Что такое концессия в сфере жкх определение и примеры

Полезная информация в статье: "Что такое концессия в сфере жкх определение и примеры" с профессиональной точки зрения. Мы подготовили полную информацию по вопросу и пусть каждый сделает свои выводы. Если что-то не понятно - обращайтесь к дежурному юристу.

Что такое концессии в ЖКХ?

Концессия — форма государственно-частного партнерства, которая предусматривает передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.
Концессия на сегодняшний день является наиболее проработанной формой ГЧП для привлечения инвестиций в коммунальную сферу с позиции баланса интересов частного и государственного партнеров.

Основными плюсами концессии являются:

обеспечение для частного инвестора разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки, при изменении нормативных правовых актов;

прозрачность конкурсных процедур и четкие правила формирования условий концессии в процессе конкурса: условия концессии определяются конкурсной документацией и наилучшим конкурсным предложением, победитель определяется на основании ценового критерия — дисконтированной валовой выручки (суммы тарифных и бюджетных средств, требуемых концессионеру для осуществления инвестиционных и эксплуатационных обязательств);

сохранение имущества в государственной собственности.

Существенными условиями концессии в коммунальной сфере являются:

долгосрочные параметры и метод регулирования тарифов;

задание и основные мероприятия, определяющие обязательства по созданию (реконструкции) объекта соглашения;

предельный размер средств на создание (реконструкцию) объекта соглашения;

плановые значения показателей деятельности концессионера (в том числе показателей качества, надежности и энергоэффективности);

порядок возмещения расходов концессионера, не возмещенных к моменту окончания концессионного соглашения.

Типовая конкурсная документация

Порядок проведения конкурса и определения победителя:

Концедент обязан согласовать с РЭК метод регулирования и значения долгосрочных параметров, не являющиеся критериями конкурса (размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала и срок возврата инвестированного капитала).

РЭК также определяет предельные значения критериев конкурса, предельный рост НВВ и предоставляет иные величины и значения, необходимые для расчета прогнозной НВВ.

Концедент оформляет решение о заключении конкурса в котором определяется задание участникам в соответствии со схемами теплоснабжениями, водоснабжения и водоотведения, основные условия концессионного соглашения и критерии конкурса. На основании решения и согласительных процедур с РЭК готовится конкурсная документация, в которой указываются: минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера, значения долгосрочных параметры, не являющиеся критериями конкурса, состояние объекта до передачи в концессию, прогнозные величины, которые используются для расчета прогнозной НВВ и не выступают в последующем условиями концессии, метод регулирования тарифов, предельные значения критериев конкурса, предельный рост необходимой валовой выручки от осуществления регулируемых видов деятельности.

Критериями конкурса являются: предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, объем субсидий концедента на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения (если конкурсной документацией предусмотрены такие расходы концедента); объем субсидий концедента на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения; плановые значения показателей деятельности концессионера, долгосрочные параметры регулирования тарифов .

Концессионные соглашения в сфере жкх примеры

Что такое концессия в сфере ЖКХ? Определение и примеры

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Концессией называется форма партнерства государства с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

Договор концессии в сфере управления МКД: суть и особенности применения

  • предоставить земельные участки и инфраструктурные объекты (если они будут реконструироваться);
  • передать частной компании право оказания ЖКУ, которое ранее монопольно принадлежало госструктурам;
  • поддерживать реализацию совместных проектов с помощью административного ресурса;
  • вкладывать определенные объемы бюджетных средств (по договоренности) или давать гарантии (в том числе, гарантировать рентабельность работы).
  • регулярно выплачивает государству определенную сумму – концессионную плату;
  • инвестирует собственные средства в улучшение имеющегося имущества или создание новых объектов. Последние в дальнейшем будут переданы в государственную или муниципальную собственность;
  • получает средства, которые выплачивают пользователи созданного им имущества.

Концессионные соглашения в сфере ЖКХ как форма государственно-частного партнерства

Минстрой России опубликовал типовые документы для подготовки коробочного концессионного соглашения в сфере ЖКХ

Чтобы проект стал приемлем для финансирования, необходимо зафиксировать в концессионном соглашении долгосрочные параметры регулирования, а также подробно описать порядок выплаты и расчета суммы компенсации при досрочном расторжении. Это положение позволяет банкам быть уверенными в обеспеченности кредита.

В основе коробочного решения — сбалансированная для всех участников модель распределения рисков, которая позволяет банку не выдвигать дополнительных требований к концессионеру в части имущественного обеспечения. Подготовка и подписание кредитного договора между банком и концессионером заключается дополнительно.

Консалтинг ЖКХ

Концессионер может арендовать земельный участок, на котором располагается или будет находиться объект концессионного соглашения, а упрощение процедуры установления публичного сервитута должно обеспечить, по мнению законодателя, возможность своевременного исполнения концессионером обязательств по строительству (реконструкции) объектов, предусмотренных концессионным соглашением.

Закон о концессионных соглашениях прямо запрещает залог объекта концессионного соглашения, а также прав концессионера по концессионному соглашению, тем самым в существенной степени ограничивая возможности частного инвестора по финансированию концессионных проектов.

Читайте так же:  Наследование накопительной части пенсии умершего

Виды концессионных соглашений в — сфере ЖКХ, применяемых в — зарубежных странах

Еще одним примером, когда прямые переговоры представляются предпочтительными, является ситуация, когда инвестор сам предлагает к реализации проект, не требующий государственных субсидий и гарантий. Однако в таком случае необходимо предусмотреть в законодательстве механизм, позволяющий другим инвесторам заявить о своей заинтересованности в участии в подобном проекте и предложить концеденту лучшие условия.

Существующая система управления и ценообразования делает практически невозможным привлечение инвестиционных ресурсов для развития отрасли. Поскольку нормативный уровень рентабельности в большинстве случаев устанавливается произвольно, то в тарифах никак не учитываются реальные потребности предприятий в основных и оборотных средствах, необходимых для финансирования инвестиций.

Концессионные соглашения в сфере жкх примеры

В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

Согласно Федеральным законам от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования объектами коммунальной инфраструктуры, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

Видимость конкурса — ФАС не приняла

В России, по различным оценкам, от 70% до 85% объектов водоснабжения и водоотведения находятся в хозяйственном ведении ГУПов и МУПов. В большинстве случаев их деятельность малоэффективна, основные расходы на модернизацию, как и частично операционная деятельность субсидируются из бюджета, растут издержки и снижается качество услуг из-за ухудшающегося технического состояния систем.

По закону конкурс проходит в два этапа. В Волгограде уже на первом, отборочном, этапе начались странности: организаторы (администрация Волгограда) стали менять условия конкурса — например, была увеличена сумма задатка — с 60 до 300 миллионов рублей. Вероятно, по этому часть конкурсантов сошла с дистанции.

Что такое концессии в ЖКХ

обеспечение для частного инвестора разносторонних гарантий, повышающих возвратность вложенных средств и снижающих инвестиционные риски: гарантия использования метода регулирования, долгосрочных параметров регулирования, фиксация правил регулирования тарифов на момент заключения концессии, гарантия объема выручки, при изменении нормативных правовых актов;

Концедент обязан согласовать с РЭК метод регулирования и значения долгосрочных параметров, не являющиеся критериями конкурса (размер инвестированного капитала до перехода на метод доходности инвестированного капитала и срок возврата инвестированного капитала).

Новости ЖКХ

«Механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) применяется в основном в социально ориентированных отраслях, интересных бизнесу при определенных условиях. Скажем, в тех случаях, когда государство строит необходимую инфраструктуру за счет бюджетных средств. Это и медицинские услуги, и образование, и спорт, и туризм. Но одним из основных направлений развития ГЧП является деятельность в сфере ЖКХ. Это диктуется не законом, а реалиями жизни — уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры составляет порядка 56,6%», — отметил губернатор Оренбургской области Юрий Берг.

Стоит отметить, что не менее пяти концессий в ЖКХ должно быть подготовлено в каждом регионе РФ до конца 2016 года. В том числе, не менее трех концессий в каждом субъекте должно быть запущено благодаря региональным корпорациям развития: здесь также должны появиться персонально ответственные за рост инвестиций в ЖКХ.

Усовершенствована типовая форма концессионного соглашения в сфере ЖКХ

«Типовое концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства» (постановление Правительства РФ от 05.12.2006 N 748) дополнено положениями, в соответствии с которыми, в частности:

концессионер обязан достигнуть плановых значений показателей своей деятельности;

должен быть указан предельный размер расходов на создание или реконструкцию объекта соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия соглашения концессионером;

должен быть предусмотрен порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия соглашения;

установление, изменение, корректировка регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары, (выполняемые работы, оказываемые услуги) осуществляются по правилам, действовавшим на момент заключения соглашения (по соглашению сторон и по согласованию в порядке, установленном Правительством РФ, с органом, осуществляющим регулирование тарифов, установление или изменение тарифов осуществляется по правилам, действующим на момент такого установления, изменения).

Передача в концессию напоминает приватизацию

Многие объекты (здравоохранения, образования, науки, автомобильные и железные дороги, поезда, морские и речные суда и др.) представляют большую социальную значимость. Они принадлежат государству и не могут быть приватизированы. Тем не менее государство с целью привлечения денежных средств для строительства, ремонта, реконструкции данных объектов может заключить договор с частными партнерами — концессию. В реальности же под концессию на территории бывшего Союза часто маскировалась продажа государственной собственности олигархам. Концессия — что это такое простыми словами?

Читайте так же:  Досудебное урегулирование споров как не платить за отправку претензий

Концессионные соглашения — что это такое?

Рассмотрим вначале пример:

Допустим, субъект РФ решил построить платный скоростной автобан, используя инвестиционные вложения. В объем строительства входят также все необходимые дорожные сооружения и объекты для эксплуатации, обслуживания и ремонта дороги. Автобан вместе со всеми входящими в него объектами должен остаться в государственной собственности. Между субъектом и инвестором заключается соглашение, при котором:

  • инвестор обязуется осуществить строительство дороги, вовремя её ремонтировать, поддерживать в рабочем состоянии в зимний и летний периоды;
  • субъект со своей стороны даёт право инвестору на протяжении определенного срока владеть и пользоваться дорогой, получая от ее эксплуатации доход. По истечении срока договора, инвестор утрачивает права владения и пользования объектом.

Таким образом, концессия простыми словами — это передача за деньги временных или постоянных прав владения и пользования имуществом, принадлежащего государству, частному лицу.

Имущество может быть только недвижимым, или недвижимым и движимым (если движимые объекты необходимы для обеспечения эксплуатации недвижимого имущества).

Стороны концессии

  • Сторона-правообладатель, передающая права владения и пользования имуществом другой стороне за денежное вознаграждение, называется концедентом. В роли концедента выступает государство, субъект РФ или муниципальное образование.
  • Принимающая сторона (ИП, коммерческая организация) — это концессионер, который создав, реконструировав, введя в эксплуатацию объект, регистрирует права управления им с целью возмещения вложенных средств.

Типы концессии в международном праве

В мире существуют пять разных схем концессии:

  • Строительство (Build) Управление (Operate) Передача (Transfer) (аббревиатура по первым буквам ВОТ): концессионер строит объект и на время получает возможность управлять им на правах собственника, после чего передает его обратно концеденту.
  • Строительство (Build) Передача (Transfer) Управление (Operate) (ВТО): построив объект, концессионер сразу передает его концеденту, тот регистрирует права собственности и передает имущество обратно инвестору в управление.
  • Строительство (Build) Владение (Own) Управление (Operate) (ВОО): по завершению стр-ва объекта концессионер владеет им и управляет неограниченный период времени (хотя собственником является государство).
  • Строительство (Build) Владение (Own) Управление (Operate) Передача (Transfer) (ВООТ): то же, что и в схеме выше, но право владения и управления устанавливается на какой-то срок, после чего происходит трансфер объекта государству.
  • Покупка (Buy) Строительство (Build) Управление (Operate) (ВВО): частное юридическое лицо (концессионер) покупает объект у государства, совершенствует, реконструирует его и затем управляет им. Фактически — это узаконенная форма продажи государственной собственности частным лицам.

Передача в концессию: основные положения и регулирующие законы в РФ

Определение концессионному соглашению дает ФЗ № 115 в ст. 3:

Концессия в Российской Федерации законодательно возможна только по схеме ВОТ: то есть после создания (реконструкции) недвижимого (и связанного с ним движимого) имущества, концессионер получает временное право владеть и управлять им, а по истечении срока концессии передает его обратно государству.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако на практике концессия в России осуществляется по второй схеме (ВТО): объект строится концессионером, передается временно государству для регистрации, а потом возвращается в инвесторское управление.

  • Концессия является формой обременения для имущества правообладателя.
  • Концессионер не имеет право отдать принадлежащий ему по договору концессии объект в залог или произвести его отчуждение в пользу третьих лиц.
  • Концессионные соглашения заключаются на конкурсной основе, при этом информация о конкурсе, начиная с 2014 г., должна быть размещена на официальном информационном сайте РФ о проведении торгов.
  • К реконструкции объекта относится:
    • улучшение конструкции;
    • модификация;
    • замена устаревшего оборудования;
    • внедрение новых технологий;
    • изменение функций частей объекта
  • Целевое назначение объекта, переданного в концессию, изменить нельзя.
  • Концессионер несет ответственность за случайное уничтожение или повреждение объекта.
  • Созданное в процессе концессионной деятельности движимое имущество принадлежит концессионеру.
  • Однако плоды интеллектуальной деятельности, если иных условий нет в соглашении, принадлежат концеденту.
  • Концедент и концессионер могут нести совместные расходы при строительстве или реконструкции объекта.
  • Доходы от деятельности по договору концессии могут принадлежать не только концессионеру, но и государству-концеденту: в этом случае последний рассчитывается с концессионером государственными субсидиями.

Объекты концессии

Ст. 4 ФЗ № 115 определяет объекты, передаваемые по концессионному соглашению:

  • автомобильные дороги и привязанные к ним объекты;
  • железнодорожный, морской и речной транспорт;
  • морские (речные) суда;
  • аэропорты и аэродромы;
  • метро и общественный транспорт;
  • трубопроводный транспорт;
  • электростанции и ЛЭП;
  • гидротехнические объекты;
  • объекты тепло- и водоснабжения, водоотведения;
  • образовательные, социальные, культурные, спортивные, туристические и иные объекты;
  • учреждения здравоохранения, санатории и курорты;
  • военные склады;
  • мусороперерабатывающие заводы;
  • коммунальные объекты;
  • компьютерные программы, базы данных. информационные сайты (либо объекты информационных технологий);
  • иные объекты.

Концессия для объектов ИТ

Правила концессионных соглашений для объектов информационных технологий регулируются отдельной главой закона 4.1:

Концедент приобретает исключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, которые являются частью объекта концессии, согласно договору. При этом в момент заключения соглашения о модификации объекта ИТ у самого концедента должны быть исключительные права, и если требуется, согласие обладателя авторских прав (ст. 53.1 № 155-ФЗ).

Концессионер может использовать рез-ты интеллектуальной деятельности только в том случае, если он обладает исключительными правами на них при заключении договора концессии.

Концессия для инженерных коммуникаций

Ряд линейных объектов (ТЭЦ, системы горячего и холодного водоснабжения, канализационные линии сдаются в концессию, по правилам, установленным гл. 4 данного федерального закона:

  • в концессии обязательно принимает участие субъект РФ, в территориальных пределах которых находятся данные объекты;
  • реализация товаров, работ и услуг производятся концессионером по установленным тарифам и расценкам;
  • государственное или муниципальное унитарное учреждение, передавшее инженерные коммуникационные объекты по договору концессии, в течение года после подписания соглашения должно внести в свой устав изменения, касательно своей деятельности
  • (ст. 39 № 115-ФЗ).
Читайте так же:  Как оспорить завышенную кадастровую стоимость квартиры

Коммерческая концессия

При коммерческой концессии возможна передача от концедента концессионеру исключительных прав (торговых марок, знаков, ноу-хау и пр.) на определенный срок или бессрочно.

  • Правообладатель может разрешить использовать свой коммерческий опыт и деловую репутацию, указав объем этого использования, территорию и сферу деятельности.
  • Обеими сторонами коммерческого концессионного соглашения, в отличие от государственного, могут быть КО и отдельные гражданские лица, зарегистрированные как ИП.
  • Договор коммерческой концессии заключается по правилам лицензионных договоров (ст. 1027 ГК РФ)
  • Концессионер может передать все свои исключительные права (или их часть) другим пользователям по договору субконцессии (ст. 1029 ГК).
  • Денежное вознаграждение, которое концессионер выплачивает концеденту, может быть в виде:
    • фиксированных платежей;
    • процентов от выручки;
    • разницы между розничной и оптовой ценой продукции, по которой она продается правообладателю (ст. 1030 ГК).

Расторжение концессионного договора

Соглашение может быть расторгнуто в случае:

  • неисполнения концессионером своих обязанностей по договору;
  • нарушения им сроков создания и реконструкции объектов;
  • изменении основного назначения объекта;
  • причинения большого материального ущерба концеденту;
  • передачи объекта, не соответствующего по своим характеристикам требованиям соглашения;
  • прекращения концессионером в одностороннем порядке деятельности без согласия правообладателя

(Прочесть полностью условия расторжения договора можно в ст. 15).

Концессия, аренда и приватизация

Чтобы окончательно понять, что такое концессия, можно вспомнить коммерческую аренду: недвижимый объект при аренде также предоставляется во временное пользование. Однако концессионер еще и создает (строит) этот объект, либо проводит его реконструкцию. Таких обязательств у арендатора нет.

Передача в концессию государственного объекта частной компании является скрытой формой приватизации.

Заключение концессионного соглашения в сфере ЖКХ

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Как известно, с некоторых пор закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» предусматривает, что его подписывают не две стороны (концедент и концессионер), а три. В качестве самостоятельной стороны концессионного соглашения в обязательном порядке участвует субъект Российской Федерации, от имени которого выступает высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) такого субъекта Российской Федерации. В случае неподписания субъектом Российской Федерации концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, такое концессионное соглашение считается незаключенным (ст. 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ).

Говоря о правах и обязанностях субъекта РФ — они, по сути, остались такими же, какими были раньше. Регулируй себе тарифы, утверждай инвестпрограммы, возмещай межтарифную разницу.

При этом закон о концессиях какого-либо участия субъекта РФ в проведении конкурса не предусматривает. Однако конкурсная документация, прежде чем она станет конкурсной документацией, фактически согласовывается региональным органом тарифного регулирования. Который, как известно, является исполнительным органом власти субъекта.

После проведения конкурса (как было в нашем случае) концессионное соглашение направляется губернатору. Губернатор отписывает документ в работу министерству ТЭК и ЖКХ. Планировалось, насколько мне известно, передать полномочия субъекта по подписанию концессий в указанное министерство, однако судьба этих инициатив туманна и неизвестна.

Министерство направляет в адрес поселения письмо с указанием выявленных недостатков и уверением о готовности вернуться к вопросу о подписании концессии после их устранения. Недостатки устранимые, но требуют значительного времени. На права субъекта РФ содержимое концессионного соглашения повлиять в принципе не может, т.к. его права и обязанности указаны в ст. 40 Закона о концессионных соглашениях.

Фактически, закон просто «впихнул» субъект РФ третьей стороной в соглашение, никак не урегулировав вопросы его участия в конкурентных процедурах и порядок подписания впоследствии такого соглашения. Не конкретизированы случаи, когда субъект вправе отказаться от подписания, равно как и случаи, когда он подписать соглашение обязан.

Как известно, в сферах водоснабжения, теплоснабжения, сроки очень важны. Чем быстрее предприятие (пусть в большинстве случаев это какие-то мелкие «ручные» ООО, созданные, чтобы хоть как-то обслуживать сети небольших населенных пунктов) войдет в полноценную работу, тем быстрее оно получит все необходимые разрешения и документы. Включая тариф.

Получилась ситуация, когда третье лицо, имеющее к договору совершенно косвенное отношение, фактически может блокировать такой договор по своему усмотрению.

Пусть замечания есть, но они: устранимы, не влияют на права и интересы субъекта РФ как стороны концессионного соглашения. Конкурс — публичная процедура, все было в открытом доступе, администрация региона могла ознакомиться с документацией и заявить о своих замечанияхвозражениях заблаговременно. Ничто не мешало бы включить в концессионное соглашение условие о том, что для концедента и концессионера оно вступает в силу с момента его ими, а для субъекта РФ — с момента подписания субъектом РФ (к примеру, после устранения выявленных недостатков и замечаний). Более того, это было бы выгодно и региону, т.к. предусмотренные законом обязанности у него возникнут лишь когда концессионное соглашение и его объект будут приведены в приемлемое для него состояние. Но закон такого не допускает. Недействительно — и точка.

Решение о заключении концессионного соглашения в отношении муниципального имущества принимается органом местного самоуправления (п. 4 ч. 1 ст. 22 Закона о концессионных соглашениях). Такое решение может быть обжаловано в судебном порядке. Могут быть обжалованы и результаты конкурса. Сделано этого не было.

Читайте так же:  Что входит в текущий ремонт жкх виды работ и когда они осуществляются

Статьи 421, 422 ГК РФ гласят, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами . Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Ст. 445 ГК РФ также подсказывает нам, что если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда. Более того, сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.

При этом юридические лица, как известно, свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом. Такая обязанность для субъекта Российской Федерации заключить концессионное соглашение предусмотрена Законом о концессионных соглашениях. Какие-либо условия или критерии для подписания (отказа от подписания) для региона законодательство не содержит. При этом из ст. 46 Закона о концессионных соглашениях следует, что о подготовке и проведении конкурса региональные власти знают, т.к. согласовывают определенные параметры конкурсной документации. Отсюда, во взаимосвязи с предусмотренными ст. 40 Закона о концессиях правах и обязанностях региона, следует (по моему скромному мнению), что субъект РФ может влиять на заключение и исполнение концессионного соглашения в сфере водо-, теплоснабжения исключительно в части, касающейся тарифного регулирования, инвестиционной составляющей и прочего. Каких-то иных механизмов влияния на заключение концессионного соглашения закон субъекту Российской Федерации не предоставил.

Логично, что субъект РФ, будучи (если можно так выразиться) ограниченным в правах и обязанностях участником концессионного соглашения, вправе выражать свои замечания и несогласие лишь относительно той части соглашения, которая касается непосредственно его прав и обязанностей. И контролировать его реализацию он может лишь в части, его касающейся.

На мой взгляд, данный пробел нуждается в устранении. Пока этого не сделано — у властей региона имеется неуправляемая возможность препятствовать эксплуатации (в условиях нынешнего состояния систем ЖКХ — хоть какого-нибудь) объектов водопровода и теплоснабжения. Я не снимаю с муниципалитетов ответственность за низкое качество работы, но я призываю учесть и объем того наследия (отсутствие каких-либо документов на объекты водопроводного хозяйства, их состояние, вызванное в том числе и бесконечной чередой сменявшихся собственников и владельцев), которое им досталось. Государство в очередной раз фактически устранилось от решения реальной проблемы, а заключавшиеся раньше с горем пополам концессионные соглашения «на местах» теперь просто подвисли и судьба стала неопределенной.

Как думаете, коллеги, возможно ли понуждение к заключению договора в данной ситуации на основании ст.ст. 421, 422, 445 ГК РФ? Фактически ведь законом не оговорены случаи, когда субъект РФ вправе отказаться от подписания концессионного соглашения. Ему его направляют, о его условиях он знал, результаты торгов не оспаривал. Вправе ли он делать замечания в части, его не касающейся? Министерство, фактически, вообще на сегодня не уполномочено решать вопрос подписания концессионного соглашения, т.е. надлежащее лицо в принципе уклонилось от его подписания. Или же я не прав?

[1]

Простыми словами о концессии: что это такое, какие задачи решает в сфере ЖКХ? Изучаем условия соглашения

Международная практика развития инфраструктуры на основе капиталовложений инвесторов является одним из наиболее перспективных направлений обустройства жилищно-коммунальной сферы в Российской Федерации.

[2]

На основе изменений к Федеральному Закону от 07.05.2013 № 103-ФЗ передача права владения и (или) эксплуатации объектов коммунального хозяйства, являющихся собственностью государства или муниципальных органов, на срок, превышающий 5 лет, осуществляется исключительно с помощью концессионных соглашений.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-51-36 . Это быстро и бесплатно !

Что это такое: определение простыми словами

Концессия в сфере ЖКХ – это партнёрская форма взаимодействия между государством (муниципалитетом) и частными инвесторами с целью вовлечения части их активов в обустройство и оздоровление объектов социальной инфраструктуры и развитие комплекса отраслей экономики, обеспечивающих функционирование жилых строений, а также создающих безопасность, удобство и комфорт проживания и пребывания в них жильцов, являющихся потребителями комплекса услуг по обслуживанию жилья:
  • отопления;
  • канализации;
  • подачи света;
  • воды и газа;
  • вывоза мусора;
  • текущего ремонта зданий.

Указанный документ чётко регламентирует:

  1. процедуру составления;
  2. регулирование выполнения условий соглашения;
  3. условия, при которых являются возможным прекращение договорённостей концессии.

Особенности таких договоренностей

Концессионное соглашение, решающее проблемы жилищно-коммунального хозяйства – это конкретная договорённость между владельцами частной компании и государственными Управляющими организациями (в том числе принадлежащими городу), согласно которой фирма, вкладывающая свои финансы принимает на себя обязательства по созданию (или же возобновлению, проведению реконструкции) определённого имущества (движимого или недвижимого), принадлежащего жилищно-эксплуатационным предприятиям, обеспечивающим работу инженерной инфраструктуры зданий населённых пунктов, занимающихся обустройством жилищного хозяйства, включая капитальный и текущий ремонт зданий, вопросами теплоснабжения, водоснабжения, обеспечения электроэнергией, ремонтом инженерных коммуникаций, а также благоустройством территорий, утилизацией мусора и уборкой.
Читайте так же:  Невозвратные авиабилеты как обменять или сдать обратно

Концессионное соглашение содержит такие пункты:

  1. описание объекта заключения соглашения;
  2. срок действия договорённости;
  3. концессионную плату, включая размеры, периодичность и формы оплаты;
  4. плату концедента, включая размеры, структуру платежей на модернизацию, или строительство объекта ЖКХ и его эксплуатацию;
  5. условия, при которых может произойти досрочное расторжение;
  6. способы разрешения противоречий;
  7. банковские гарантии;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Правоисполнитель, в свою очередь, обязан предоставить фирме права владения и пользования имуществом на указанные в соглашении сроки, чтобы компания, вкладывающая инвестиции, могла осуществлять деятельность, предусмотренную договорными обязательствами.

Плюсы и минусы

Преимущества концессионных договорённостей:
  1. Обеспечение разносторонних гарантий частным компаниям со стороны государства, повышающие окупаемость капиталовложений и уменьшающих инвестиционные риски.
  2. Сохранение имущества в государственной или муниципальной собственности.
  3. Проведение реконструкции или модернизации объектов ЖКХ без использования дотаций из бюджета.
  4. Обеспечение эффективности управления имуществом коммунальными службами.
  5. Возможность контролировать деятельность частного инвестора.

Недостатками использования частного финансирования объектов ЖКХ могут быть следующие факторы:

  • Неготовность значительной части потенциальных инвесторов отечественных компаний вкладывать активы в развитие коммунальной инфраструктуры, в то время как доступ иностранных капиталовкладчиков к партнёрским бизнес-проектам в сфере ЖКХ полностью закрыт.
  • Высокая вероятность возникновения трудностей в правоотношениях сторон, которые возникают в связи с несовершенством законодательной базы, требующей доработки, так как направление деятельности является относительно новым.
  • Точечный и хаотичный характер концессионной практики в отдельных регионах, в которых она пребывает в зачаточном состоянии.
  • Недоработки в юридическом оформлении трасс, сетей, строений в отношении регистрации на них права собственности.
  • Задолженность по оплате части объектов ЖКХ, на которые вся документация в порядке.

Условия концессии

Основные:
  1. Обязательная регистрация в территориальных отделениях ФНС, которые ведут учёт предпринимателей.
  2. Дополнительная регистрация в специальном ведомстве по выдаче патентов в случае, если предметом договора является разрешение на использование эксклюзивных прав на оговоренные объекты.
  3. Получение и оформление лицензий правообладателем.

[3]

Дополнительные:

  • При утрате правообладателем возможности использовать фирменное наименование (в том числе и в связи с банкротством одной из сторон), концессионные договорённости могут быть аннулированы.
  • Расторжение соглашений возможно только в том случае, если одна сторона заранее уведомила об этом другую.

Решаемые задачи

  1. Поиск новой бизнес-модели, позволяющей повысить уровень финансового обеспечения инновационных программ модернизации холодного и горячего водоснабжения.
  2. Определение и совместная разработка целей, необходимых для развития инвестиционной программы относительно производства, передачи, распределения тепловой энергии и электроэнергии.
  3. Выполнение концессионером обязательств по усовершенствованию инфраструктуры, принимаемой им на условиях концессии, согласно программе модернизации по схемам тепло, — и водоснабжения, утверждённым муниципальной властью.
  4. Построение комплексных инвестиционных программ, не ограничивающихся высокорентабельными нишами, а охватывающих постоянное обновление имеющихся активов, вкладываемых в передачу и распределение природного газа, водоотведения, в том числе очистку сточных вод.
  5. Установление сроков действия концессионной договорённости и стабилизация механизмов ценообразования, предоставление менее затратных кредитов для решения проблемы обработки, утилизации, обезвреживания и размещения твёрдых коммунальных отходов, улучшения освещения территорий.
  6. Объединение операционной деятельности с инвестированием в вопросах благоустройства территорий городских и сельских поселений, социального обслуживания граждан.

Основные направления внедрения концессионных соглашений предусмотрены Постановлением Правительства РФ № 748 от 5 декабря 2006 года.

Планируемые и действующие концессии

  • В Тульской области планируется построить объездную дорогу вокруг Новомосковска, в котором сосредоточено множество крупных предприятий.
  • В Тюмени одобрен проект концессионного соглашения, предусматривающий перевод города с населением в 750 тысяч на подземные источники водоснабжения. Дофинансирование в виде вложений частных инвесторов составляет 22, 9 млрд. руб.
  • Соглашение, заключённое в 2003 году в отношении объектов теплоснабжения Когалыма с ООО «Концесском». В 2005 году с этой же организацией подписано концессионное соглашение в Лангепасе, которое, однако было расторгнуто из-за требования компании повысить цены на тепло до 13%.
  • Восемь концессионных договоров заключено в конце 2016 года. Они позволили запустить необходимую реконструкцию Сумкинского и Соколовского водозаборов, очистительных сооружений в Тобольске, начать модернизацию объектов теплоснабжения и водоотведения в Заводоуковске, Ишиме, Ялуторовске, Уватском районе. Совокупный объем финансовых вложений по этим проектам составил около 2 млрд. руб.

На Российском инвестиционном форуме в Сочи 16 февраля 2018 года отмечено, что на сегодняшний день заключено 1,8 тыс. концессионных соглашений в сфере ЖКХ на 257 млрд. руб.

Таким образом, усовершенствуя законодательные аспекты взаимоотношений бизнес-структур и государства, можно использовать концессионные соглашения для решения наболевших вопросов осовременивания инфраструктуры, реконструкции и дальнейшего развития долгосрочных прибыльных проектов в сфере ЖКХ. Законодательная база должна минимизировать риски обеих сторон, стимулируя к взаимовыгодному партнёрству.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источники


  1. Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.

  2. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.

  3. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.
Что такое концессия в сфере жкх определение и примеры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here