЖК РФ — Жилищный кодекс Российской Федерации

Закон о государственной регистрации — Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

Закон об ипотеке — Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»

ЗК РФ — Земельный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

МРОТ — минимальный размер оплаты труда

НК РФ — Налоговый кодекс Российской Федерации

Росрегистрация — Федеральная регистрационная служба

СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации

СК РФ — Семейный кодекс Российской Федерации

УК РФ — Уголовный кодекс Российской Федерации

Наименование вопроса № 2 Особенности правового регулирования права собственности на землю в земельном и гражданском законодательстве

Правовое регулирование отношений собственности складывается из правил (норм) поведения, которые, во-первых, устанавливают саму возможность (или невозможность) принадлежности материальных благ определенным лицам (их коллективам), тем самым закрепляя юриди­чески фактическое состояние их присвоенности; во-вторых, определяют характер и границы поведения владельцев имущества, охраняемые законом, т.е. их правомочия, характеризующие конкретные возможности «хозяйственного господства»;в-третьих, правовые способы защиты от посягательства других лиц на охраня­емое «состояние присвоенности» материальных благ и предоставля­емые им возможности хозяйственного господства.

По своей юридической природе все перечисленные правила разно­родные и разноотраслевые.

В первую группу названных норм нужно будет включить консти­туционные правила, земельно-, гражданско- и административно-право­вые нормы об основаниях приобретения и прекращения прав на иму­щество.

Во вторую группу войдут земельно-правовые и гражданско-пра­вовые нормы, определяющие правомочия собственников и других вла­дельцев.

Третья группа правил охватит нормы земельного, гражданского, административного и уголовного права о защите отношений собствен­ности.

Это означает, что отношения собственности определяются норма­ми различных отраслей права. Из этого следует, что совокупность норм, регулирующих отношения собственности, имеет комплексный, межот­раслевой характер. Но нужно также учитывать, что право собствен­ности — это не единственный институт, опосредствующий отношения собственности как состояние принадлежности. Даже в земельном праве эти отношения регулируются не только с помощью права соб­ственности, но и иными вещными правами. Например, право пожизнен­ного наследуемого владения, сервитута и др.

Таким образом, праву известны разнообразные правовые формы регулирования отношений собственности, которые могут быть услов­но объединены в комплексный институт права собственности.

Наименование вопроса № 3Право частной собственности на земельный участок

Право частной собственности граждан на земельные участ­ки — право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участ­ками с соблюдением обременении и иных условий, установленных за­коном (ст. 15 ЗК РФ).

Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

Впервые 2 октября 2000 г. в Москве на первом земельном аукционе в частную собственность был продан земель­ный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. (910 тыс. руб. – за 1 сотку 4200 $).

В законодательстве предусмотрены три различные процедуры при­ватизации земель:

■ приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

■ приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

■ приватизация земель при приватизации государственных и му­ниципальных предприятий.

Помимо земельных участков, в собственности граждан и юридиче­ских лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объек­тов определяются законодательством РФ.

Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земель­ном участке, находящемся в собственности гражданина или юридиче­ского лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоря­жение этой растительностью осуществляется собственником в соот­ветствии с требованиями лесного законодательства.

Земля гражданам в частную собственность может быть предостав­лена как бесплатно, так и за плату.

Право частной собственности на землю юридических лиц.Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности. На­личие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не толь­ко на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или опера­тивном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ).

Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.

Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религи­озными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.

Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяй­ственным товариществам и обществам, производственным кооперати­вам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юри­дическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в со­ответствии с законами субъектов РФ.

Иностранные юридические лица, международные организации с уча­стием иностранных и российских юридических лиц, иностран­ные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды.

Законодательством установлено, что земельные участки могут при­надлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с оп­ределением для каждого из них конкретной земельной доли без выде­ла ее в натуре.

Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене.

Читайте так же:  Как восстановить договор купли-продажи квартиры

При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в городах, земельные участки собственнику недвижимости предостав­ляются в долгосрочную аренду.

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 218 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Земельные доли. Понятие и правовое регулирование

Земельная доля — доля (пай) в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения выраженная в баллогектарах.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Современному российскому законодательству известны два вида права общей собственности: 1) долевая и 2) совместная.

Общая собственность с определением доли в праве собственности на общее имущество называется долевой собственностью, тогда как общая собственность без определения долей именуется совместной.

Принято говорить, что собственнику принадлежит «доля в праве собственности на объект недвижимого имущества». Для в праве собственности устанавливается в виде простой правильной дроби, например, 1/3, 23/100, 65/177.

Понятие земельной доли неразрывно связано с институтом общей долевой собственности. Но в то е время имеет ряд отличительных признаков:

  • входит в общую собственность на участок только с/х угодий;
  • получена в результате приватизации с/х угодий;
  • полученная физическим лицом, доля может принадлежать юридическому лицу, субъекту РФ или муниципальному району только после ее отчуждения физическим лицом (первоначальным собственником
  • размер земельной доли определяется не в виде простой правильной доли, а в гектарах или в баллогектарах.

Регистрация прав собственности на земельные доли осуществлялась в основном на основании Свидетельства образца 1993 г. После вступления в силу Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» право участников долевой собственности получало видимое подтверждение. В соответствии с п. 5 Указа «каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре».

Массовая выдача этих желтых и розовых Свидетельств гражданам происходила в 1994 — 1995 годах. Несмотря на наименование документа, на самом деле Свидетельства образца 1993 года удостоверяли и удостоверяют право гражданина не на землю, а на земельную долю, размер которой указывался в гектарах или в баллогектарах.

В результате появились современные Свидетельства о государственной регистрации права собственности содержащие записи, подобные следующей «земельная доля площадью 502,6 га, или 47799 баллогектаров»

Баллогектар — это качественная характеристика земли, ее плодородия, и ценности для сельского хозяйства. Впервые, это понятие было упомянуто в письме Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств от 10 января 1992 г. N 3-15/51 «О среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан». В нем была предложена методика исчисления, с помощью которой осуществлялось наделение разнородной по качеству землей сельхоз работников. Причем данное письмо носило не нормативный характер. По сути это письмо было инструкцией, на определенном этапе сельхоз реформы. В данное время эта методика не используется. И само понятие беллогектар не как не связано с кадастровой оценкой земли. На размер беллогектар влияет опосредованно.

К примеру: плодородие земель везде разное: пашня — самая плодородная, а участок для выпаса скота — не очень. Предположим у вас есть Свидетельство о праве собственности на земельный участок с качеством в 100 баллогектар. Для пашни эти 100 баллогектар могут занять площадь в 100 кв.м, а в на болоте все 10000 кв.м.

см. Декрет О социализации земли от 19 февраля 1918 года ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬНО – ТРУДОВОЙ НОРМЫ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ СЕЛЬСКО – ХОЗЯЙСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ

Гражданский оборот земель сельхозназначения

К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе

[2]

  • завещать свою земельную долю,
  • внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности,
  • передать свою земельную долю в доверительное управление
  • продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.

Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли. Например:

сдать в аренду земельную дол нельзя. В аренду могут быть переданы участки земель сельскохозяйственного назначения, которые прошли государственный кадастровый учет, в том числе и земельные участки, находящиеся в долевой собственности (п. 1 ст. 9 Закона № 101-ФЗ). То есть, сдать в аренду можно сформированный участок целиком, либо выделив его в счет причитающейся Вам доли, либо сдать в аренду весь земельный участок включающий 100% долей.

залог земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (ст. 7 Закона № 101-ФЗ). Предметом залога может быть выделенный земельный участок, может быть даже доля в праве, но не земельная доля.

Из-за сложности в выделении, и использовании земельных долей, сложилась ситуация с большим количеством земли, которую не кто не обрабатывает и не использует. И государство с середины 2011 года, начало принимать самые жесткие действия по урегулированию данной ситуации. В ближайшее время все неиспользуемые земли будут переведены в Фонд невостребованных земель. И все, кто заблаговременно не выделит свою землю и не получит свидетельство нормального образца, окажется не удел.

Читайте так же:  Что такое концессия в сфере жкх определение и примеры

ВЫВОД. Чтобы стать полноправным собственником земли требуется выделение земельного участка в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Особенности государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков регулируются Ст. 22.2 Федерального закона о государственной регистрации 122-ФЗ

Особенности государственной регистрации права на земельную долю (из Проекта Административного регламента).

2.218. Право на земельную долю может быть зарегистрировано на основании заявления участника долевой собственности на земельный участок или его представителя, полномочия которого удостоверяются нотариально или уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления, а также на основании заявления лица, которое уполномочено общим собранием участников долевой собственности на земельный участок, в составе которого имеется данная земельная доля, и полномочия которого подтверждаются копией протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок или выпиской из этого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.

2.219. В случае государственной регистрации перехода права собственности на земельную долю вследствие ее продажи или внесения в уставный (складочный) капитал одновременно с документами, представляемыми на государственную регистрацию прав, дополнительно представляются документы, подтверждающие возможность продажи земельной доли и указанные в пункте 2.220. Административного регламента, или документы, подтверждающие возможность внесения земельной доли в уставный (складочный) капитал и указанные в пункте 2.221. Административного регламента. Представление этих документов не требуется, если право собственности лица, приобретающего право на земельную долю в составе данного земельного участка, зарегистрировано в порядке, установленном Законом о регистрации прав.

2.220. Документом, подтверждающим возможность продажи земельной доли, являются документ, удостоверяющий право покупателя на земельную долю в составе того же земельного участка, что и приобретаемая земельная доля, или документ, подтверждающий право покупателя земельной доли на использование земельного участка, в составе которого имеется приобретаемая земельная доля.

2.221. Документом, подтверждающим возможность внесения земельной доли в уставный (складочный) капитал, является документ, подтверждающий право лица, в уставный (складочный) капитал которого вносится земельная доля, на использование земельного участка, в составе которого имеется земельная доля, вносимая в уставный (складочный) капитал.

2.222. Наличие зарегистрированного договора аренды земельного участка не является препятствием для регистрации перехода права собственности на земельную долю в составе данного земельного участка.

научная статья по теме ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ Государство и право. Юридические науки

Цена:

Авторы работы:

ЧАРКИН СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Научный журнал:

[3]

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ»

Правовой режим земель

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ДОЛЕЙ

Уходя корнями в глубокую древность, мы можем наблюдать, что испокон веков главной кормилицей народа была земля, которая на протяжении всей истории России меняла свою правовую форму, а также была главной составляющей производственного потенциала сельскохозяйственного предприятия. В условиях активного развития рыночных отношений, с установлением права собственности, существенным образом менялась значимость земли, ресурсного потенциала, порядок её формирования и использования. На протяжении всей истории России в земледелии гораздо дольше использовался коллективный труд семейной общины. Уже позже она уступила место сельской соседской общине, которой, в свою очередь, был свойственен дуализм, при котором сохранялась общая собственность на землю, но каждый хозяин со своей семьёй обрабатывал свой надел.1 Уже в этот исторический промежуток времени мы можем говорить о зарождении общей долевой собственности на землю и возможности перехода в долевую собственность, где основной единицей является земельная доля. Особого внимания заслуживает правовая регламентация общей долевой собственности на определённых исторических этапах развития общества и государства.

Точкой отсчёта правового регулирования общей долей собственности явилось закрепление норм права, регламентирующих земельные правоотношения, складывающиеся между субъектами обще-долевой собственности в Гражданском кодексе РСФСР (1992 г.) и основах гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. Что касается раздела земель на доли, то впервые выдел земельной доли из общей долевой собственности на

1 Улюкаев В.Х. Земельная доля: понятие и правовое положение // Землеустройство: кадастр и мониторинг земель. 2007. № 1. С. 49.

законодательном уровне происходил на основании Указа Президента от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» и Постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов». В последующем 1 февраля 1995 г. Правительством было принято Постановление «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», и 7 марта 1996 г. был издан Указ Президента РФ «О реализации конституционных прав граждан на землю», которые внесли коррективы в ранее действующее законодательство.

Началом экономических реформ послужил надел долями всех работников совхозов и колхозов. Разделу подлежали только сельскохозяйственные угодья предприятий, за исключением земель, переданных сельским советам и в фонд перераспределения районов.2

Наиболее полная правовая регламентация земельной доли в праве общей долевой собственности была осуществлена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Необходимо отметить, что выдел земельной доли на территории Волгоградской области регулируется Законом Волгоградской области «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области», а именно: ст. 8 данного Закона. Но, несмотря на то, что земельная доля, как объект правоотношений собственности, с принятием как Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», так и Закона Волгоградской области получила достаточно пол-

2 Фотин С.В. Социально-демографические аспекты реализации Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Землеустройство: кадастр и мониторинг земель. 2006. № 11. С. 62.

Читайте так же:  Куда и как жаловаться на ростелеком

ный и эффективный механизм регулирования.

В настоящее время анализ правоприменительной практики показывает, что правовая регламентация выдела земельной доли из общей долевой собственности всё-таки далека от совершенства, поскольку не в полной мере разработан механизм выдела земельной доли как на уровне субъекта РФ, так и на уровне муниципального образования. И, прежде всего, это касается формирования и проведения согласительных процедур, а также определения правового положения невостребованных земель.1

Особое беспокойство вызывает правовая регламентация и реализация на практике положений, которые касаются полномочий органов местного самоуправления, посредством которых они непосредственно участвуют в выделе доли в общей долевой собственности на земельный участок. Так остаётся неопределённым и весьма непонятным как на практике осуществляется реализация положения ст. 13 Федерального закона « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которой, субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать своими правовыми актами проведение согласительных процедур, в целях разрешения споров о местоположении выделяемого земельного участка. Так, согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается субъектом Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 8 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области», споры о местоположении выделяемого земельного участка разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается постановлением главы администрации Волгоградской области. Однако на уровне субъекта

1 Липски С.А. Актуальные проблемы государственного регулирования рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения // Землеустройство: кадастр и мониторинг земель. 2006. № 8. С. 56.

РФ подобный подзаконный нормативный правовой акт до сих пор не принят, детальная правовая регламентация согласительных процедур отсутствует. Остаётся также непонятным, как же формирование и проведение досудебного порядка разрешения споров посредством согласительных процедур осуществляется на уровне муниципального образования. Необходимо отметить, что основным законодательным актом, на основании которого на территории Российской Федерации осуществляется местное самоуправление, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Что касается полномочий органов местного самоуправления в области регулирования земельных правоотношений, то они детально регламентируются Земельным кодексом РФ.

Однако Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» о полномочиях органов местного самоуправления в области регулирования, контроля за использованием земель, не находящихся в собственности органов местного самоуправления, умалчивает. Что же касается установления и проведения согласительных процедур по разрешению споров о местоположении выделяемого земельного участка, то муниципальные образования ведут себя без инициативно, а порой не принимают никакого участия относительно складывающейся ситуации. Недостаточная правовая регламентация согласительных процедур на уровне местного самоуправления приводит к тому, что согласительные процедуры не проводятся, а если проводятся, то это ограничивается привлечением специалистов районного комитета по земельным ресурсам.

В науке выдвигаются неоднозначные точки зрения по поводу состава согласительной комиссии, формируемой органами местного самоуправления. Г.Г. Гаврилин полагает, что разрешение споров о местоположении земельного участка и размере компенсации, должно производиться согласительной комиссией с привлечением в неё представителей сельской администрации, администрации сельскохозяйственной организации и районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству. Указанный перечень представителей

согласительной комиссии не является исчерпывающим, и в неё могут быть приглашены представители иных общественных организаций и государственных органов.1

Персональный состав комиссии должен утверждаться главой администрации сельскохозяйственного района. Согласительная комиссия при разрешении споров по определению размеров компенсации должна привлекать независимых оценщиков, имеющих право на проведение земельно-оценочных работ. Полагаем, что в состав согласительной комиссии помимо представителей сельской Администрации, Администрации сельскохозяйственной организации и районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству должны включаться специалисты Роснедвижимости, поскольку последними по роду своей деятельности накоплен большой опыт взаимодействия с различными специалистами, работающими в сфере земельных отношений. Состав согласительной комиссии должен утверждать главой муниципального образования.

Нельзя обойти вниманием и другую назревшую проблему, которая возникла при реализации на практике положений п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и п. 8 ст. 8 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области».

Возникшая на практике проблема требует незамедлительного разрешения и вмешательства в сложившуюся ситуацию органов местного самоуправления. За немалые годы преобразований изменился состав собственников земельных долей. Некоторые собственники умерли, не оставив после себя наследников, которые могли бы унаследовать земельную долю. Многие не имеют техники, средств для того, чтобы обрабатывать землю, или просто не желают воспользоваться тем земельным участком, земельной долей, которыми владеют. В результате невостребованные земельные доли не используются и зарастают лесом. Земля, которую можно было использовать и получать определённые полезные результаты, просто

1 Гавлилин Г.Г. К вопросу выдела земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения // Землеустройство: кадастр и мониторинг земель. 2006. № 7. С. 30.

бесполезно простаивает и превращается в бесхозяйственное имущество. В целях разрешения возникшей ситуации законодатель предусмотрел некоторые положения в Федеральном законе «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», предоставив органам местного самоуправления определённые полномочия, реализация которых на практике смогла бы способствовать нормализации ситуации относительно нево

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Земельная доля и ее правовой режим

Читайте также:

  1. I режим. (РI) II режим (РII)
  2. III. Рынок земли и земельная рента.
  3. Аварийный режим в производственных установках
  4. Административно-правовой статус беженцев.
  5. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  6. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  7. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  8. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины.
  9. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
  10. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ
  11. Адресация памяти в реальном режиме, сегментация памяти, сегментные регистры.
  12. Актуальные проблемы правовой защиты
Читайте так же:  Как составить исковое заявление на признание права собственности на гараж и зарегистрировать это пра

Земельная доля – это право члена реорганизованной сельскохозяйственной организации (а также иного предусмотренного законом круга лиц) на выдел на местности и предоставление в собственность земельного участка определенного размера и качества из состава земель сельскохозяйственного назначения. Земельные доли не отграничиваются на местности и существуют только потенциально в документах, пока по желанию их правообладателя не произойдет выделение земельного участка в натуре на местности.

Первоначально правом на получение в собственность земельных долей обладали: работники реорганизованного сельскохозяйственного предприятия; пенсионеры, вышедшие в нем на пенсию и проживающие на его территории; временно отсутствующие работники; наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства; работники социальной сферы на селе (организаций здравоохране­ния, культуры, быта, связи, общепита, образования и т.д., расположенных на территориях сельскохозяйственных организаций).

[1]

Следует подчеркнуть, что все пенсионеры социальной сферы, а также пенсионеры сельскохозяйственных предприятий, вышедшие на пенсию, но не проживающие на территории хозяйств в начале земельной реформы, не получили права ни на земельную долю, ни на имущественный пай.

Моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммер­ческой организации (предприятия). Рассчитывалась земельная доля в гектарах или балло-гектарах. В настоящий момент использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Законом об обороте земель. Данный закон установил, что без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

В случае, если участник долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.

Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований ст.4 Закона об обороте земель в части предельных размеров образуемого участка.

Контрольные вопросы

1. Сформулируйте определение категории земель сельскохозяйственного назначения. В чем ее отличия от иных категорий земель?

2. Назовите основные субкатегории земель сельхозназначения.

3. Назовите основные виды правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения. Какие отличия в их правах на землю?

4. Каковы особенности охраны земель сельхозназначения?

5. Какие сделки с земельными участками сельскохозяйственного назначения можно совершать? В чем их особенности?

6. Разъясните особенности правового режима земельной доли.

Литература

1. Анисимов А.П., Черноморец А.Е. Закон РФ об обороте земель сельскохозяйственного назначения невыполним на практике // Право и политика. – 2003. — № 6.

2. Анисимов А.П., Черноморец А.Е. Земельные отношения при банкротстве организаций // Российский судья. — 2004. — № 6.

3. Анисимов А.П. К вопросу о понятии правового режима земель сельскохозяйственного назначения // Российский судья. — 2004. — № 7.

4. Анисимов А.П. Правовые проблемы приватизации гражданами земельных участков из состава категории земель сельскохозяйственного назначения // Юрист. — 2005. — № 5.

5. Волков Г. Правовые проблемы упорядочения отношений собственности, возникших при приватизации земель сельскохозяйственного назначения // Хозяйство и право. – 2006. — № 8.

6. Левахин В.Г. Принципы обеспечения правового режима сельскохозяйственных угодий // Аграрное и земельное право. – 2004. — № 1.

7. Пандаков К.Г., Черноморец А.Е. Аграрно-земельная реформа: законодательство, теория, практика. – Саратов, 2004.

8. Чаркин С.А. Некоторые вопросы практического применения законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения // Российская юстиция. – 2006. — № 10.

| следующая лекция ==>
Особенности совершения сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения | Понятие земель населенных пунктов и их правового режима

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 357 ; Нарушение авторских прав? ;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источники


  1. Хропанюк, Валентин Теория государства и права / Валентин Хропанюк. — М.: Димов, Ткачев, Дабахов, 1996. — 384 c.

  2. Марченко, М. Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко, Е.М. Дерябина. — М.: Проспект, 2012. — 720 c.

  3. История и методология естественных наук. Выпуск XXX. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2017. — 200 c.
Что такое земельная доля, особенности ее правового регулирования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here